Государственным бюджетным учреждением для государственных нужд проводится открытый конкурс на поставку продуктов общественного питания. Организации (ООО), которая подала заявку на участие в конкурсе, отказано в допуске по причине несоответствия поданной заявки требованиям конкурсной документации. Организация по собственной инициативе (требований об этом в конкурсной документации не было установлено) приложила в составе конкурсной заявки информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата, которым подтверждено наличие в составе Статрегистра Росстата организации и ее идентификации по коду ОКВЭД 74.82 (упаковывание). Из представленной в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ также следует, что основным видом деятельности организации являются услуги по упаковыванию (код 74.82). Конкурсная комиссия, установив на основании указанных документов также отсутствие среди дополнительных видов деятельности таких видов деятельности, как поставка продукции общественного питания (коды 55.5 или 55.52), пришла к выводу, что среди осуществляемых организацией видов деятельности отсутствует код, соответствующий заявленному предмету конкурса, а именно поставки продуктов общественного питания, что ставит под сомнение возможность исполнения государственного контракта. Конкурсная комиссия посчитала, что отсутствие кода, соответствующего заявленному предмету конкурса, свидетельствует о том, что организация не вела и не ведет данный вид экономической деятельности, а значит, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами (кадры, оборудование, опыт) для исполнения государственного контракта. Может ли быть признан правомерным отказ конкурсной комиссии по указанному основанию, если иные требования, предусмотренные законодательством и конкурсной комиссией в отношении конкурсных заявок, организацией выполнены и в уставе организации указано, что помимо основного вида деятельности (услуги по упаковыванию) ООО имеет гражданские права и несет обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами и не противоречащих предмету и целям общества?

Ответ: На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) коды 74.82 (упаковывание) и 55.5 или 55.52 (связаны с поставкой продукции общественного питания) являются кодами разных видов экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:

1) непредоставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), ч. 2 ст. 31.4 или ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ;

3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ случаев, не допускается (ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Закон N 94-ФЗ не предусматривает обязательного соответствия вида экономической деятельности юридического лица, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц или в Статрегистре Росстата, виду деятельности, являющемуся предметом размещения заказа путем открытого конкурса. Такое основание для отказа в допуске к участию в конкурсе не предусмотрено и в ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Ограничений для деятельности по поставке продукции общественного питания законодательством не установлено.

Следовательно, отказ в допуске к участию в конкурсе по основанию несоответствия вида экономической деятельности юридического лица, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц или в Статрегистре Росстата, виду деятельности, являющемуся предметом размещения заказа путем открытого конкурса, не соответствует также положениям об общей правоспособности общества с ограниченной ответственностью, принимая во внимание, что в его уставе указано, что помимо основного вида деятельности (услуги по упаковыванию) общество имеет гражданские права и несет обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами и не противоречащих предмету и целям общества.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации отказ организации в допуске к участию в размещении заказа конкурсной комиссией по указанному основанию произведен неправомерно. Если организацией соблюдены требования, предусмотренные Законом N 94-ФЗ и конкурсной комиссией в отношении конкурсных заявок, ей не может быть отказано в участии в размещении заказа.

В то же время следует учитывать, что в судебной практике встречаются как решения в пользу организации - участника размещения заказа (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008 N А56-14715/2008), так и в пользу организаторов конкурса (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2007, 27.02.2007 N Ф03-А37/07-1/296). Однако в последнем случае суд установил, что основной целью проведенного конкурса являлось определение победителя на право поставки имеющей особую специфику мебели для нужд учреждений образования, в то время как, как следовало из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца по данному делу являлась розничная торговля мебелью и товарами для дома, дополнительным - прочая розничная торговля в специализированных магазинах, в связи с чем и был принят отказ в допуске к участию в конкурсе. Учитывая отсутствие единообразия судебной практики, в случае отказа организации в рассматриваемой ситуации организация будет вправе отстаивать правомерность своей позиции в суде путем предъявления иска о признании незаконным решения конкурсной комиссии, выразившегося в недопуске организации к участию в конкурсе.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.07.2010