Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие, сущность и гарантии административно-правового статуса гражданина 6

1.1. Понятие статуса гражданина Российской Федерации 6

1.2. Административно-правовой статус гражданина как часть общего правового статуса гражданина Российской Федерации 10

1.3. Специальные административно-правовые статусы граждан 21

1.4. Проблемы совершенствования административно-правового статуса гражданина 25

Глава 2. Некоторые проблемы определения административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 37

2.1. Проблемы политического участия граждан Российской Федерации 37

2.2. Реализация коллективных прав граждан в административной сфере 43

Заключение 56

Список литературы 59

Введение

Введение

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности исполнительной ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной составляющей власти, в жизни общества. Административное право закрепляет права и обязанности граждан и в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений.

Актуальность темы определяется тем, что за прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Степень разработанности темы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации характеризуется тем, что имеет самые различные аспекты научного осмысления, но единство ее понимания и определения путей решения пока что не достигнуто.

Права и обязанности личности, о которых говорится в административно- правовых нормах, производны от конституционных (гл.2 Конституции РФ), и часто их конкретизируют. Прежде всего, административно-правовой статус гражданина Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила.

Среди субъектов административного права особое место за¬нимает гражданин. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями. Такие граждане всегда находились в орбите государственной деятельно¬сти, включались в сферу административно-правового регулирова¬ния.

Таким образом, целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей административно-правового статуса гражданина.

Поставленная цель обуславливает выполнение следующих задач:

рассмотреть понятие, сущность и гарантии административно-правового статуса гражданина;

проанализировать некоторые проблемы определения административно-правового статуса гражданина РФ.

Объект исследования – совокупность тех общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, участником которых является гражданин Российской Федерации.

Предмет исследования – правовые нормы, закрепляющие административно-правовой статус гражданина.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

В первой главе дается понятие и определяется административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. Также рассматриваются специальные административно-правовые статусы гражданина РФ.

Во второй главе исследованы проблемы политического участия граждан РФ и проблемы реализации коллективных прав граждан в административной сфере.

Список литературы

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года (www.un.org/russian/documen/declarat)

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) (www.ipolitics.ru/lnk)

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. «Российская газета». 25 декабря 1993 года.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Свод кодексов и законов Российской Федерации. – СПб.: ИД «Весь», 2003.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации / Свод кодексов и законов Российской Федерации. – СПб.: ИД «Весь», 2003.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. «Российская газета» №256, 31.12.2001

7. ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». «Российская Газета». 2006. 5 мая.

8. ФЗ РФ «О связи» от 07 июля 2003 №126-ФЗ (ред. от 02.02.2006, с изм. от 28.02.2006)

9. ФЗ РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 29. – Ст.2950.

10. ФЗ РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

11. ФЗ РФ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

12. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Закона РФ от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

13. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 16.03.2006)

14. ФЗ РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 22.08.2004) "О милиции"

15. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679

"О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"

Литература

16. Административно-правовой статус гражданина РФ / Хаманева Н.Ю. -М.: ИГП РАН, 2000.

17. Административно-налоговая юрисдикция: Учебно-мето¬дический комплекс / Под общ. ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Всерос¬сийская государственная налоговая академия, 2004.

18. Алехин А.П. Административное право РФ. – М, 2002

19. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2004 г.

20. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004.

21. Бахрах Д. Н. Предмет и источники административного права России // Админи¬стративное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2003

22. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М.: Юрист, 2001.

23. Богомолов А.м. Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов. – М.: Дашков, 2004.

24. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. – М.: изд-во юстиции СССР, 1947

25. Ведель Ж. Административное право Франции. – М.: «Прогресс», 1973

26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1997

27. Воронков А. В. Развитие системы административного права в России. СПб., 2002

28. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право, 2004. — № 12.

29. Дугенец А.С. Административное задержание правонарушителей //Юрист. 2003. №12.

30. Козлов Ю.М. Административное право: учеб. для вузов. – М.: Юристъ, 2005

31. Комментарий к федеральному закону «об общественных объединениях» (под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003

32. Конин Н. М. Российское административное право: Общая часть: Курс лекций. Са¬ратов, 2001

33. Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал Российского права. 2004. № 8.

34. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2004.

35. Костенников М. В. Современные проблемы кодификации российского административного права // Юрист. 2000. №

36. Купцов В.Н. Комплексные формы административно-правовых режимов в области государственного управления антимонопольной деятельностью //Юрист. 2005. №3.

37. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. – М.: Норма, 2005

38. Малеин Н.С. Гражданский закон и пра¬ва личности в СССР. - М.: «Юридическая литература», 1981

39. Мальцев Г.В. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Монография, 1999

40. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. – М.: Юристъ, 2005

41. Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров К.С., Редкоус В.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Академия, 2003.

42. Некрасов С.В. Организация прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного воздействия ОВД //Юрист. 2005. №12.

43. Новоселов В. И.. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Изд-во Саратовского ун-та, 1976

44. Понизова Е. В. Институт гражданства и административно-правовой статус граж¬данина // Административное и информационное право (Состояние и перспективы раз¬вития). М., 2003

45. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. - 474 с.

46. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2003. — 728 с.

47. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2005 – 304 с.

48. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005.

49. Тихомиров Ю. А., Таланина Э. В. Административные процедуры и право // Жур¬нал российского права. 2002. № 4

50. Хабриева Т. Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права.

№ 2 (110). 2006

51. Хазанов С. Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. № 1

52. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М.: Наука. 1988

53. Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: теория и практика / РАН, Ин-т гос-ва и права. — М.: Форум — Инфра-М, 2003.

54. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юрист, 2005.

55. Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учеб. пособие. — Ново¬сибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2004.

56. http://lenta.ru/articles/2005/12/16/ngo/

57. www.akdi.ru

58. www.memo.ru/hr/gosduma

59. www.tia.ru/documents/zakon

60. www.hro.org

61. www.gdezakon.ru/zakon

62. www.yabloko.ru

Примечания:

Примечаний нет.