Ликвидация российских кредитных организаций (новеллы правового регулирования)

(Ерпылева Н. Ю.) ("Банковское право", 2005, N 2) ("Налоги" (газета), 2006, N 17) Текст документа

ЛИКВИДАЦИЯ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)

Н. Ю. ЕРПЫЛЕВА

Ерпылева Н. Ю., кандидат юридических наук (МГУ им. М. В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), профессор Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Весомым результатом проводимых в России экономических реформ стало формирование не существовавшей ранее, абсолютно новой банковской системы, построенной на рыночных принципах разнообразия форм собственности, многообразия организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и полисистемного характера складывающихся между ними экономических взаимосвязей. Сама банковская система выступает как ключевое звено и краеугольный камень финансовой системы государства. Ее роль и значение в социально-экономическом развитии страны определяются теми макроэкономическими функциями, которые она выполняет, и прежде всего функцией обеспечения стабильного и надежно функционирующего платежного механизма в государстве, который опосредует движение финансовых потоков и тем самым дает возможность осуществления всего объема экономической деятельности в государстве. Основным элементом российской банковской системы выступает кредитная организация. В соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. в редакции от 30 декабря 2004 г. <*> кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ч. 1 ст. 1). Наряду с вопросами создания и реорганизации кредитных организаций весьма важное значение имеет проблема их ликвидации, в отношении которой в последнее время произошли существенные изменения правового регулирования. Рассмотрим их более подробно. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492; Рос. газ. 2005 г. 13 января. N 2.

I. Добровольная ликвидация кредитной организации (ликвидация кредитной организации по инициативе ее учредителей (участников))

ФЗ "О банках и банковской деятельности (ст. 23). Указание ЦБ РФ N 749-У "О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников)" от 1 марта 2000 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2000. N 14.

Добровольная ликвидация кредитной организации (далее - КО) осуществляется на основании решения учредителей (участников) КО о прекращении ее деятельности и их ходатайства об аннулировании лицензии КО на осуществление банковских операций <*>. При этом государственная регистрация КО в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сведения и документы, необходимые для государственной регистрации КО в связи с ее ликвидацией, представляются в Банк России. Государственная регистрация КО в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов. -------------------------------- <*> Ликвидация кредитных организаций является предметом пристального внимания авторов многих работ. См., например: Эриашвили Н. Д. Банковское право: Учебник для вузов. М., 2003. С. 104 - 125; Братко А. Г. Банковское право России: Учебное пособие. М., 2003. С. 349 - 358. Вместе с тем следует отметить, что усилия исследователей распределяются крайне неравномерно. Наибольший интерес для авторов, и это видно по объему научной литературы, представляют различные аспекты банкротства (несостоятельности) кредитных организаций. Добровольная же ликвидация кредитной организации по инициативе ее учредителей (участников) рассматривается как явление заурядное с правовой точки зрения, поэтому основным источником знаний в этом отношении выступают работы о ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм.

1) Процедура добровольной ликвидации кредитной организации. В случае прекращения деятельности КО на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства КО принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. В случае аннулирования лицензии на осуществление банковских операций КО в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России. Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс КО по согласованию с Банком России. Ликвидация КО считается завершенной, а КО - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 23 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). 2) Основания отказа в удовлетворении ходатайства об аннулировании лицензии. Банк России принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства КО об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае: - принятия участниками КО решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации с нарушением действующего законодательства; - принятия участниками КО решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации при недостаточности стоимости имущества КО для удовлетворения в полном объеме требования кредиторов; - наличия оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций. Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России (п. 1, 5, 7 - 8 указания ЦБ РФ N 749-У).

II. Принудительная ликвидация кредитной организации (ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России)

ФЗ "О банках и банковской деятельности (ст. 20, 23.1). Положение ЦБ РФ N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ" от 2 апреля 1996 г. в редакции от 19 августа 2003 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1999. N 16; 2003. N 48.

Принудительная ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России осуществляется после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации при отсутствии у нее признаков банкротства <*>. Перечень оснований для отзыва у КО лицензии четко определен в законодательстве и является исчерпывающим. -------------------------------- <*> См.: Челюканов Н. А. Перспективы финансового оздоровления и возобновления работы кредитных организаций после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций // Банковское право. 2001. N 4; Сергеев В. В. К проблеме законодательного регулирования предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 1999. N 3; Пыхтин С. Приостановление, аннулирование и отзыв банковской лицензии // Хозяйство и право. 2004. N 1.

1. Основания отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях: 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия; 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; 3) установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; 4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); 5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией; 6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к КО неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10 июля 2002 г. в редакции от 29 июля 2004 г. <*>, а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 - 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. в редакции от 28 июля 2004 г. <**>; -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2004. N 31. Ст. 3233. <**> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2004. N 31. Ст. 3224.

7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов КО при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц; 8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения; 9) неоднократного непредставления в установленный срок КО в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях (ч. 1 ст. 20). Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях: 1) если достаточность капитала КО становится ниже 2%. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у КО должна быть отозвана лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала КО, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала КО достигает максимального значения; 2) если размер собственных средств (капитала) КО ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации КО; 3) если КО не исполняет в срок, установленный ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала); 4) если КО не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и/или исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 2 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). 2. Процедура отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20, Банк России отзывает у КО лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва. Решение Банка России об отзыве у КО лицензии вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении КО не приостанавливают действия указанного решения Банка России. Сообщение об отзыве у КО лицензии публикуется Банком России в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. После отзыва у КО лицензии КО должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации КО в соответствии с правилами, установленными АПК РФ. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации КО и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций. Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации КО, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что КО находится в процессе ликвидации. Срок ликвидации КО не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации КО. Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации КО представить в Банк России указанное определение для осуществления государственной регистрации КО в связи с ее ликвидацией (ст. 23.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности").

III. Принудительная ликвидация кредитной организации (ликвидация кредитной организации в порядке конкурсного производства)

ФЗ "О банках и банковской деятельности" (ст. 23.1). ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. в редакции от 20 августа 2004 г. <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1097; 2004. N 34. Ст. 3536.

Положение ЦБ РФ N 241-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" от 26 ноября 2003 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2004. N 1.

Инструкция ЦБ РФ N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" от 12 июля 1999 г. в редакции от 21 июня 2002 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1999. N 42 - 43; 2002. N 37.

Письмо ЦБ РФ N 114-Т "Об обращении Банка России в арбитражный суд с заявлением о признании кредитных организаций банкротами" от 30 мая 2000 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2000. N 30.

Указание ЦБ РФ N 602-У "Об утверждении порядка публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка Росси" от 7 июля 1999 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1999. N 41.

Положение ЦБ РФ N 125-П "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования с территориальными учреждениями Банка России" от 4 октября 2000 г. в редакции от 13 июня 2002 г. <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2000. N 55; 2002. N 36.

Если к моменту отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства) <*> или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной Банком России в КО после отзыва у нее указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании КО банкротом в порядке, установленном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ст. 23.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). -------------------------------- <*> См.: Полуэктов М. Условия несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2000. N 2; Еганян А. С. О понятии и признаках несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в России // Банковское право. 2002. N 1.

Согласно ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под несостоятельностью (банкротством) КО понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. КО считается таковой, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и/или если после отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств КО перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей (ст. 2). Новым по сравнению с ранее действовавшей редакцией Закона является введение четырнадцатидневного срока вместо одного месяца. 1) Основания для признания кредитной организации банкротом. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве КО применяется конкурсное производство. При банкротстве КО наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. в редакции от 22 августа 2004 г. <*>, не применяются (ст. 5). Нововведением последней редакции ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" выступает включение новой главы в его структуру, которая содержит комплекс норм процессуального характера. Речь идет о главе VI.1 "Производство по делу о банкротстве кредитной организации", причем сам Закон предусматривает при рассмотрении дел о банкротстве КО применение одновременно и соответствующих норм АПК, и норм данного Закона. На основании вышеизложенного можно утверждать, что новая редакция ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" содержит как материальные, так и процессуальные нормы и в силу этого является источником как банковского, так и арбитражного процессуального права. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607.

2) Процедура признания кредитной организации банкротом. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления лиц, указанных в п. 1 ст. 50.4, если сумма требований к КО в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у КО лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств КО перед ее кредиторами или уплаты обязательных платежей (п. 1 ст. 50.7.). Если арбитражный суд выносит решение о признании КО банкротом, открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий <*>. Ликвидация КО считается завершенной, а КО - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц. -------------------------------- <*> См.: Суворов А. В. Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом) // Банковское право. 2002. N 2; Ерш А. Судьба мирового соглашения, заключенного в процессе реструктуризации кредитной организации, при ее банкротстве // Хозяйство и право. 2004. N 2.

В заключение хотелось бы отметить несколько нововведений нынешней редакции Закона, о которых не было упомянуто выше. Эти нововведения носят процедурный характер и регулируются нормами главы VI.2 "Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом". Во-первых, существенно изменены нормы, касающиеся статуса конкурсного управляющего. Им может быть не только арбитражный управляющий (физическое лицо), но и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (юридическое лицо). Во-вторых, серьезно усилен контроль за действиями конкурсного управляющего. Данное положение подтверждается четкими нормами Закона, которыми регулируются: - полномочия конкурсного управляющего (ст. 50.21). Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя КО и иных органов управления КО. Он обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, КО, общества и государства. Круг полномочий конкурсного управляющего включает 12 обязанностей и 6 правомочий; - контроль за деятельностью конкурсного управляющего (ст. 50.22). Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда представлять в суд отчет о своей деятельности; представлять информацию о финансовом состоянии КО и ее имуществе, а также отчет о своей деятельности собранию кредиторов или комитету кредиторов не реже одного раза в месяц; представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность КО ежемесячно. Банк России вправе проводить проверки деятельности конкурсного управляющего и направлять ему предписания об устранении нарушения законодательства. Неисполнение такого предписания является основанием для аннулирования аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России; - порядок освобождения конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей (ст. 50.23). Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, может быть освобожден арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании поданного им заявления и в иных случаях; - порядок отстранения конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей (ст. 50.24). Основаниями отстранения выступают неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей; выявление обстоятельств, препятствовавших его назначению на эту должность; аннулирование Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России. Конкурсный управляющий отстраняется от исполнения своих обязанностей арбитражным судом. В-третьих, серьезно упрощен порядок совершения отдельных процессуальных действий при осуществлении конкурсного производства КО, признанной банкротом: - упрощена процедура судебного рассмотрения дела о банкротстве, выразившаяся в том, что предварительное судебное заседание по делу о признании КО банкротом не проводится. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании КО банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не проводится. Проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании КО банкротом, проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве (п. 1 - 2 ст. 50.10); - упрощена процедура установления требований кредиторов, которая предполагает их установление не арбитражным судом (как ранее), а конкурсным управляющим. Согласно п. 3 (7 - 8) ст. 50.21 конкурсный управляющий обязан установить требования кредиторов и вести реестр требований кредиторов. В случае обжалования кредитором решения конкурсного управляющего относительно заявленных требований последние устанавливаются исключительно арбитражным судом; - введен жесткий максимальный срок для созыва первого собрания кредиторов КО с целью формирования органа кредиторов, который должен согласовать условия продажи имущества КО-должника, - 90 дней со дня открытия конкурсного производства. Конкурсный управляющий вправе созвать первое собрание кредиторов после установления требований кредиторов, но не позднее 90 дней со дня опубликования сведений о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 - 4 ст. 50.25).

Название документа