Муниципальное бюджетное учреждение - заказчик проводит открытый аукцион на выполнение работ для муниципальных нужд. Условиями документации об аукционе, размещенной в установленном порядке, закреплено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Является ли акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 документом, подтверждающим стоимость объекта и факт введения объекта в эксплуатацию?

Ответ: Форма N КС-2 (акт о приемке выполненных работ) включена в Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

Согласно пп. "д" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Исходя из ч. 2.1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, в случае если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).

Как разъясняется в Письме Минэкономразвития России от 11.02.2010 N Д22-141, заказчик вправе устанавливать требования о включении в состав заявки приложения к заявке на участие в аукционе - копий разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, акта приемки объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более.

Представление иных документов Законом N 94-ФЗ не предусматривается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 18 ст. 65 Закона N 94-ФЗ, согласно которой, если в соответствии с Законом заказчиком, уполномоченным органом установлено требование к участникам размещения заказа, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, участник размещения заказа для подтверждения соответствия такому требованию вправе представлять в составе заявки на участие в аукционе в отношении объекта капитального строительства, введенного или принятого в эксплуатацию до 1 января 2006 г., документы, подтверждающие ввод или приемку объекта капитального строительства в эксплуатацию до 1 января 2006 г., и при необходимости документы, подтверждающие стоимость такого объекта (государственный или муниципальный контракт, платежные и иные подтверждающие стоимость объекта капитального строительства документы).

Следовательно, по мнению Минэкономразвития России, унифицированные формы N N КС-2 и КС-3 не являются документами, подтверждающими стоимость объекта и факт введения объекта в эксплуатацию.

Данный вывод поддерживается и судебной практикой.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.03.2010 N 09АП-3696/2010-ГК пришел к выводу, что акты приемки выполненных работ (форма N КС-2) не являются документами, подтверждающими стоимость строительства и ввод его в эксплуатацию.

Таким образом, учитывая как позицию Минэкономразвития России, так и мнение судебных органов, акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 не является документом, подтверждающим стоимость объекта и факт введения объекта в эксплуатацию, и не должен представляться для подтверждения соответствия требованию, предусмотренному ч. 2.1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Д. В.Комаров

Аппарат Комитета

Совета Федерации по бюджету

29.07.2010