Должностные лица территориального органа ПФР предоставили организации решение территориального органа ПФР о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Организация заявила, что не имеет возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки. Между организацией и территориальным органом ПФР было достигнуто согласие о том, что выездная проверка будет проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР. В ходе проведения проверки территориальный орган ПФР выявил необходимость ознакомления с подлинниками некоторых документов. Должностные лица территориального органа ПФР должны прибыть на территорию организации для ознакомления с подлинниками документов или сотрудники организации должны сами доставить (привести) подлинники в территориальный орган ПФР?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в частности, организации.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов (ст. 3 Закона N 212-ФЗ).

Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

Таким образом, Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что выездная проверка может проводиться в территориальном органе ПФР по месту нахождения организации, если у организации отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки.

Поскольку Законом N 212-ФЗ не определено, что может пониматься под "возможностью предоставить помещение для проведения выездной проверки", по-видимому, решение о проведении выездной проверки по месту нахождения территориального органа ПФР должно быть принято совместно организацией и территориальным органом ПФР.

Как предусмотрено ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, при проведении выездной проверки у организации могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212-ФЗ. Ознакомление должностных лиц территориальных органов ПФР с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

Таким образом, ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ предусмотрено (в качестве исключения), что если выездная проверка организации проводится по месту нахождения территориального органа ПФР, то ознакомление должностных лиц территориального органа ПФР с подлинниками документов должно осуществляться также по месту нахождения территориального органа ПФР.

Должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов - ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий - ч. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ.

Изъятие подлинников документов не допускается - ч. 3 ст. 37 Закона N 212-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ в случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Таким образом, должностные лица территориального органа ПФР вправе требовать от организации представления копий подлежащих проверке документов, а с их оригиналами могут только ознакомиться.

Вместе с этим законодательство РФ не содержит определений того, что должно пониматься под термином "ознакомление с документами". Закон N 212-ФЗ также однозначно не определяет, должны ли оригиналы документов передаваться должностным лицам территориальных органов ПФР "для ознакомления" на какой-либо срок или же с документами должностные лица территориальных органов ПФР должны ознакомиться лишь в присутствии плательщика страховых взносов.

Одновременно с этим согласно ч. 21 ст. 35 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.

Таким образом, ч. 21 ст. 35 однозначно определяет, что обеспечение возможности должностных лиц территориальных органов ПФР ознакомиться с оригиналами документов возлагается на плательщика страховых взносов, то есть на организацию.

С учетом изложенного плательщикам страховых взносов придется самостоятельно доставлять подлинники документов в территориальный орган ПФР в целях ознакомления с ними должностных лиц. Поскольку законодательство РФ не дает определения термина "ознакомление", порядок такого ознакомления (и сроки), по-видимому, организация и должностные лица ПФР должны будут определить самостоятельно.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

21.07.2010