Анализ финансово-правовых аспектов валютных операций

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

1. Валютные операции в системе финансово-правовых отношений 7

1.1. Понятие валютных операций, их субъективный состав 7

1.2. Система источников правового регулирования валютных

операций в Российской Федерации 17

2. Классификация валютных операций 29

2.1. Операции по внешнеторговым сделкам 29

2.2. Операции с ценными бумагами 30

2.3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами 35

2.4. Валютные операции уполномоченных банков 42

2.5. Валютные операции, связанные с ввозом в Российскую Федерацию

и вывозом из Российской Федерации валютных ценностей, валюты

России и внутренних ценных бумаг 46

3. Регулирование валютных операций 53

Заключение 63

Список использованной литературы 65

Введение

Государственное регулирование - это одна из форм управления обществом, реализуемая посредством применения государством совокупности экономических, юридических и административных мер в целях создания определенного правопорядка и реализации государственной политики.

"В теории управления экономическими объектами и процессами под регулированием понимается форма, вид управления, основанная не столько на прямом, непосредственном воздействии субъекта управления на управляемую систему, сколько на установление общих правил и норм экономического поведения, использовании экономических стимулов и рычагов косвенного влияния. Для регулирования характерно применение взамен точечного, адресного распорядительства, администрирования иных инструментов универсального действия, именуемых в экономической теории автоматическими регуляторами".

В самом общем смысле под валютным регулированием понимается комплекс целенаправленных действий государств и международных организаций по регламентации общественных отношений, возникающих по поводу или в связи с использованием валютных ценностей.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование валютных отношений.

На валютном рынке формируется спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчиненно закону стоимости, а также закону баланса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных валютопотоков потребителям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредствам ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии национальных валют и отчасти национальных экономик.

К сожалению, рыночные методы валютного регулирования не всегда оказываются достаточно эффективными. Так, например, в период осуществления так называемой системы золотого стандарта внутренний курс валют оказался привязанным к стоимости единственного товара - золота - без учета общей экономической и товарной конъюнктуры рынков. По мере расширения и активизации мировой торговли, а также увеличения объемов спекулятивных операций с валютами на международных рынках подобное игнорирование столь значительного числа экономических факторов стало создавать все больше проблем.

В результате даже в государствах, проводивших наиболее либеральную экономическую политику, стали приходить к мысли о необходимости государственного контроля за процессами конвертируемости валют в целях обеспечения стабильного функционирования, как международных финансовых рынков, так и национальных экономик.

На сегодняшний день в большинстве развитых стран рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, главным образом стимулирует развитие валютного рынка, а второе имеет своей целью преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между данными методами в каждой конкретной стране корректируется в зависимости от целей проводимой политики и текущего состояния национальной экономики.

Так, в условиях экономических кризисов, воин, структурных изменений в экономической системе преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое, что позволяет административным путем, хотя и не всегда с предсказуемыми результатами, корректировать поведение субъектов валютного рынка. При улучшении экономического положения происходит либерализация режима совершения валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере.

Валютное регулирование является одним из важнейших средств реализации денежно-кредитной политики государства и может осуществляться на национальном, межгосударственном (региональном) и международном уровне.

Внутри каждого государства меры валютного регулирования могут быть направлены:

- на создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

- на определение сферы осуществления и процедур валютного контроля;

- на определение объема вещных прав на валютные ценности, их обеспечение и защиту;

- на установление и реализацию определенного порядка осуществления сделок и операций с валютными ценностями, включая;

- порядок перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа,

- режим осуществления иностранных инвестиций,

- регламентацию международных расчетов резидентов и др.

Таким образом, внутригосударственное валютное регулирование по своей природе направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными потоками, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости национальной валюты. Особенно важную роль играет валютное регулирование в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой (замкнутой).

Интересно отметить, что в Российской Федерации в отличие от многих развитых стран валютное регулирование в определенной части продолжает осуществляться путем использования механизмов государственной валютной монополии.

Целью настоящей работы является анализ финансово-правовых аспектов валютных операций.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие валютных операций, объект, субъекты и метод регулирования;

- проанализировать систему источников правового регулирования валютных операций в Российской Федерации;

- охарактеризовать валютные операции по внешнеторговым сделкам, с ценными бумагами, между резидентами и нерезидентами, уполномоченных банков и операции, связанные с ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных бумаг;

- исследовать регулирование валютных операций Правительством Российской Федерации и Банком России.

Список литературы

1. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (приняты 22 июля 1944 г.) // Издание Международного Валютного Фонда, Вашингтон, округ Колумбия, США, Международный Валютный Фонд, 1992.

2. Статьи соглашения Международного Банка Реконструкции и Развития 1945 года (с поправками, внесенными резолюциями, вступившими в силу 17 декабря 1965 г. и 16 февраля 1989 г.) // Международные кредитно-финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. - Издательство "МНИМП", Москва, 1999.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля (Москва, 28 марта 1996 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1996. - № 8.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля (Москва, 8 октября 1996 г.) // СПС "Гарант"

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 3 июля 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 20. - Ст. 2105.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля (Москва, 3 июля 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2004. - № 11.

7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования (Москва, 25 декабря 1998 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 4.

8. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля от 15 августа 2005 г. №№ 06-30/21, 01-48/9 // СПС "Гарант"

9. Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 1. - С. 3

10. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3119.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 834.

12. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 06.06.2007 № 88 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 24. - Ст. 2831.

13. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.

14. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 11.

15. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. от 29.12.2004 № 199 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3697; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005 от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 25.

16. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26.04.2007 № 63 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - Ст. 2790; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 18. - Ст. 2117.

17. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 17.05.2007 № 83 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 22. - Ст. 2563.

18. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 10.12.2003 № 173 - ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 45. - Ст. 2542; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.

19. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред. от 07.07.2006 № 418) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.

20. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. № 715 "Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 48. - Ст. 4683.

21. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 17. - Ст. 1556.

22. Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 года № 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международных валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 22. - Ст. 1180.

23. Приказ ЦБР от 15 сентября 1997 г. № 02-395 "О Положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в ред. от 24.06.1998 № 262 - У) // Финансовая Россия. - 1997. - № 37; Нормативные акты по банковской деятельности. - 1998. - № 10.

24. Приказ ГТК РФ от 19 мая 2004 г. № 590 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. - № 26.

25. Положение ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 8.

26. Указание оперативного характера ЦБР от 23 ноября 1998 г. № 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов" // Нормативные акты по банковской деятельности. - 1999. - № 3.

27. Указание ЦБР от 30 марта 2004 г. № 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов" // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 8.

28. Указание ЦБР от 28 апреля 2004 г. № 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками" // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 8.

29. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 5.

30. Инструкция ЦБР от 28 апреля 2004 г. № 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 8.

31. Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (в ред. от 08.08.2006 № 1713 - У) // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 8; Вестник Банка России.- 2006. - № 51.

32. Письмо ГТК РФ от 17 июня 2004 г. № 01-06/21948 "О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг" // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. - 2004. - № 30.

33. Письмо Федеральной таможенной службы от 26 июля 2005 г. № 01-06/25300 "О порядке перемещения валюты и ценных бумаг" // Таможенные ведомости. - 2005. - № 10 (в извлечении).

34. Письмо Федеральной таможенной службы от 3 мая 2006 г. № 01-06/15085 "О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации декларированию в письменной форме" // Таможенные ведомости. - 2006. - № 7 (в извлечении).

35. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2003 г. № КГ-А40/10468-03 Положения ГК РФ о денежных обязательствах требуют, чтобы возврат долга в эквиваленте иностранной валюты предусматривался специально, подобная валютная оговорка может быть установлена либо нормативным актом, либо соглашением сторон. При отсутствии соответствующего волеизъявления валютой долга по гражданско-правовым обязательствам считаются российские рубли (извлечение) // СПС "Гарант"

36. Булаев С.В. Новшества валютных операций / С.В. Булаев // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2007. - № 1. - С. 9 - 13.

37. Гарнова И.А. Регулирование валютных операций Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" / И.А. Гарнова // Международные банковские операции. - 2005. - № 5. - С. 17 - 21.

38. Ерпылева Н.Ю. Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация / Н.Ю. Ерпылева // Международные банковские операции. - 2007. - № 2. - С. 9 -12.

39. МозговА Р. Аспекты валютного контроля расчетных операций физических лиц / Р. Мозговой // Бухгалтерия и банки. - 2006. - № 1. - С. 9 - 13.

40. Пискарев Г.Н. Обзор мирового валютного рынка за 2006 год - начало 2007 года / Г.Н. Пискарев // Международные банковские операции. - 2007. - № 2. - С. 7 - 9.

41. Пискулов Д.Ю. Межбанковские валютные и процентные деривативы в России: результаты анкетирования НВА / Д.Ю. Пискулов // Международные банковские операции. - 2006. - № 6. - С. 14 - 17.

42. Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий / А.С. Селивановский // Закон. - 2005. - № 4. - С. 10-16.

43. Черевиченко Н.В. Валютное регулирование и валютный контроль / Н.В. Черевиченко // Международные банковские операции. - 2006. - № 4,5. - С. 13 - 15; 18 - 21.

Примечания:

Примечаний нет.