ООО, имеющее единственного учредителя - участника (он же руководитель), которым в декабре 2009 г. принято решение о приведении устава в соответствие с изменившимся законодательством и утверждении новой редакции устава, в том же месяце подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с принятием устава в новой редакции в соответствии с изменившимся законодательством (при этом размеры и номинальная стоимость долей в уставном капитале общества не изменялись, доли или части доли в залог (или иное обременение) не передавались, в порядке наследования доли не передавались, а равно иные сведения об ООО не менялись, в уставе только следующие изменения: частично изменена терминология, используемая в уставе (так, в новой редакции устава используется понятие "доли уставного капитала" (а не "вклады участников")), в новой редакции устава не указаны сведения о размере и номинальной стоимости доли единственного участника общества, изменен перечень прав и обязанностей участников общества, по-новому регламентирован выход участника общества из общества, с учетом изменений законодательства изменены положения, касающиеся перехода доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам, по-другому приведены положения, касающиеся органов управления обществом, по-новому изложен раздел, посвященный хранению документов общества. На заявлении нотариусом в том же месяце была проставлена удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи, однако заявление в регистрирующий орган в декабре 2009 г. представлено не было (организация в связи с отменой срока до 01.01.2010 решила подать его позднее). В мае 2010 г. организация уплатила государственную пошлину в требуемом размере и подала указанное заявление и все необходимые документы в регистрирующий орган, при этом до мая 2010 г. никаких изменений в сведения, касающиеся ООО, не вносилось. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации изменений, сославшись на то, что решение о приведении устава в соответствие с изменившимся законодательством и утверждении новой редакции устава датировано не маем 2010 г., а декабрем 2009 г., и удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи нотариусом также проставлена в декабре 2009 г. Правомерен ли отказ регистрирующего органа с подобным основанием?

Ответ: Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) вступил в силу с 01.07.2009 (ч. 1 ст. 5 Закона N 312-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 312-ФЗ уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) (в ред. Закона N 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Данная часть действует в редакции Федерального закона от 17.12.2009 N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего с 22.12.2009. В ранее действовавшей редакции ч. 2 ст. 5 Закона N 312-ФЗ предусматривала, что уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Законом N 14-ФЗ (в ред. Закона N 312-ФЗ) не позднее 1 января 2010 г.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 312-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приведения их в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Законом N 14-ФЗ (в ред. Закона N 312-ФЗ) применяются в части, не противоречащей указанным законодательным актам Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлен перечень сведений и документов, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (пп. "е" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Как указано в п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, если иное не установлено Законом N 129-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. "м", "о" - "с", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. "м" - "р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI Закона N 129-ФЗ.

Исходя из п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439), предусматривает строку 7, которая заполняется в соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Вместе с тем, как отмечено ФНС России в п. 2 Письма от 08.07.2009 N МН-22-6/548@, в соответствии с п. 9 Письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@, учитывая, что формы N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением N 439, не отвечают требованиям Закона N 312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www. nalog. ru.

Указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в редакции Закона N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.

В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением N 439.

Таким образом, следует представлять заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме N 13001, рекомендованной для использования ФНС России, в листе Н "Сведения о заявителе" которой предусмотрена строка 12 для свидетельствования подлинности подписи заявителя в нотариальном порядке.

Статьей 80 Основ законодательства о нотариате установлено, что нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации.

Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Приказом Минюста России от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" утверждена форма N 54 "Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи", предусматривающая, в частности, указание даты (число, месяц, год) прописью.

Исходя из п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Положения Закона N 129-ФЗ не предусматривают такого основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как истечение определенного срока с даты проставления нотариусом в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, удостоверительной надписи о засвидетельствовании подлинности подписи, перед представлением соответствующих документов в регистрирующий орган.

Также Законом N 312-ФЗ, ГК РФ и Законом N 14-ФЗ не предусмотрено каких-либо оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, в том числе связанных с истечением определенного срока с даты принятия обществом решения об изменении устава и представлением соответствующих документов в регистрирующий орган.

Таким образом, рассматриваемый отказ регистрирующего органа, по нашему мнению, является неправомерным.

Дополнительно отметим, что оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по нашему мнению, в указанном случае не имеется.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.07.2010