Развитие аудита персонала на примере компании «НОВОТЕЛ»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 116  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ПЕРСОНАЛА 8

1.1 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 8

1.2. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АУДИТА ПЕРСОНАЛА, ЕГО ВИДЫ И МЕТОДЫ 21

ГЛАВА 2. АУДИТ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ЗАО «НОВОТЕЛ» 29

2.1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «НОВОТЕЛ», ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ 29

2.2 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ЗАО «НОВОТЕЛ» 45

2.2.1 Анализ кадрового состава 45

2.2.2 Анализ трудовых показателей 48

2.2.3 Анализ рабочих мест 49

2.2.4 Анализ найма 50

2.2.5 Анализ вознаграждений 51

2.2.6 Анализ условий труда, безопасности и здоровья 57

2.3 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ АУДИТА В ЗАО «НОВОТЕЛ» 62

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 81

3.1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 81

3.2 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 84

3.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИБКИХ РЕЖИМОВ РАБОЧЕГО ДНЯ 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

ЛИТЕРАТУРА 94

ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников – персонал, получил название управления персоналом.

На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной на потребление рабочей силы в условиях стабильной занятости, а также жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования; использование «пакетов» мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений; формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы; гибкое и адаптивное использование «человеческих ресурсов», повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.

Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются признание в труде; достижения в труде; содержание труда; ответственность и самостоятельность; возможность профессионального продвижения; возможность развития личности работника.

Новые подходы к управлению кадрами ориентируются не только на решение текущих вопросов, оперативные изменения в расстановке кадров, но и на формирование мотивации работников, основанной на долговременных производственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества трудовой жизни работника и коллектива в целом как одной из главных задач повышения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.

Эффективное управление персоналом позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Во многом повышение эффективности управления персоналом зависит от грамотной оценки их сегодняшнего состояния, подробного анализа тенденций и составления прогнозов на будущее.

Успешная деятельность любой организации, будь то государственное предприятие, учреждение или частная коммерчески фирма, не мыслима без анализа трудовых показателей, который позволяет более точно оценить технико-экономический потенциал; определить резервы более эффективного использования персонала предприятия, улучшения организации, условий труда и его оплаты; найти пути нормализации социально-трудовых отношений в коллективе и т.д.

Данная проблема слабо проработана и в литературе представ¬лена разработками ряда специалистов, изложенными в работе под руководством д.э.н., проф. Колосовой Р.П. (Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебник для ВУЗов / Под ред.: Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой, гл. 15. — М. Изд-во ЧеРо; Изд-во МГУ, 1996), исследованиями ученых Белгородской госу¬дарственной технологической академии строительных материа¬лов и Белгородского филиала Московского международного университета бизнеса и информационных технологий (Гармашев А.А., Захаров В.М. «Организационный и кадровый аудит», - Белгород: изд-во Белгородского центра социальных технологий, 1998), учебным пособием Кулинцева И.И «Экономика и социо¬логия труда», гл. 8 — М., изд-во ЗАО «Центр экономики и мар¬кетинга», 1999 г., и учебником «Управление персоналом органи¬зации» (под ред. проф. АЛ. Кибанова, гл. 9.6. — М., ИНФРА-М, 2001 г).

В этих работах рассматриваются основные характеристики проведения аудиторских проверок в сфере труда, упор в основном делают на аудит персонала как такового, а не на комплексный анализ всех аспектов, касающихся трудовых показателей пред¬приятия, основные вопросы аудита персонала (виды, методы, па¬раметры аудита), рассматриваются очень кратко, не дается мето¬дика и технология проведения, нет схемы заключения договоров на проведение аудита и дачи аудиторских заключений и т.д.

Вместе с тем, существует объективная необходимость в де¬тальной разработке механизма проведения аудита персонала. Этот механизм должен отличаться комплексностью и взаимосвя¬занностью всех составляющих его элементов, строиться с учетом требований, предъявляемых рынком к деятельности предприятия в сфере труда. Подобная «экспертиза» позволит объективно оценить деятельность учреждения или предприятия в области организации трудового процесса и убедиться во взаимном соот¬ветствии этой деятельности и стратегии развития фирмы, регла¬ментации трудовых отношений и законов, правил, инструкций и методик, их определяющих. По результатам аудиторской про¬верки могут быть определены направления для установления, изменения и совершенствования стандартов, определяющих организацию трудового процесса и формирование социально тру¬довых отношений в организации (например, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, квалификационных ха¬рактеристик и т.д.).

Аудит может способствовать кадровым пе¬рестановкам, улучшающим качественный состав работающих, продвижению наиболее перспективных сотрудников и развитию их творческой активности, а также позволит повысить роль служб по управлению персоналом, сблизить их деятельность с целями организации, заострить их внимание на наиболее важных вопросах. Аудит персонала позволяет убедиться, что трудовой потенциал используется полностью и эффективно, а организация и условия труда соответствуют требованиям законодательства. Таким образом, аудит персонала представляет собой предприни¬мательскую деятельность по осуществлению независимых вне¬ведомственных проверок экономических субъектов в сфере тру¬да и трудовых отношений.

Основная его цель — оценка деятельности экономического субъекта в сфере труда и трудовых отношений, установление со¬ответствия применяемых экономическим субъектом форм и ме¬тодов организации трудовой деятельности и трудовых отноше¬ний законодательным и правовым актам, действующим в Российской Федерации, а также выработка на основании резуль¬татов проверок предложений по оптимизации организации тру¬довой деятельности и трудовых отношений, осуществляемых экономическим субъектом. Достижению этой цели должны спо¬собствовать особенности (требования) ведения аудиторской дея¬тельности: независимость и объективность при проведении про¬верок; конфиденциальность; профессионализм; компетентность и добросовестность аудитора; использование методов анализа трудовых показателей; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по дан¬ным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за послед¬ствия его рекомендаций и заключений по результатам аудитор¬ских проверок.

Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономического субъекта, а предметом — трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанностей работ¬ников всех уровней, предусмотренных законодательством Рос¬сийской Федерации.

Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обес¬печивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже дав¬но подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее прояв¬лениях, а также анализ эффективности этой деятельности .

Таким образом, аудит персонала занимает центральное место в управлении персоналом, что и объясняет актуальность выбранной темы дипломной работы

Развитию аудита персонала в рыночных условиях посвящена данная дипломная работа.

Цель настоящей дипломной работы – проведение аудита состояния и эффективности использования персонала фирмы и разработка предложений по совершенствованию использования персонала в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

? исследованы теоретические и методические вопросы аудита персонала предприятия;

? проведен аудит состояния и эффективности использования персонала в ЗАО «Новотел»;

? разработаны предложения по совершенствованию использования персонала предприятия.

Объектом исследования служит система управления персоналом закрытого акционерного общества «Новотел».

При проведении исследования использовались отчетные материалы ЗАО «Новотел» за 2002-2004 гг.

Разработанные в дипломной работе предложения позволят применительно к конкретным организационно - техническим условиям ЗАО «Новотел» осуществить систему мер, направленных на совершенствование использования персонала предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ПЕРСОНАЛА

1.1 Управление персоналом в современных рыночных условиях

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система уп¬равления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но боль¬шую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линей¬ные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функ¬ции по приему и увольнению кадров, а также по организации обуче¬ния, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выпол¬нения последних функций нередко создаются отделы подготовки кад¬ров или отделы обучения.

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информацион¬ным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структур¬но разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими от¬делами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организа¬циях создаются службы социального исследования и обслуживания. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом крупной организации приведена на рис. 1.1.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий орга¬низационный статус, являются слабыми в профессиональном от

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 285 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/Под ред. В.Н. Стражева.– Минск: Высшая школа, 2003. – 144 с.

3. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Экзамен, 2004.

4. Аудит операций с денежными средствами на счетах в банках: Практ. пособие /Под ред. проф. В.И. Подольского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Аудит. Практикум /Под ред. проф. В. И. Подольского. — М.: ЮНИ¬ТИ-ДАНА, 2003.

6. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Ахалкаци О.В. Аудит расчетов по оплате труда. "Аудиторские ведомости",N 2,2005.

8. Баканов М.И., ШереметА.Д. Теория экономического анализа.– М.: Финансы и статистика, 2004.

9. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных про¬ектов,- М.: ЮНИТИ, 2004. – 236 с.

10. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Издательство «ПРИОР», 2003. – 228 с.

11. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) - М: “Дело”, 2002. – 114 с.

12. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений СПБ» Издательский Торговый Дом «Герда», 2003 - 520 с.

13. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», НОРМА, 2003. – 118 с.

14. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994. – 428 с.

15. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. - М.: "Дело ЛТД", 1994. - 320с.

16. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций.– Воронеж: ВГУ, 2003 - 384 с.

17. Гражданский кодекс РФ (части I, II).

18. ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприя¬тия. М.: Экономика, 2002. – 114 с.

19. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. M.: Издательство «Дело и сервис», 2003. – 276 с.

20. Ефимова О.В. Финансовый анализ.– М.: Бухгалтерский учет, 2003.– 247 с.

21. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов: учебник M. : ИНФРА - M, 2004. – 361 с.

22. Кибанов А., Захаров Д. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М., 1993.

23. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и статистика, 2004. – 255 с.

24. Ковалев В.В. Финансовый анализ.– М.: Финансы и статистика, 2001. – 329 с.

25. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Учебник.– М.: Перспектива, 2000. – 364 с.

26. Ковалев В.В., Патров В.B. Как читать баланс. - M.: Финансы и статистка, 2003. – 422 с.

27. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. ИНФРА - M, 2001. - 240 с.

28. Кретина М.Н. Финансовое состояние предприятия.– М.: ДиС, 1997. - 176 с.

29. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций.– М.: Финансы. ЮНИТИ, 1998. - 263 с.

30. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 366 с.

31. Макарова Л.Г. К вопросу о составлении аудиторского заключения "Аудиторские ведомости", N 4, 2004.

32. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 287 с.

33. Налоговой кодекс РФ (части I, II).

34. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка.– М.: Высшая школа, 2002. – 349 с.

35. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 262 с.

36. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 347 с.

37. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996. – 543 с.

38. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет¬ности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

39. Потрубач Н.Н., Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку - Сарат. Ун-т: 1993. – 295 с.

40. Правила (стандарты) аудиторской деятельности / Авт. коммент. и сост. Е.М. Гутцайт. – М.: Соврем. экономика и право: Юрайт-М, 2004. С 78..

41. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М. 2005. – 376 с.

42. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. С франц. под ред. Л.П. Белых. - M.: Аудит, ЮНИТИ, 2003. – 244 с.

43. Рогуленко Т.М. Основы аудита (вопросы теории и практики): Учеб. пособие /Т.М. Рогуленко; Моск. экон.-правовой ин-т. – М., 2005.

44. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 247 с.

45. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 2003. – 367 с.

46. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс. - M.: СИРИН, 2003, 215 с.

47. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

48. Финансы предприятий: Учебник / Н.В, Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.: Под ред.проф. Н.В, Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 357 с.

49. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 387 с.

50. Четпыркин ЕМ. Финансовый анализ производственных инвести¬ций.- М.: Дело, 1998. – 245 с.

51. Шеремет А.Д. Аудит: Учеб. / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. С. 79.

52. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.– М.: ИНФРА-М, 2005. – 342 с.

53. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансово¬го анализа.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 385 с.

54. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. - M.: ЮНИГЛОБ совместно с ИПО «МП», 2002. - 422 с.

55. Ширкина Е.И. Аудиторская проверка внутренних расчетных операций "Бухгалтерский учет", N 21, 2000.

56. Шувалова И. Рынок ведущих аудиторско-консалтинговых групп России: I полугодие 2000 г. / И. Шувалова // Аудитор. – 2000. – № 10. – С. 3–12.

57. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. Учеб¬ное пособие/Под ред. М.И. Баканова и А.Д. Шеремета.– М.: Фи¬нансы и статистика, 2001. - 462 с.

Примечания:

Примечаний нет.