Организация по договору аутстаффинга привлекла иностранного работника, который имел разрешение на работу. УФМС России привлекло данного работодателя к административной ответственности за неуведомление о привлечении иностранной рабочей силы. Должна ли была организация отправлять уведомление в УФМС России и в службу занятости населения о привлечении к трудовой деятельности иностранного работника, если организация не является его работодателем?

Ответ: Исходя из последней судебной практики, работодатель должен уведомлять УФМС России о привлечении иностранного работника по договору аутстаффинга.

Обоснование: Частью 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечениях и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пунктом 2 Приложения N 6 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147 предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Однако понятие "Заказчик" в нормативном акте не было расшифровано. Заказчиком является только лицо, которое непосредственно заключило гражданско-правовой договор с иностранным работником или заказчиком, также является лицо, которое заключило с другим юридическим лицом гражданско-правовой договор на аренду персонала работодателя.

Последняя позиция судебных органов исходит из того, что заказчиком услуг является не только лицо, которое непосредственно заключило гражданский договор с иностранным работником, но также и лицо, которое заключило договор с другим лицом на аренду персонала (Определение ВАС РФ от 08.08.2013 N ВАС-10671/13 по делу N А32-40138/2011).

Р. К.Петросов

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

24.01.2014