Анализ использования материально-технических запасов на примере ОАО «Московский шинный завод»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 0  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение………………………………………..…….………………………1

1. Аналитическая часть....................................................................................7

1.1. Теоретические аспекты исследуемого вопроса…………………….….7

1.1.1. Материально-техническое снабжение – основное звено в управлении материально техническими запасами……………………………….....7

1.1.2. Основные системы управления запасами…………………………….11

1.1.3. Факторы, влияющие на повышение эффективности управления материальными запасами на предприятии производящем автомобильные шины……………………………………………..…...13

1.2. Общая характеристика объекта исследования……………………….15

1.2.1. Краткая история создания и развития предприятия…………………15

1.2.2. Организационно-правовая форма……………………………………..23

1.2.3. Краткая технико-технологическая характеристика предприятия…..26

1.3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия…………………..27

1.3.1. Характеристика выпускаемой продукции……………………………27

1.3.2. Основные технико-экономические финансовые показатели………..30

1.3.3. Анализ деятельности материально-технического снабжения………32

1.3.4. Характеристика топливно-энергетической базы, производственно-технических связей и основных поставщиков…………………….…34

1.3.5. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами….36

1.3.6. Анализ состояния складских запасов…………………………………38

1.3.7. Анализ фондовооруженности и электровооруженности……...……..40

1.3.8. Структура материальных затрат………………………………………41

1.4. Выводы по аналитической части……………………………………...43

2. Технологическая часть...............................................................................45

2.1. Введение………………………..…………………………………….…45

2.2. Основное сырье………………………………………………………...48

2.3. Конструкции и технологии сборки покрышек……………………….50

2.4. Методы сборки покрышек……………………………………………..52

2.5. Выводы по технологической части…………………………………...62

3. Безопасность и экологичность проектных решений............................63

3.1. Цель и решаемые задачи……………………………………………….63

3.2. Характеристика объекта управления…………………………………66

3.3. Управление безопасностью труда…………………………………….66

3.3.1. Показатели травматизма и величина обусловленного ущерба……..66

3.3.2. Виды и причины травмирования……………………………………...66

Решения по усилению безопасности труда.

3.3.3. Расчет относительных показателей травматизма…………...……….67

3.3.4. Экономическая эффективность мероприятий по безопасности труда…………………………………………………………………….67

3.4. Управление здоровьем и работоспособностью персонала…...……..69

3.4.1. Уровень заболеваемости и величина обусловленного им экономического ущерба………………………………………………..69

3.4.2. Характер заболеваний и причины, способствующие развитию…….69

3.4.3. Сохранение здоровья и работоспособности персонала……………...69

3.4.3.1.Обеспечение нормативных параметров микроклимата…………….69

3.4.3.2.Защита от вредных веществ………………………………………….70

3.4.3.3.Защита от шума……………………………………………………….71

3.4.3.4.Защита от вибраций…………………………………………………..72

3.4.3.5.Обеспечение электробезопасности………………………………….72

3.4.3.6.Освещение рабочих мест……………………………………………..74

3.4.3.7.Экономическая эффективность мероприятий по снижению заболеваемости персонала…………………………………………………....77

3.4.3.8.Обеспечение пожаробезопасности…………………………………..78

3.5. Управление экологической безопасностью…………………………..79

3.5.1. Решения по защите окружающей среды……………………………...80

4. Расчетно-экономическая часть................................................................81

4.1. Внедрение системы «точно в срок»…………………………………..82

4.2. Внедрение нового отдела-отдела логистики…………………………88

4.3. Эффективность принимаемых проектных решений…………………90

4.4. Изменение основных технико-экономических показателей деятельности предприятия……………………...……………………..92

5. Применение ЭВМ в дипломном проектировании................................94

Заключение……………………………………………………………101

Список используемой литературы…………………………………..104

Введение

Химическая промышленность – комплексная отрасль, определяющая, наряду с машиностроением, уровень НТП, обеспечивающая все отрасли народного хозяйства химическими технологиями и материалами, в том числе новыми, прогрессивными и производящая товары массового народного потребления.

Химическая промышленность представляет собой одну из ведущих отраслей тяжелой индустрии, является научно-технической и материальной базой химизации народного хозяйства и играет исключительно важную роль в развитии производительных сил, укреплению обороноспособности государства и в обеспечении жизненных потребностей общества. Она объединяет целый комплекс отраслей производства, в которых преобладают химические методы переработки предметов овеществленного труда (сырья, материалов), позволяет решить технические, технологические и экономические проблемы, создавать новые материалы с заранее заданными свойствами, заменять металл в строительстве, машиностроении, повышать производительность и экономить затраты общественного труда. Химическая промышленность включает производство несколько тысяч различных видов продукции, по количеству которых уступает только машиностроение.

Значение химической промышленности выражается в прогрессивной химизации всего народнохозяйственного комплекса: расширяется производство ценных промышленных продуктов; происходит замена дорогого и дефицитного сырья более дешевым и распространенным; производится комплексное использование сырья; улавливаются и утилизируются многие производственные отходы, в том числе вредные в экологическом отношении. На базе комплексного использования разнообразного сырья и утилизации производственных отходов химическая индустрия образует сложную систему связей со многими отраслями промышленности и комбинируется с переработкой нефти, газа, угля, с черной и цветной металлургией, лесной промышленностью. Из таких сочетаний складываются целые промышленные комплексы.

В основе производственного процесса в химической промышленности чаще всего лежит преобразование молекулярной структуры вещества. Продукцию этой отрасли народного хозяйства можно подразделить на предметы производственного назначения и предметы длительного или кратковременного личного пользования.

Потребители продукции химической промышленности находятся во всех сферах народного хозяйства. Машиностроение нуждается в пластических массах, лаках, красках; сельское хозяйство – в минеральных удобрениях, препаратах для борьбы с вредителями растений, в кормовых добавках (животноводство); транспорт – в моторном топливе, смазочных материалах, синтетическом каучуке. Химическая и нефтехимическая промышленность становится источником сырья для производства товаров широкого потребления, особенно химических волокон и пластмасс. Современное самолетостроение, реактивная техника, радиолокация, космическая техника, ракетостроение невыносимы без использования синтетических материалов и новых видов синтетического горючего.

В состав современной химической промышленности России входят следующие отрасли и подотрасли.

Отрасли химической промышленности:

? горно-химическая (добыча и обогащение химического минерального сырья фосфоритов, апатитов, калийных солей и др.);

? основная химическая (производство неорганических кислот, минеральных солей, щелочей, минеральных удобрений, химических

кормовых средств, хлора, аммиака и др.);

? производство синтетических красителей (выработка органических красителей, полупродуктов, синтетических дубителей);

? производство синтетических смол и пластических масс;

? производство искусственных и синтетических волокон и нитей;

? производство химических реактивов, особо чистых веществ и катализаторов;

? фотохимическая (производство фотокинопленки, магнитных лент и других фотоматериалов);

? лакокрасочная (получение белил, красок, лаков, эмалей, нитроэмалей т.п.);

? химико-фармацевтическая (производство лекарственных веществ и препаратов);

? производство химических средств защиты растений;

? производство товаров бытовой химии;

? производство пластмассовых изделий, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них.

Отрасли нефтехимической промышленности:

? производство синтетического каучука;

? производство продуктов основного органического синтеза, включая нефтепродукты и технический углерод;

? резиноасбестовая (производство резинотехнических, асбестовых изделий).

Шинная промышленность является одним из важнейших секторов химического комплекса России. Суммарные мощности российских шинных заводов позволяют производить ежегодно около 40 млн. шин. В середине 90-х годов в связи с кризисной ситуацией в российской промышленности, выпуск шин российскими заводами значительно снизился, некоторые предприятия из-за финансовых проблем (отсутствия средств для покупки дорогостоящего сырья, материалов, оплаты электроэнергии) простаивали по несколько месяцев в год. Однако в конце 90-х ситуация в отрасли заметно улучшилась, чему способствовал рост спроса на продукцию российских предприятий со стороны предприятий автомобилестроения. Повышенный спрос стимулировал рост производства и способствовал улучшению сбыта, у предприятий появились деньги, которые они смогли вкладывать в модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции. Так, если в 1998 г. общий уровень загрузки производственных мощностей по выпуску шин для грузовых и легковых автомобилей составлял 55%, то в 2000 г. он вырос до 70%, а в 2001 г. – до 78%.

Производство шин тесно связано с автомобилестроением, любое циклическое изменение в автомобилестроении непосредственно отражается в шинной промышленности. Одним из основных направлений структурной перестройки автомобильной промышленности стало развитие производства малотоннажных автомобилей грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 т, что повлекло за собой переориентацию некоторых шинных заводов на изготовление легкогрузовых шин с посадочным диаметром 15-16 дюймов. Появление на рынке большого количества импортных легкогрузовых автомобилей и автобусов, предназначенных к эксплуатации на металлокордных шинах, заставило российских шинников наладить выпуск грузовых шин с металлокордом в каркасе и в брекере.

Современное предприятие по производству шин потребляет большое количество самых разнообразных материалов, удельный вес которых в себестоимости продукции составляет примерно 60%. Запасы товарно-материальных ценностей в шинной промышленности образуют значительную часть оборотных средств.

Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия.

В настоящее время в промышленно развитых странах проявляется весьма существенный разрыв между теорией и практикой принятия решений в сфере материально-технических запасов, и возник он, прежде всего, по двум причинам. Во-первых, в недавнем прошлом высшее руководство предприятий слишком много внимания уделяло быстрому росту объема продаж в ущерб эффективности управления товарно-материальными запасами и производством. Во-вторых, многие ученые и экономисты, занимавшееся вопросами управления, излишне много внимания уделяли разработке математически «чистых» моделей принятия решений, имевших малую практическую ценность.

Однако в 1970-80-е годы произошли важные изменения в сфере производства, темпы экономического роста замедлились, и это привело к существенным переменам на рынке. Покупатель начал требовать максимально разнообразные продукции. Количество видов изделий, требуемое для насыщения рынка, все более увеличивается, соответственно жизненный цикл товаров становится короче. Все это привело к расширению номенклатуры товаров и во многих случаях к повышению издержек производства. С этого момента среди прочих вопросов, которые встают перед руководством предприятий, не последнее место стало занимать повышение эффективности распределения внутренних ресурсов, т.е. совершенствования управления товарно-материальными запасами.

ОАО «Московский шинный завод» являлся единственным заводом в Москве производящим автомобильные шины, которые поставлялся на внутренние и мировые рынки, для комплектации многих автомобильных заводов.

Цель данного дипломного проекта, является попытка на примере ОАО «Московский шинный завод» провести анализ использования материально-технических запасов, и на основании этого анализа предложить мероприятия по совершенствованию системы управления материально-техническими запасами.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

o проанализирована деятельность материально-технического снабжения;

o проведен анализ использования материальных ресурсов;

o спроектированы мероприятия направленные для усовершенствования системы управления;

o предложена для применения прикладная экономико-математическая модель совершенствования системы управления материальными запасами.

При выполнении дипломного проекта будут использованы следующие источники:

o нормативные акты,

o бухгалтерская отчетность,

o статистическая отчетность,

o плановые калькуляции,

o техническая документация,

o литературные источники.

Список литературы

1. Экономика химического предприятия. Учебник / Скоробогатов В.С. – М., 2000.

2. Грузинов В.П., Грибков В.Д. Экономика предприятия – М.: «Финансы и статистика», 2001.

3. Зайцев Н.Л., Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Мельник М.М., Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением./Учебник для ВУЗов – М.: Высшая школа, 2001.

5. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/под редакцией проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина. 3-е изд. Переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Экономика предприятия: Учебник/под ред.проф. Н.А.Сафронова. М.: «Юристъ», 2002.

7. Экономика: Учебник/под ред. А.С.Булатова – М.: БЕК, 2000 г.

8. Аникин Б.А. Логистика – М.: ИНФРА-М, 1998.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 7-е изд. испр. – М.: Новое знание, 2002.

10. Рагулин В.В., Вольнов А.А. Технология шинного производства. Третье изд. перераб.и доп. – М.: «Химия», 1981.

11. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., 1994.

12. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

13. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

14. Коркина Н.И. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния: Учебное пособие / Н.И.Коркина, Н.А.Соловьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.

15. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / Л.Т.Гиляровская. – М.: Юнити – ДАНА, 2003.

16. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О.Н.Волкова, В.В.Ковалев. – М.: ПБОБЛ, 2000.

17. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / М.С.Абрютина, А.В.Грачев. – М.: Дело и сервис, 1998.

18. Шеремиет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 1999.

19. Методика экономического анализа промышленного предприятия (объединения) / под ред.Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 1998.

20. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под.ред. В.И.Стражева. – Мн.: Выш.шк., 1999.

21. И.В.Семенова «Основы общей экологии. Промышленная экология», М.: 2000.

22. А.И.Яковлев «Экология и охрана труда на химическом предприятии», 2001.

23. В.И.Ксензенко «Общая химическая технология и основы промышленной экологии», М.: «Химия», 2001.

24. «Экономист-менеджер». Пакет программ для дипломного проектирования; Copyright (с) Таганов Д.Н., 2003 г.

Примечания:

Примечаний нет.