Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 105  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5

1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 14

1.3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 18

1.4. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 24

2. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 29

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 29

2.2. ФОРМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ 32

2.3. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) 37

2.4. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 39

2.5. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ 44

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ 53

3.1. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 53

3.2. СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В нынешних условиях возможности субъектов Федерации маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью многих проблем, в том числе неотрегулированностью бюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руково-дство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджет-ных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в феде-ральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перерас-пределения средств федерального бюджета. Тем самым неоправданно возраста-ет нагрузка не федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюдже-ты узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.

2. ФЗ от 26.01.99 № 42-Ф "О Федеральном бюджете на 2002 год"

3. ФЗ от 29.12.2002 № 42-Ф "О Федеральном бюджете на 2003 год"

4. ФЗ от 18.12.2003 № 42-Ф "О Федеральном бюджете на 2004 год"

5. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Феде-рации".

6. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"

7. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н "О бюджетной классификации Российской Федерации"

8. Договор РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взаимном делеги-ровании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15.02.94

9. Закон УР "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Удмуртской Республике" от 26.12.93 № 1366-XII

10. Закон УР от 27.12.2002 № 1445 "О бюджетной системе Удмуртской Респуб-лики на 2003 год"

11. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федера-ции на 2002-2005 г.г. // Вопросы экономики, 2002, № 1.

12. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 2002, № 7.

13. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 2002 году // Финансы, 2002, № 6.

14. Об итогах исполнения федерального бюджета за 2002 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2003 г. (решение расширен-ной коллегии МФ РФ от 20.02.2002 г.) // Финансы, 2003, № 4.

15. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюдже-тов муниципальных образований в 2003 году (Решение Совета по местному самоуправлению РФ) // Финансы, 2003, № 11.

16. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2003, № 11

17. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1995-2003 гг. // Вопросы экономики, 2004, № 2.

18. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 2003, № 3.

19. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепури-на, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство "АСА", 2002.

20. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2003, № 5.

21. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Россий-ской Федерации // Финансы, 2003, № 6.

22. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 2003, № 11.

23. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2003, № 5.

24. Петров В.А. Бюджет-2004: приоритеты и финансовые механизмы экономи-ческого роста // Финансы, 2003, № 11.

25. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2005 года // Финансы, 2002, № 5.

26. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финан-сы, 2003, № 6.

27. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 2003, № 6.

28. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2003, № 3.

29. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

30. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и стати-стика, 2002.

31. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюдже-тов в России // Финансы, 2003, №№ 5,6.

32. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 2003, № 7, - М., Диалог-Банк.

33. Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 2003. № 9 - М., ДиалогБанк.

34. Экономическое развитие России в 2002 году // Вопросы экономики, 2003, № 3.

Примечания:

Примечаний нет.