Административно-правовой статус гражданина РФ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 79  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие, сущность и гарантии административно-правового статуса гражданина 6

1.1 Понятие статуса гражданина Российской Федерации 6

1.2 Административно-правовой статус гражданина как часть общего правового статуса гражданина Российской Федерации 12

1.3. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов 23

Глава 2. Соотношение административно-правового и конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации 29

Глава 3. Некоторые проблемы определения административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 43

3.1 Проблемы политического участия граждан Российской Федерации 43

3.2. Реализация коллективных прав граждан в административной сфере 52

3.3. Административно-правовой статус гражданина: состояние и проблемы совершенствования 61

Заключение 73

Список литературы 77

Введение

Введение

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности исполнительной ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной составляющей власти, в жизни общества. Административное право закрепляет права и обязанности граждан и в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений.

Актуальность темы определяется тем, что за прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Степень разработанности темы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации характеризуется тем, что имеет самые различные аспекты научного осмысления, но единство ее понимания и определения путей решения пока что не достигнуто.

Права и обязанности личности, о которых говорится в административно- правовых нормах, производны от конституционных (ст.2 Конституции РФ), и часто их конкретизируют. Прежде всего, административно-правовой статус гражданина Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила.

Среди субъектов административного права особое место за¬нимает гражданин. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями. Такие граждане всегда находились в орбите государственной деятельно¬сти, включались в сферу административно-правового регулирова¬ния.

Таким образом, целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей административно-правового статуса гражданина и его взаимосвязи с конституционно-правовым статусом.

Поставленная цель обуславливает выполнение следующих задач:

рассмотреть понятие, сущность и гарантии административно-правового статуса гражданина;

изучить соотношение административно-правового и конституционно-правового статуса граждан РФ;

проанализировать некоторые проблемы определения административно-правового статуса гражданина РФ.

Объект исследования – гражданин Российской Федерации. Предмет исследования – административно-правовой статус гражданина.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

В первой главе дается понятие статуса гражданина Российской Федерации. Анализируется административно-правовой статус, как часть общего правового статуса, также рассматриваются специальные административно-правовые статусы гражданина РФ.

Во второй главе анализируется соотношение административно-правового и конституционно-правового статуса гражданина РФ.

В третьей главе исследованы проблемы определения административно-правового статуса гражданина РФ.

Список литературы

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

2. Трудовой кодекс Российской Федерации (вступил в действие с 1 февраля 2002 года)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.)

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. «Российская газета» №256, 31.12.2001

5. ФЗ РФ «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ (ред. от 02.02.2006, с изм. от 28.02.2006)

6. ФЗ РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 85-ФЗ)

7. ФЗ РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

8. ФЗ РФ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

9. ФЗ РФ «О библиотечном деле» №78-ФЗ, 29.12.94

10. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Закона РФ от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

11. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 16.03.2006)

12. Закон Республики Калмыкия от 27.10.1999 N 36-II-З "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Калмыкия "О животном мире" (принят Народным Хуралом (Парламентом) РК 21.10.1999)

13. Закон Республики Саха (Якутия) «О физической культуре и спорте» от 24 декабря 1992

14. Административно-налоговая юрисдикция: Учебно-мето¬дический комплекс / Под общ. ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Всерос¬сийская государственная налоговая академия, 2004.

15. Алехин А.П. Административное право РФ. – М, 2002

16. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2004 г.

17. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004.

18. Бахрах Д. Н. Предмет и источники административного права России // Админи¬стративное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2003

19. Богомолов А.м. Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов. – М.: Дашков, 2004.

20. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. – М.: изд-во юстиции СССР, 1947

21. Воронков А. В. Развитие системы административного права в России. СПб., 2002

22. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право, 2004. — № 12.

23. Дугенец А.С. Административное задержание правонарушителей //Юрист. 2003. №12.

24. Конин Н. М. Российское административное право: Общая часть: Курс лекций. Са¬ратов, 2001

25. Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал Российского права. 2004. № 8.

26. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2004.

27. Костенников М. В. Современные проблемы кодификации российского административного права // Юрист. 2000. №

28. Купцов В.Н. Комплексные формы административно-правовых режимов в области государственного управления антимонопольной деятельностью //Юрист. 2005. №3.

29. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. – М.: Норма, 2005

30. Малеин Н.С. Гражданский закон и пра¬ва личности в СССР. - М.: «Юридическая литература», 1981

31. Мальцев Г.В. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Монография, 1999

32. Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров К.С., Редкоус В.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Академия, 2003.

33. Некрасов С.В. Организация прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного воздействия ОВД //Юрист. 2005. №12.

34. Понизова Е. В. Институт гражданства и административно-правовой статус граж¬данина // Административное и информационное право (Состояние и перспективы раз¬вития). М., 2003

35. Российская газета. 2003. 8 окт.; СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

36. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. - 474 с.

37. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2003. — 728 с.

38. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2005 – 304 с.

39. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005.

40. Тихомиров Ю. А., Таланина Э. В. Административные процедуры и право // Жур¬нал российского права. 2002. № 4

41. Хазанов С. Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. № 1

42. Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: теория и практика / РАН, Ин-т гос-ва и права. — М.: Форум — Инфра-М, 2003.

43. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юрист, 2005.

44. Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учеб. пособие. — Ново¬сибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2004.

Примечания:

Примечаний нет.