Организация осуществляет деятельность в области наружной рекламы на территории г. Москвы. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдано организации на конструкцию с экспонирующей поверхностью площадью 100 кв. м. В связи со сложившейся экономической ситуацией, вынужденным сокращением производственных затрат фактически была установлена конструкция с экспонирующей поверхностью меньшей площади - 50 кв. м. Какой показатель площади необходимо учитывать при расчете ЕНВД? Кроме того, организации было выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа призмаборд (вращающиеся призмы). По вышеуказанным причинам фактически был установлен билборд (статическая конструкция). Ставки ЕНВД по рекламным конструкциям разные. Какой показатель экспонируемой поверхности должен применяться при расчете налога в таком случае? Каким документом, определяющим площадь экспонируемой поверхности, руководствуется налоговый орган при проверке правильности исчисления ЕНВД?

Ответ: В рассматриваемой ситуации для расчета ЕНВД организации следует использовать размер базовой доходности 3000 руб. в месяц с применением физического показателя 50 кв. м ("Площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения").

К документам, подтверждающим величину экспонируемой поверхности, относятся любые имеющиеся у организации сведения, содержащие информацию о типе (разновидности) и основных параметрах фактически используемых площадей нанесенного рекламного изображения. Общие площади не всегда полностью используются для размещения рекламы, поэтому либо пустые площади, либо площади, используемые для собственных нужд (указатели, информация о номерах телефонов и т. д.), в налогообложении ЕНВД не учитываются.

Налоговым органам при проверках правильности исчисления ЕНВД нужно подтвердить именно используемую площадь для размещения рекламы. Такими документами могут быть: внутренние документы организации об изменении технических характеристик стационарных средств наружной рекламы в связи со сложившейся экономической ситуацией; договоры (акты, СМР, накладные, фотографии), подтверждающие фактически используемую конструкцию, договоры с заказчиком на размещение его рекламной информации, паспорт рекламного места, эскизы рекламных конструкций и др.

Обоснование: Согласно ст. 346.29 Налогового кодекса РФ при осуществлении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы исчисление налоговой базы по ЕНВД производится с использованием физического показателя базовой доходности "площадь информационного поля (в квадратных метрах)". Под площадью информационного поля понимается площадь самого нанесенного изображения, а не общая площадь, предназначенная для изображения.

На основании ст. 346.27 НК РФ площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения (билборд), - это площадь нанесенного изображения (50 кв. м).

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД согласно ст. 346.29 НК РФ признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (3000 x 50 кв. м).

Информация о применяемом на территории г. Москвы корректирующем коэффициенте базовой доходности К2 (с учетом зон распространения наружной рекламы) определена в Законе г. Москвы от 29.10.2008 N 53 "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций".

По составу документов, подтверждающих ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, четко высказала свою позицию ФНС России в Письме от 03.03.2005 N 22-2-16/289.

Дополнительные разъяснения по вопросам налогообложения ЕНВД содержатся в Письмах Минфина России: от 10.02.2006 N 03-11-04/3/77, от 29.10.2009 N 03-11-06/3/256.

О. М.Новгородова

Руководитель

департамента аудита

и налогового консалтинга

ЗАО Группа компаний "РУСКОНСАЛТ"

27.07.2010