Основной вид деятельности организации - оказание услуг (разработка программного обеспечения по договорам с заказчиками). Для этих целей организация арендует в бизнес-центре офис площадью 30 кв. м. В договоре аренды офиса есть положение, в котором указано, что арендатор уплачивает платежи за негативное воздействие на окружающую среду в части отходов, образующихся в результате деятельности арендатора. Должна ли организация-арендатор платить указанные платежи, поскольку в результате ее деятельности никаких отходов, кроме канцелярских (бумага, картриджи и прочее), не образуется?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата, в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.

Вопрос внесения платежей арендаторами на протяжении длительного времени остается открытым.

Так, например, Ростехнадзор в своих письмах приводит следующие разъяснения и рекомендации для арендаторов помещений.

Для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов.

Вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами.

Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В случае если отходы, согласно п. 4 ст. 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Брошенные арендатором отходы, например оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.

Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся.

При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и, соответственно, самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет (п. 3 Письма Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169). Аналогичная позиция высказана и в Письмах Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170, а также от 02.08.2007 N 04-18/1038.

Что же касается рассматриваемого вопроса, то можно привести позицию судей ФАС Северо-Западного округа, изложенную в Постановлении от 20.08.2007 N А56-49061/2006. Судьи указали, что в ситуации, аналогичной представленной в вопросе, арендатор ошибочно полагал, что не размещает твердые бытовые отходы.

В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями к размещению отходов относится их хранение. Общество-арендатор осуществляло такое хранение до момента вывоза отходов. Согласно договору аренды нежилого помещения, заключенному между арендодателем и арендатором, арендатор самостоятельно производит платежи в бюджеты всех уровней. Поэтому то обстоятельство, что вывоз мусора осуществляет арендодатель, не освобождает арендатора от платы за размещение принадлежащих ему отходов. Включение в арендную плату расходов арендодателя по вывозу мусора означает лишь то, что арендодатель оплачивает услуги по такому вывозу. Данных о том, что арендодатель принял на себя и обязанность по уплате за арендатора как собственника образуемых отходов производства и потребления соответствующих платежей в бюджет, не представлено. Не представлено и данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что отходы арендатора обращены в собственность арендодателя.

Что же касается бытовых и канцелярских отходов, то в отношении негативного воздействия от размещения данного вида отходов Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.03.2009 N 14561/08 указал, что в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Данная деятельность носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе N 7-ФЗ. Таким образом, при осуществлении организацией деятельности, в результате которой образуются бытовые и канцелярские отходы, не происходит негативного воздействия на окружающую среду (а именно размещения отходов производства и потребления в смысле, предписанном Законом N 89-ФЗ), следовательно, и обязанности вносить платежи за загрязнение окружающей среды не возникает.

Ю. А.Мельникова

Консалтинговая группа "Аюдар"

21.07.2010