Юридическая ответственность за совершение административных правонарушений

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2000  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Институт юридической ответственности за совершение административных правонарушений

1.1. Понятие и сущность административного правонарушения и юридической ответственности………………………………………………….......8

1.2. Основания юридической ответственности за совершение административных правонарушений………………………………….…………..18

ГЛАВА 2. Правовая характеристика производства по делам об административных правонарушениях

2.1. Понятие и виды субъектов административного производства .…25

2.2. Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях…………………………………………………………………...33

ГЛАВА 3. Особенности практики производства по отдельным видам административных правонарушений...……………………………………………45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………...……….…….…....64

БИБЛИОГРАФИЯ..………………………….......…………….………………..….69

Введение

Тема выпускного исследования определена далеко не случайно. Выбор обусловлен тем, что развитие административного права в последние годы характеризуется повышенной динамичностью. Такого большого количества законов и подзаконных актов, которые приняты в сфере администрирования, не наблюдалось уже давно .

Кроме этого, в настоящее время, в условиях построения правового государства проблемы борьбы с правонарушениями приобретают особую актуальность и остроту. Существующее положение подтверждается и тем, что в борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих . Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

В этой связи исследование, анализ причин и условий совершения правонарушений в современных условиях не только актуально, но имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Как известно, с 1 июля 2002 года у нас в стране действует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) , внесший существенные коррективы в определение объектов противоправного посягательства. Прежде всего, значительно расширился перечень таких объектов, что свидетельствует об увеличении потенциальных внешних и внутренних угроз для граждан и общества.

В настоящее время перед юридической наукой стоит задача глубокого осмысления КоАП, а также анализа практики его применения . Сегодня мы уже можем объективно оценивать достоинства и недостатки КоАП, поскольку располагаем достаточными практическими материалами его применения. Вместе с тем, мы можем выделить наиболее важные черты этого правового акта, его принципиальные отличия от последней редакции КоАП РСФСР .

Кодекс сохранил прежнюю, привычную для правоприменителей структуру. Он состоит из пяти разделов: "Общие положения", "Особенная часть", "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях", "Производство по делам об административных правонарушениях", "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях".

Законодательство об административных правонарушениях, согласно ст. 1.1 КоАП, состоит только из законов. То есть привлечение кого-либо к мерам административной ответственности на основании Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, на основании актов глав субъектов РФ и иных ведомственных нормативных актов, незаконно. Введение в действие нового Кодекса, предусматривающего применение мер административной ответственности за нарушение требований земельного, жилищного, таможенного, налогового, природоохранного и иных видов законодательства, явилось своего рода кодификацией норм об административных нарушениях .

Таким образом, никто не может быть привлечен к мерам административной ответственности иначе как на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.

Субъекты РФ получили право издавать нормативные правовые акты по отдельным вопросам административной ответственности. Так, например, лицо, виновное в совершении административного проступка может быть привлечено к ответственности по закону Ханты-Мансийского автономного округа, но только в отношении него будут применяться такие виды административного наказания как предупреждение и штраф . Иные виды наказаний применяются только согласно КоАП.

Объектом выпускного исследования является непосредственно правоотношения в сфере административного правонарушения, его понятие и виды, а также его правовая характеристика.

Предметом работы выступают законодательные акты и правовые нормы в области правоприменительной деятельности правоохранительных органов по борьбе с административными правонарушениями, а также судебная практика.

Целью данной работы является всесторонний научный анализ административных правонарушений и их особенностей. Данная цель конкретизируется в следующих задачах, решение которых составляет содержание выпускного исследования:

- исследование и обобщение научных материалов в области административного права, теории права, уголовно-правовых наук, освещающих данную проблему;

- исследовать фактические и процессуальные основания административной ответственности в соответствии с КоАП;

- осуществить анализ административно-правовых мер охраны по отдельным видам правонарушений;

- охарактеризовать признаки административных правонарушений;

- подвергнуть анализу отдельные виды правонарушений.

Теоретической основой работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, материалы специализированной периодической печати и материалы судебной практики по делам об административных нарушениях.

При подготовке и написании работы были использованы труды таких ученых как: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Бахрах Д.Н., Панова И.Н., Шергин А.П., Ренов Э.Н., Овсянко Д.М., Степанишин С.С., Князев В.А. и других авторов.

Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический метод познания, а также специальные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, исторический анализ формально-юридический, нормативный и иные методы.

Теоретическая и практическая значимость результатов выпускного исследования определяется глубиной рассматриваемых вопросов, ориентированностью всей работы на анализ особенностей противодействия административным правонарушениям.

В связи с тем, что заявленная тема имеет сложную структуру и полная детализация ее невозможна ввиду существующих ограничений в отношении объема работы, исследование имеет, как хронологические, так и теоретические границы.

Структура и объем работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и практическое значение. Главы выпускной работы содержат параграфы, в каждом из которых сосредоточен анализ определенного их наименованием направления в исследовании проблемы. В заключении подводится итог творческим изысканиям автора, формулируются основные выводы. В список используемой при написании работы литературы, включены книги, монографии и публикации многих авторитетных и уважаемых ученых.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (с изм. от 04.07.2003 г. № 3-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1; 2003. № 27. Ст. 2698 (ч.1).

3. Федеральный Конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004 г. № 2-ФКЗ) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589; 2003. № 27. Ст. 2699 (ч.1).

4. Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 28 июля 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 14. Ст. 1249 .

6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2004. № 31. Ст. 3229 .

7. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2004. № 31. Ст. 3231; часть вторая от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2004. № 31. Ст. 3231.

8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г. № 80-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 31. Ст. 3216.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 27 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

10. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1462.

11. Федеральный закон от 22 февраля 1995 г. "Об организации Федеральной службы безопасности в РФ" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

12. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1126.

13. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изм. от 3 ноября 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

14. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изм. от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. от 2 февраля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

16. Федеральный закон от 30 марта 1998 № 54-ФЗ "О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" // Собрание законодательства РФ 1998. № 14. Ст. 1514.

17. Федеральный закон от 31 мая 2001 № 73-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ) "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ") // Собрание законодательства РФ 2001. № 23. Ст. 2291.

18. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

19. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

20. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3 - ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1283.

21. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188 - ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 24. Ст. 1902.

22. Закон РФ от 17 января 1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

23. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 6. Ст.1591.

24. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

25. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

26. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15. Ст. 492; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28. Ст. 3484.

27. Указ Президента РФ от 29 ноября 1993 г. № 112 "Об утверждении Временного положения "О порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города" (с изм. и доп. от 20.10.1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 22. Ст. 2023.

28. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 14.11.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11.Ст. 945.

29. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 12.Ст. 1378.

30. Приказ Министерства юстиции РФ № 257-к "О создании отделов (групп) дознания в службах судебных приставов территориального органа МЮ РФ" от 22.02.2002 г. // Бюллетень МЮ РФ. 2002. № 2.

31. Инструкция по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Утверждена приказом МВД РФ от 23 марта 1993 г. № 130 // Сборник нормативных актов МВД РФ. 1997. № 2.

32. Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений, совершенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа" от 27 июля 1997 г. № 40-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 1997. N 4. Ст. 342.

Научная литература

1. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. - М., 2000.

2. Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ. 2004.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало. 2005.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2002. Т.1.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М., 2000.

6. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях - М.: Знание. 2000.

7. Берлиоз Ж-Л. Проведение демонстраций и связанные с этим проблемы юридического и практического характера / Ревю де ля полис насьональ (Франция). 1987. Сборник переводов. № 126.

8. Братусь С.Н.. Юридическая ответственность и законность. - М., 1999.

9. Галаган И.А. Методологические проблемы общей теории юридической ответственности по советскому праву. / В сб. научных трудов "Уголовная ответственность: проблемы содержания, установления, реализации". - Воронеж. ВГУ. 1989.

10. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. - Л., 1991.

11. Закон Германии "О собраниях" от 24 июня 1953 г., с изменениями и дополнениями в редакции от 15 ноября 1978 г. // Обзор зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / Сост. С.С. Степанишин, В.А. Князев. - М., 1990.

12. Зарубежное законодательство против фашизма // Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 4 (сентябрь).

13. Квинтер Г. Свобода, порядок и полиция. Сборник переводов. - М., 1992.

14. Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие - М.: Юрист, 2001.

15. Колонтаевский Ф.Е. Понятие и содержание организации охраны общественного порядка / Теория и практика совершенствования общественного порядка. - М., 1985.

16. Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование милиции общественной безопасности. Учебное пособие. - М., 1995.

17. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И.И.Веремеенко и др. - М.: Проспект, 1999.

18. Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э.Н.Ренова. - М.: НОРМА, 2004.

19. Кодекс Франции "О наказаниях" / Обзор зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / Сост. С.С. Степанишин, В.А. Князев. - М., 1990.

20. Конституционный закон Австрии "О запрете национал-социалистической рабочей партии" от 8 мая 1945 г // Зарубежное законодательство против фашизма // Информационно-аналитический бюллетень. - М., 1997. № 4 (сентябрь).

21. Конституционный закон Австрии "О военных преступлениях и других злодеяниях национал-социализма" / Обзор зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / Сост. С.С. Степанишин, В.А. Князев. - М., 1990.

22. Конституция Германии / Обзор зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / Сост. С.С. Степанишин, В.А. Князев. - М., 1990.

23. Костылев А.К. Проблемы обеспечения прав человека в производстве по делам об административных правонарушениях / Юридическая наука и юридическое образование в России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы (материалы региональной научно-практической конференции): Изд-во ТюмГУ. Тюмень 2001, Часть 1.

24. Криминология и административная юрисдикция милиции. / Под ред. В.П. Лобзякова. - М., Закон и право, 1998.

25. Кисин В.Р., Коренев А.П. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ОВД (милицией). - М., 1989.

26. Князев С.Д. Административное право. Учебное пособие - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1999.

27. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. - М.: Бек. 1998.

28. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1999.

29. Лазарев В.В., Попов Л.Л., Розин Л.М. Правовые основы обеспечения общественного порядка. - М., 1987.

30. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1991.

31. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. - Воронеж, 1998.

32. Meier Н. Allgemeine Verwaltungsrecht. 9 Aufl. 1994.

33. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., З.А.Багишаев Российское административное право: Учебник. - М.: Юрист, 2006.

34. Обзор зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / Сост. С.С. Степанишин, В.А. Князев. - М., 1990.

35. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. - М.: Юрист, 2001.

36. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ. 2005.

37. Панова И.В. Производство по делам об административных правонарушениях. - Саратов: Приволжское книжное издательство "Светопись" 1999.

38. Россинский Б.В. Административное право. Учебное пособие в схемах. - М.: Новый юрист, 1998.

39. Санталов А.Н. Теоретические вопросы уголовной ответственности. - Л.: ЛГУ, 1992.

40. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. - Тюмень: Издательство ТюмГУ. 2004.

41. Самощенко И.С. Сущность юридической ответственности в современном обществе. - М, 1994.

42. Сорокин В.Д. Вводный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - СПб.: ООО "ПИТЕР". 2002.

43. Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1996.

44. Тихомиров А.Ю. Курс административного права и процесса. - М., 1998.

45. Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие. - М.: Новый юрист. 2006.

46. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996.

47. Шафхауер Р., Экштайн, К., Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника? Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии - М.: ЭКОМ. 2000.

48. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. - М, 1998.

49. Явич Л.С. Право и социализм. - М., 1991.

50. Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные происшествия в антропотехнической системе "дорожное движение" (организационно-правовые аспекты). - Тюмень: Вектор Бук. 2001.

Статьи и публикации

51. Веремеенко А. Сущность и понятие общественного порядка // Государство и право. 1998. №3.

52. Денисов Ю. Производство об административных правонарушениях // Законность. 2003. № 8-9.

53. Масленников М.Я. Вопросы правового регулирования обращений граждан в сфере исполнительной власти // Институты административного права России. - М.: ИГиП РАН. 1999.

54. Панова И.В. Процессуальное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина и проблема их ограничения // Государство и право. 2001. № 10.

55. Попов Л.Л., Шергин А.П. Исследование эффективности административно-правовых санкций за нарушение общественного порядка // Советское государство и право. 1991. № 8.

56. Россинский Б.В. Некоторые проблемы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях // Институты административного права России. - М., ИГиП РАН. 1999.

57. Салищева Н.Г. К концепции административно-процессуального кодекса Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 8.

58. Салищева Н.Г. Проблемы административного процесса // Институты административного права России. - М., ИГиП РАН. 1999.

59. Студенкина М.С. Административная юстиция: какой путь избрать России // Российская юстиция. 2004. № 5.

60. Стуканов А. Больше внимания надзору по административным делам // Законность. 2002. № 1.

61. Стуканов А. Участие прокурора в рассмотрении судом дел об административных правонарушениях // Законность. 2001. № 11.

62. Тихомиров Ю.Н. О концепции административного права и процесса // Государство и право. 2003. № 1.

63. Якимов А.Ю. Суды в системе органов административной юрисдикции // Российская юстиция. 2005. № 12.

64. Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 2001. № 3.

Примечания:

Примечаний нет.