Казахская организация, не состоящая на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика, осуществляет в 2010 г. разработку образца нового изделия в соответствии с договором на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, заключенным с российской организацией. Следует ли российской организации исполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с сумм доходов, перечисляемых казахской организации?

Ответ: По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Об этом говорится в п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса РФ.

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав Правительств России, Республики Беларусь и Республики Казахстан решил считать вступившими в силу с 1 июля 2010 г., в частности:

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение);

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Об этом говорится в п. 1 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза".

Согласно ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами, то есть Протоколом.

Для целей Протокола под опытно-технологическими работами понимается разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии (ст. 1 Протокола).

В ст. 2 Протокола определено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются, в частности, опытно-технологические работы. Основание - пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола.

Таким образом, разработка образца нового изделия относится к опытно-технологическим работам. С 1 июля 2010 г. российским организациям при заключении сделок с казахскими контрагентами в целях налогообложения НДС операций по выполнению работ следует руководствоваться вышеупомянутым Протоколом.

Операции по реализации опытно-конструкторских работ по сделкам с казахскими контрагентами подлежат обложению НДС по месту осуществления деятельности налогоплательщика - заказчика этих работ, то есть на территории РФ. Это подтверждается нормами ст. 2 и пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола.

Документами, подтверждающими место реализации этих работ, являются:

- договор (контракт) на выполнение работ, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов таможенного союза;

- документы, подтверждающие факт выполнения работ;

- иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 3 Протокола).

При этом российская организация, приобретающая на территории РФ работы у казахской организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве плательщика НДС, признается налоговым агентом, исполняющим обязанности по исчислению, удержанию из доходов казахского исполнителя и уплате в бюджет соответствующей суммы НДС. Указанные суммы НДС исчисляются по налоговой ставке 18/118 исходя из налоговой базы, определяемой как стоимость выполненных работ с учетом НДС. Это следует из норм п. п. 1 и 2 ст. 161 и п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

До указанной даты порядок налогообложения НДС при выполнении работ (оказании услуг) по сделкам между российскими и казахскими контрагентами регулировался Соглашением от 09.10.2000 между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле. Согласно п. 1 ст. 5 данного Соглашения порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения его в действие услуги (за исключением перечисленных в пп. "а" - "в" п. 1 ст. 5 указанного Соглашения) облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон. Поскольку до 1 июля 2010 г. протокол, указанный в ст. 5 Соглашения, не вступил в силу, в отношении вышеуказанных услуг применялись нормы гл. 21 НК РФ, предусматривавшие аналогичный порядок.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.07.2010