Бесхозяйные объекты недвижимого имущества приняты на учет Росреестром по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Подлежат ли обложению НДС операции по реализации указанных объектов (право муниципальной собственности на которые признано), осуществляемые организацией по договору комиссии, заключенному с органом местного самоуправления?

Ответ: Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (п. 1 ст. 991 ГК РФ).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При реализации на территории РФ бесхозяйных ценностей налоговая база по НДС исчисляется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, и акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Основание - п. 4 ст. 161 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ (п. 4 ст. 173 НК РФ).

Таким образом, организация, осуществляющая операции по реализации бесхозяйных объектов недвижимого имущества по договору комиссии, признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС.

При реализации такого имущества налоговый агент дополнительно к его цене обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС путем выставления счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи права собственности на это имущество. Это следует из п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ.

Сумма НДС исчисляется по налоговой ставке 18% исходя из стоимости реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ (п. 4 ст. 161 и п. 3 ст. 164 НК РФ). При этом право на налоговые вычеты налоговым агентам, осуществляющим указанные операции, не предоставляется (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Кроме того, организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договору комиссии, уплачивает НДС по ставке 18% с сумм дохода, полученного в виде комиссионного вознаграждения. Основание - п. 1 ст. 156 и п. 3 ст. 164 НК РФ.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.07.2010