В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания уплачивается госпошлина в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 200 руб
Согласно ст. 333.17 НК РФ плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. При этом на основании пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ уплата госпошлины, предусмотренной пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ, должна осуществляться до подачи документов на совершение соответствующих юридически значимых действий.
Исходя из положений Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", организация, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства работает (далее - принимающая сторона), обязана представить в установленном порядке в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
При этом согласно п. 21 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Вместе с тем в вышеупомянутых нормативно-правовых актах отсутствует четкое указание относительно того, какое именно лицо (принимающая сторона или иностранный гражданин (лицо без гражданства), который подлежит постановке на учет по месту пребывания) обязано уплачивать госпошлину за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, предусмотренную пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ.
Кто является плательщиком госпошлины, предусмотренной пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ, - принимающая сторона (организация, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства работает) или иностранный гражданин/лицо без гражданства, который подлежит постановке на учет по месту пребывания?
В каком порядке (на основании каких именно документов) может быть определен период пребывания соответствующего иностранного гражданина (лица без гражданства) для целей определения размера госпошлины, предусмотренной пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ?
В каком порядке и в какие сроки должна осуществляться уплата (доплата) госпошлины в связи с учетом иностранных граждан по месту пребывания, в случае если плательщик госпошлины, предусмотренной пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ, первоначально неправильно определит продолжительность пребывания соответствующего иностранного гражданина (лица без гражданства), указав меньший по продолжительности период пребывания, чем фактически сложившийся? Должна ли в данном случае доплачиваться госпошлина, предусмотренная пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ, или подлежит уплате госпошлина, предусмотренная пп. 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 2010 г. N 03-05-05-03/35
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной миграционной службой рассмотрел письмо ОАО по вопросам, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания уплачивается в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 200 руб.
Подпунктом 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ установлено, что государственная пошлина за продление срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства уплачивается в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 600 руб.
Статьей 333.17 НК РФ установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, непосредственно данным иностранным гражданином.
В случае если в территориальные органы ФМС России за совершением юридически значимых действий (постановкой иностранных граждан на учет по месту пребывания) обращается принимающая сторона, то плательщиком государственной пошлины за совершение указанного действия является именно эта принимающая сторона, а в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, - соответственно иностранный гражданин.
Постановка на учет производится на срок, указанный в уведомлении о прибытии и подтвержденный суммой, указанной в квитанции об уплате государственной пошлины, в силу ст. 333.18 НК РФ.
Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.
Если иностранный гражданин неправильно определил продолжительность своего пребывания в Российской Федерации и выражает намерение дальше пребывать в России в течение сроков, установленных ст. 5 Закона N 115-ФЗ, то его принимающей стороне необходимо подать в орган миграционного учета новое уведомление о прибытии с соответствующими документами и новой квитанцией об уплате государственной пошлины согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.28 Кодекса.
Если иностранный гражданин желает пребывать в России свыше сроков, установленных ст. 5 Закона N 115-ФЗ, то после решения о продлении ему срока пребывания в Российской Федерации его принимающей стороне необходимо подать в орган миграционного учета новое уведомление о прибытии с соответствующими документами и новой квитанцией об уплате государственной пошлины согласно пп. 21 п. 1 ст. 333.28 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
28.07.2010