Территориальный орган Пенсионного фонда РФ представил организации решение о проведении выездной проверки организации на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В решении территориального органа ПФР о проведении выездной проверки не указана дата вынесения такого решения (причем подпись должностного лица и печать территориального органа ПФР на решении проставлены). Вправе ли территориальные органы ПФР проводить выездную проверку организации на основании такого решения? Какие действия целесообразно предпринять организации во избежание спорных ситуаций с территориальным органом ПФР?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в частности, организации.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов (ст. 3 Закона N 212-ФЗ).

Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов.

Частью 4 ст. 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество плательщика страховых взносов;

2) предмет проверки;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки.

Форма такого решения (9-ПФР) утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н (Приложение N 14 к Приказу).

Названной формой предусмотрено, что в решении о проведении выездной проверки должна быть указана в том числе дата его вынесения.

При этом в силу ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки - ч. 14 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.

Таким образом, если в решении территориального органа ПФР о проведении выездной проверки дата его вынесения не будет указана, то установить возможный (двухмесячный) срок проведения такой проверки не будет представляться возможным. Проведение территориальным органом ПФР выездной проверки организации за рамками двухмесячного срока будет являться нарушением ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.

Обращаем внимание, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов соблюдения законодательства РФ о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов.

Таким образом, организация вправе потребовать от должностных лиц территориального органа ПФР предоставить решение о проведении выездной проверки организации с указанием даты его вынесения.

Статьей 53 Закона N 212-ФЗ установлено право организации обжаловать решения и иные акты территориального органа ПФР ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению организации, акты, действия (бездействие) нарушают права организации.

Можно полагать, что отсутствие в решении территориального органа ПФР о проведении выездной проверки даты вынесения такого решения может быть расценено как нарушение права организации на проведение проверки не более двух месяцев (с учетом того, что двухмесячный срок должен исчисляться с даты вынесения решения).

Таким образом, если должностные лица территориального органа ПФР требование организации о предоставлении решения с указанием конкретной даты его вынесения не исполнят, то подобное решение организация вправе обжаловать в порядке, определенном гл. 7 Закона N 212-ФЗ.

Кроме этого, в силу п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие Закону N 212-ФЗ или иным федеральным законам. В связи с этим в ситуациях, когда решение о проведении выездной проверки организации не содержит даты его вынесения, то организация вправе отказать должностным лицам территориального органа ПФР в доступе на свою территорию (в помещение) для проведения выездной проверки.

Обращаем внимание на то, что если в подобных ситуациях организация отказывает в доступе на свою территорию (в помещение), то организациям целесообразно затребовать от должностных лиц территориального органа ПФР представить организации копию решения о проведении выездной проверки без указания даты его вынесения. Право требования представления такой копии установлено для плательщиков страховых взносов в п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. Также п. 9 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность органа контроля выдавать по заявлению плательщика страховых взносов копии решений, принятых в отношении его. Наличие копии может потребоваться организации в случае оспаривания действий органа контроля за уплатой страховых взносов, например, в судебном порядке или для обжалования в соответствии с гл. 7 Закона N 212-ФЗ.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

21.07.2010