Взаимосвязь особенностей имиджа с его невербальными стратегиями поведения

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ИМИДЖА 6

1.1. Психология имиджа 6

1.2. Технология самопрезентации и имидж 31

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 50

2.1. Описание испытуемых и методов исследования 50

2.2. Обсуждение результатов исследования 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Введение

Актуальность работы.

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и наиболее интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Наряду с формальными профессионально важными качествами менеджера, на эффективность его деятельности прямое влияние оказывают социально-психологические характеристики, в частности – имидж и невербальные особенности.

На сегодняшний день данная проблема разрабатывается исследователями как в зарубежной, так и отечественной психологической науке. Как показывают исследования А.И. Аппенянского, Е.М. Борисовой, О.С. Виханского, М. Вудтока, В.Ю. Дорошенко, Р.Л. Кричевского, А.Н. Леонова, Г.П. Логиновой, М.О. Мдивани, А.И. Наумова, Е.Б. Перелыгиной, В.М. Шепеля, Д. Фрэнсиса и других авторов, сфера социально-психологических особенностей личности менеджера во многом определяет эффективность профессиональной деятельности.

В частности, Е.Б. Перелыгина акцентирует внимание на исследовании категориального аппарата и социально-психологического содержания деятельности менеджера. В.М. Шепель изучает практические аспекты имиджелогии. Имидж (от англ. Image — образ) — это визуальная привлекательность личности. Э.Гофман считал, что имидж — это искусство управлять впечатлением. Имиджелогия — это новая отрасль теоретико-прикладного знания, которая занимается изучением проблем эффективной самопрезентации личности, технологией визуальной привлекательности.

Детали личного имиджа очень важны для формирования впечатления о человеке, для повышения успешности его профессиональной деятельности. В рамках данной дипломной работы проводится теоретический и эмпирический анализ различных механизмов формирования имиджа, его проявления в профессиональном и межличностном общении и влияния имиджа на успешность профессиональной деятельности менеджера в целом. Современные менеджеры, руководители - особая категория, люди, в основном, сформировавшиеся, имеющие определенные установки, жизненные принципы и стереотипы, которые бывает трудно изменить. Тем не менее, трудно спорить с тем, что актуальной задачей делового человека является создание достойного позитивного имиджа. Работа эта сложная и индивидуальная, требующая определенных знаний и умений. Получая такие знания, менеджер получит возможность самостоятельно, в необходимом для него темпе включаться в процесс самопроектирования собственного имиджа.

Среди компонентов имиджа делового человека важное значение в рамках данной работы придается изучению взаимосвязей между компонентами невербального взаимодействия личности в деловом общении и составляющими индивидуального имиджа менеджера.

Целью работы является выявление взаимосвязи между имиджем менеджера и его невербальными стратегиями поведения в профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к проблеме имиджа.

2. Провести исследование по выявлению особенностей имиджа менеджера.

3. Произвести эмпирическое исследование по выявлению невербальных стратегий поведения.

4. Выявить взаимосвязь имиджа менеджера и его невербальными стратегиями поведения.

Объект исследования: имидж менеджера.

Предмет исследования: взаимосвязь имиджа менеджера и невербальных стратегий поведения в профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования: предполагается, что:

1) существует взаимосвязь имиджа менеджера с его невербальными стратегиями поведения;

Дополнительная гипотеза:

1. конфликтная стратегия поведения снижает личное обаяние менеджера в его профессиональной деятельности;

2. партнерская невербальная стратегия усиливает восприятие менеджера как порядочного, ответственного, профессионального работника.

Методологические основания:

- принцип деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия);

- принцип системности (Б.Ф.Ломов);

- идеи детерминизма (С.Л.Рубинштейн).

В качестве методов исследования выбраны метод наблюдения, социально-психологическая диагностика, методы статистической обработки данных (корреляционный, факторный анализ).

В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 50 менеджеров коммерческих организаций г. Ижевска. Возраст испытуемых от 21 до 32 лет. Из них – 27 мужчин и 23 женщины.

В своем исследовании мы опирались на идеи представителей интеракционистского направления Э. Гоффмана, на идею имиджа как интерсубъектного взаимодействия Е.Б.Перелыгиной и на исследования практических аспектов имиджелогии В.М. Шепеля.

В качестве методов исследования выбраны: метод наблюдения, социально-психологическая диагностика (методика «Имидж менеджера Н.И. Леонова, методика «Невербальные стратегии поведения» Н.И.Леонова), методы статистической обработки данных (корреляционный, факторный анализ).

В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 50 менеджеров коммерческих организаций г. Ижевска. Возраст испытуемых от 21 до 32 лет.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология.-М., 1997.

2. Агюстон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.-М., 1988.

3. Адамьянц Т.З., Шилова В.А. Феномен коммуникации в социально-гуманитарном знании и образовании.— Минск, 2002.

4. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.: МГУКИ. 2001. – 222 с.

5. Браун Л. Имидж — путь к успеху.-СПб.,1996.

6. Бриза О. Имидж современной женщины.-М., 2001.

7. Донская Л.Ю. О сущности имиджа с позиций гармонии // Психология как система направлений. Т.9., вып. 2.-М., 2002.

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

9. Доценко Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-М., 1997.

10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись.-М., 1986.

11. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа // Коммуникационный менеджмент.-СПб., 1997.

12. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя.-М., 1995.

13. Иттен Й. Искусство цвета.— М., 2001.

14. Костикова Л.П. Как стать привлекательной.-М., 1996.

15. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета.-М., 1995.

16. Криксунова И. Создай свой имидж.-СПб., 1997.

17. Кузин Ф., Шакова И. Сделай себя сама.-М., 2000.

18. Кузин Ф.А. Культура делового общения:Практическое пособие.-М., 2000.

19. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. — М.: Ось-89, 2002. — С. 12.

20. Леонов Н. И. Основы конфликтологии : Учеб. пособие. - Ижевск : Издательский дом "Удмуртский ун-т", 2001. - 121с.

21. Леонов Н. И. Психология делового общения. Ижевск : Издательский дом "Удмуртский ун-т", 2002. - 205с.

22. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб.: Питер, 2005.

23. Лобарева Л.А. Уроки привлекательности.-М., 1995.

24. Лорен С. Женщина и красота.-М., 1996.

25. Лосев А.Ф. Культура общения и социум.-Уфа, 1987.

26. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995. — 176 с.

27. Майерс Д. Социальная психология.-СПб., 1996.

28. Найденская Н.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. Человек. Образ. Стиль. — М.: Изд-во «Познавательная книга плюс», 2002. — 368с.

29. Найденская Н.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. Человек. Образ. Стиль.-М., 2002.

30. Немов Р.С. Психология. Книга 1:Основы общей психологии.-М., 1994.

31. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?.-М., 2001.

32. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С. 116

33. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Уч. пособие.-М., 2002.

34. Попова Л.Г. Десять шагов к себе: Курс лекций «Имидж специалиста социально-культурной сферы». — М., 2004.

35. Романова А.В. Влияние визуальной составляющей имиджа на конфликтность субъекта общения.// Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: Материалы 1 Международного симпозиума «Имиджелогия-2003». — С.70-71.

36. Сергеенкова Н.Волшебный мир макияжа.-М., 2000.

37. Сорины Презентация внешности или фигура в одежде и без.-М., 2002.

38. Спенсер К. Советы по выбору стиля в одежде, прическе, макияже.-М., 2000.

39. Спиллейн М. Создайте свой имидж.-М., 1996.

40. Твой стиль. Книга для мужчин и женщин.-М., 1999.

41. Шен П., Уилсон Д. Макияж успеха.-М., 1999.

42. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.— М.: Финансы и статистика, 1992.

43. Шепель В.М. Секреты личного обаяния.— М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.

44. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса.-Минск, 1996.

Примечания:

Примечаний нет.