АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "ПРОДЗАПРОС")

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 114  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И БАНКОВ 7

1.1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИЙ РЕАЛЬНОГО И БАНКОВСКОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ 7

1.2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 13

1.3. ПРИМЕРЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СХЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БАНКОВСКИХ СТРУКТУР 24

2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "ПРОДЗАПРОС") 37

2.1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ 37

2.2. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 50

2.3. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 59

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И БАНКОВ 73

3.1. ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРИДЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 73

3.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Введение

Дипломная работа посвящена изучению, анализу и предложениям по вопросам повышения эффективности взаимодействия предприятия и коммерческого банка.

Один из наиболее широко обсуждаемых в отечественной и зарубежной экономической литературе вопросов связан с взаимодействием промышленного и банковского секторов. При этом банковский сектор подвергается справедливой критике за то, что он не выполняет важнейшей своей задачи – кредитования экономики – и создает преграды для экономического роста, а промышленный за то, что обладает низкой инвестиционной привлекательностью.

Отличительной особенностью дипломной работы является его целенаправленность, ориентированность на рассмотрение взаимодействия промышленного и банковского секторов с позиции предприятия.

В зависимости от степени тесноты, устойчивости и доверия друг другу взаимоотношения предприятия с банком могут быть посредническими или партнерскими. О посреднических отношениях можно говорить в том случае, если банк применяет общепринятые традиционные формы обслуживания юридических лиц: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, дилерское и депозитарное. Партнерские же отношения возникают на базе развитых посреднических отношений как их логическое продолжение и дополнение. Партнерство предполагает установление более тесных, устойчивых взаимовыгодных связей, в том числе участие банка в разработке плановых финансовых документов клиента и заключение договора о его комплексном банковском обслуживании, включающем в себя не только традиционные банковские операции, но и такие специфические как осуществление доверительного управления, выдача гарантий и поручительств, хеджирование валютных рисков, лизинг и факторинг. Предприятие в свою очередь предоставляет банку возможность участвовать в своих инвестиционных проектах, вексельных программах, зарубежных экономических контактах. Максимизация контактов предприятий и банков, обеспечение их прямых и регулярных связей становятся непременными условиями современной хозяйственной деятельности. Нередко даже практикуется включение представителей партнера (банка или предприятия) во внутренние рабочие группы при решении какой-либо важной коммерческой задачи.

Новая корпоративная модель, расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей меняют традиционные представления о границах той или иной компании. На экономическую сцену выходят финансово-промышленные группы (ФПГ), в которых профессиональные знания и умение каждого партнера позволяют создать организацию новейшего типа, в которой любая функция или процесс реализуются на мировом уровне, что невозможно достичь на отдельном предприятии. В результате достигается и более высокая эффективность производства, возникает обстановка взаимоответственности и корпоративной солидарности. Предприятия и банки, страховые и инвестиционные компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых компаний просто не существуют. Устанавливать продуктивные связи между организациями позволяют современные информационные технологии.

Происходящая в настоящее время революция в информационных технологиях – глобальный процесс, создающих повсеместно новые, невиданные ранее возможности для повышения эффективности управления и функциональных взаимосвязей. Самой популярной информационной системой в мире сейчас является Интернет, которая, как утверждают специалисты, может сделать любое предприятие конкурентным на мировом рынке, если, разумеется, предприятие знает, как эффективно использовать ресурсы. Принятие обоснованных решений управленческим персоналом находится в прямой зависимости от того, какой объем информации через сеть поступает и как она используется.

Современная организация управления и предприятий, и банков включает в себя переход от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделы, к информационно-базирующейся организации специалистов, глубоко владеющими теоретическими знаниями и обладающие практическим опытом. Лидеры таких автономных подразделений должны сотрудничать с целью придания "организованной экономике" формы "управляемых рынков", что вызывает необходимость создания стратегических альянсов, совместного использования технологий в решении общих проблем. У предприятий и банков достаточно таких проблем: ускорение платежей и управление рисками, предоставление кредитов и направление инвестиций. По всем этим вопросам они должны искать и находить компромиссные решения.

Современные российские предприятия и коммерческие банки работают в непростых условиях переходной экономики, когда идет процесс первоначального накопления капитала, который неизбежно сопровождается всевозможными перегибами и негативными моментами, в том числе и во взаимоотношениях по линии "банк-клиент". Из этого факта нередко делается вывод об отрицательном воздействии нынешней системы коммерческих банков на экономическое состояние страны в целом и российских предприятий в частности.

В данной работе мы попытаемся показать ошибочность таких взглядов. Негативные моменты во взаимоотношениях предприятий и банков существуют. Но нельзя из них делать выводы о полной неприемлемости современной банковской системы для российской экономики. Надо исправлять имеющиеся недостатки.

Предприятие по отношению к банку может выступать и как кредитор, и как заемщик. В любом случае оно является банковским партнером, заинтересованным в том, чтобы банк успешно работал и их эффективное взаимодействие развивалось. Именно это взаимодействие является объектом исследования в данной работе. И именно развернутый анализ интеграционных процессов укрепления связей банковско-кредитной системы с реальным сектором экономики представляется новым в исследованиях взаимоотношений предприятий и банков. В данной дипломной работе, предприятие рассматривается как приоритетная организация по отношению к Банку

Основная задача дипломного исследования состоит в доказательстве того, что, несмотря на сложное экономическое положение в стране, неблагоприятный инвестиционный климат, российские предприятиями банки успешно взаимодействуют с банками. Ставится также цель проанализировать современное состояние реального сектора, возможности участия в долгосрочных вложениях в отечественную экономику, а также связанные с этим проблемы взаимодействия предприятий и банков в процессе потребления и производства банковских продуктов и услуг. В исследовании делается упор на партнерских отношениях предприятий и банков, составляющих единый финансово-экономический механизм, который не может не быть подвержен определенным колебаниям, но в целом представляет собой позитивное явление в современной российской экономике.

Список литературы

1. Гражданский Кодекс РФ.//Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

2. Положение Банка России №112-П "О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации "от 24.04.2000г. //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

3. Положение Банка России №159-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций" от 26.11.2001г. //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

4. Положение Банка России №137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" от 12.04.2001 г. //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

5. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 (в редакции Указания ЦБ РФ от 27.05.99 № 567-У) "О порядке регулирования деятельности банков". //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

6. Положение Банка России от 24.09.1999 № 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков". //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

7. Положение Банка России от 24.09.1999 № 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков". //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

8. Инструкция Банка России от 30.06.97 № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" с изменениями и дополнениями. //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

9. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 в редакции Указания ЦБ РФ от 27.05.99 № 567-У "О порядке регулирования деятельности банков" с изменениями и дополнениями. //Справочно-правовая система "Гарант", 2002.

10. Агарков М.М. Основы банковского права. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 364 с.

11. Антонов А.А. Банк сегодня // Вопросы экономики. – 2002. - №3. – С. 14-18.

12. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО "Финстатинформ", 2002. – 296с.

13. Астапович А.З., Белянова Е.В, Мягков Е.Г. Международный опыт реструктуризации банковской системы. - М., 2002. - 445с.

14. Балабанов И.Т. Пассивные операции банков. - М: Финансы и статистика, 2002. - 193с.

15. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.:Финансы и статистика, 2002.- 239с.

16. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 384с.

17. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. – 2002- №1. - С.26.

18. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 471с.

19. Банковская система зарубежных стран // Бизнес и банки. – 2002. - №20. – С.10.

20. Банковская хроника: Лондон. // Бизнес и банки. – 2002. - №37. - С.7.

21. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: "Роспотребрезерв", 2002. – 432с.

22. Банковское дело / Под редакцией В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.

23. Банковское дело. Справочное пособие / под редакцией Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2002. – 288 с.

24. Баранова Т.М. Адаменко Ю.П., Люкевич И.Н. Некоторые вопросы валютного регулирования и валютного контроля при проведении расчетов по экспорту, импорту работ и услуг // "Деньги и кредит". - 2002. - №10. - С.5-11.

25. Бобранов Ю.А. США: Центральный банк и экономика. - М.: Финансы, 2000. - 200с.

26. Богданова О.М. Коммерческие банки России. - М., 2002. - 312с.

27. Быстров Ф.П. Валютные и кредитные отношения в международной торговле. - М.: Финансы, 2002. - 156с.

28. Бюллетень банковской статистики. - М.: Госкомстат РФ, 2000. – 198 с.

29. Бюллетень банковской статистики. - М.: Госкомстат РФ, 2002. – 198 с.

30. Варшавский Л.М. Банки и банковские конторы Российской Империи. Второе издание. - М., 1910.

31. Введение в банковское дело: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. проф. Г.Асхауэр. – М.: БЕК, 2002. – 627с.

32. Великобритания / Институт мировой экономики и международных отношений; отв. ред. С. П. Марзоевский и Е. С. Хесин. - М.: Мысль. – 2002. - С.85.

33. Величенков А. Снова к сюжету "российская реформа по диктовку МВФ // "РЭЖ". - 2002. - №4. - С.33-40.

34. Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –2002. - №2. – С.14-15.

35. Германия: банки и банковская деятельность // Банковские услуги. – 2002. - №10. – С.25-29.

36. Голубович Д.П., Миринская О.М. Валютные операции в коммерческих банках. - М.: АО "Менатеп-информ", 2002 - 233с.

37. Грицун Ю.Н. Проблемы дефицита денег и особенности вексельного кредитования. //Финансы. 2002. - №12. - С.34-41.

38. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике. //Российский экономический журнал. - 2002. - № 5,6. - С.12-34.

39. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. Учебник для вузов / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: "Финансы", 1977. – 344с.

40. Дмитриев М., Матовников М., Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е., Уорнер Э. Банк: финансовая стабилизация. – СПб.: Норма, 2002. – 188 с.

41. Доронин И.Г. Рынок наличной валюты в России. // Деньги и кредит, 2002. - №11. - С.26.

42. Дробозина Л. А., Можайсков О. В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии. - М.: Финансы, 2002. – 326с.

43. Дубинин А.М. Рубль надо сберечь и заставить работать. // Финансовый бизнес, 2002. - №2. - С.7.

44. Евзлин З. Банки и банковские конторы в России: Справочно-статистические сведения о всех оперирующих в России кредитных учреждениях. - СПб., 1904.

45. Егоров С.Е. Банковская система в реформировании экономике России. //Деньги и кредит, 2002. - №1. - С.65.

46. Емелин А.В. Институт резидентства в механизме валютного регулирования // "Деньги и кредит". - 2002. - №5. - С.34-44.

47. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. - М., 2002. - 200с.

48. Ефимова Л.Г. Банковское право. - М.: "БЕК", 2002. – 344 с.

49. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. - М., 2002. - 782с.

50. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2002. - №9. – С.9-13.

51. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2002. - №9. – с.9-13.

52. Зверев А.В. Финансы внешнеэкономических связей. - М.: Международные отношения, 2002. - 158с.

53. Иванов А.Н. Платежные услуги американских банков // Деньги и кредит. – 2000. - №9. – С.58-64.

54. Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года // Банковское дело в Москве. – 2002. - №2. –С.12-13.

55. Коган М. Коммерческие банки и предприятия. Расчетные и кредитные взаимоотношения. Выпуск третий. - М.: Центр деловой информации газеты "Экономика и жизнь". 2002. – 180 с.

56. Колесников. В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 376с.

57. Коммерческие банки и их операции / Под ред. Е. Б. Корниенко, Н. И. Мирун и др. – Симферополь: ГЛОБУС, 2002. – 356 с.

58. Костюк В.Н. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело. – 2002. - №11. – С.20.

59. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Пер. с англ. - М., 2002. - 788с.

60. Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит при капитализации. -М.: Финансы, 2002. - 345с.

61. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. - М., 2002. - 512с.

62. Кураков В.М. Банки в современных экономических системах. - Чебоксары, 2002. - 664с.

63. Латынина Ю. Деньги по-российски // Известия. - 30.01.00 г. - № 18. - С.4.

64. Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –2002. - №6. – С.44-46.

65. Лушин С.И. О финансовой стабилизации // "Финансы". - 2002. - №10. - С.11-15.

66. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – В 2 т.: Пер. с англ. Т.1. – М.: Туран. – 2002. – 400с.

67. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. - М.: Банки и биржи, 2002. – 456 с.

68. Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков // Банковское дело. -2002. -№4. –с.51-54.

69. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник. /Под редакцией Л.Н. Красавиной. - М.: "Финансы и статистика", 1999. - 654с.

70. Мильвидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт США. - М: Издательство МГУ, 2002. – 202 с.

71. Митрофанов В. Банки как действенный фактор стабилизации экономики: опыт Германии // Финансы. – 2000. - №1. – С.53.

72. Московкина Л.А. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ: перспективы развития // Банковские услуги. - 2002. - №5 - 6.

73. Новоселова Л.А. Вексель в хозяйственном обороте.-М: Статут, 2002.-118с.

74. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 304с.

75. Основы банковского дела / Под редакцией А. Н. Мороза. – Киев: Либра, 2002. – 522 с.

76. Петров В. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт. - М., 2002. - 244с.

77. Питер С. Банковский менеджмент. - М.: "Дело ЛТД", 2002. - 844с.

78. Платонов В.В., Хиггинс М.Р. Банковское дело: стратегическое руководство. – М., 2002. – 402 с.

79. Поздняков B.C. Право и внешняя торговля. - М.: Международные отношения, 2002. - 180с.

80. Процентные ставки коммерческих банков: уровень и факторы // "Деньги и кредит". – 2002. - № 9. – С. 18.

81. Ривуар Ж. Техника банковского дела. - М.: Прогресс, - 2002. – 274 с.

82. Рид Э, Котнер Р, Смит Р. Коммерческие банки- М.: Прогресс, 2002. -220с.

83. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 377с.

84. Роде Э. Банковские операции. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 312 с.

85. Рубченко М. Бомба замедленного действия //Эксперт.-2002.-№10.-С.46-47.

86. Саркисянц А.Г. Слияния и банкротство банков: мировой опыт // Деньги и Кредит. –2002. - №2. – с. 43-52.

87. Севрук В. Банковские риски. – М.: БЕК, 2000. - 400с.

88. Сименкова Е.В. Операции с ценными бумагами. - М., 2002. - 600с.

89. Смирнов В. П. Банковская система Великобритании // Банковское дело. – 2002. - №9. - С.24.

90. Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 2002. - №3 (141) Февраль.

91. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере // Вестник Банка России за 2000-2002 гг.

92. Тосунян Г.А. Банковское дело в России: опыт проблемы, перспективы. – М.: Наука, 2000. – 364 с.

93. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации // Деньги и Кредит. –2002. - №2. – с.3-7.

94. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. - М.: ИПЦ "Вазар-Ферро", 2002. – 314 с.

95. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. - М., 2002. - 444с.

96. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 479с.

97. Черкасов. В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: БЕК, 2002. – 210с.

98. Шаров А.А. Эволюция денег при капитализации. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 233с.

Примечания:

Примечаний нет.