Эмпирическое исследование привития культуры поведения дошкольников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 62  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников 8

1.1. Сущность и содержание понятия нравственного воспитания 8

1.2. Значение игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста 14

1.3. Особенности и условия формирования нравственности дошкольников 24

Глава 2. Эмпирическое исследование привития культуры поведения дошкольников 30

2.1. Организация исследования 30

2.2. Формирующий эксперимент "Система игр и упражнений нравственного развития личности" 34

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 54

Заключение 59

Литература 61

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколение. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы формирования нравственности личности связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственности, ибо нравственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют личность о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной системой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности дошкольника.

Нами сформулирована проблема исследования: Какова методика формирования нравственности дошкольника.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в процессе которой развиваются нравственные, духовные качества ребенка, (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Влияние игры на развитие личности заключается в том, что через нее ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные нравственные качества.

Особое место в дошкольном возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Поэтому игра является средством воспитания. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребёнка очень часто служат отголоском того, что он услышал и увидел от взрослого, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности.

Многочисленные теории игры, изложенные в работах философов, психологов, психофизиологов, педагогов, указывают на значительный развивающий потенциал, который заключает в себе феномен игры. Основополагающими для данного исследования явились научные работы, в которых игра рассматривается как деятельность, оказывающая определенное воздействие на психическое развитие дошкольника (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).

Актуальность проблемы, таким образом, обусловлена задачами обеспечения психического развития ребенка в рамках дошкольного образовательного учреждения, с одной стороны, и использования положений теории игры для их решения, с другой.

Объект исследования - игра в дошкольном возрасте

Предмет - нравственное развитие в дошкольном возрасте

Цель изучить влияние игры на нравственное развитие дошкольников

Гипотеза дидактические игры способствуют нравственному развитию дошкольников

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть современное состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности и условия формирования нравственной культуры дошкольника.

3. Определить показатели сформированности нравственной культуры дошкольников.

4. Провести диагностику сформированности нравственной культуры дошкольников.

5. Разработать методику формирования нравственной культуры дошкольников в современных условиях.

Методологическую основу исследования составили:

" труды философов (А.В. Аверьянов, Л.М. Архангельский, П.К. Анохин, Я.Ф. Аскин, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.В. Водзинская, М.С. Каган, С.Б. Крымский, В.Н. Сагатовский, З.Н. Шердаков), в которых раскрывается сущность духовного и нравственного становления личности;

" концепции развития духовной культуры (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, В.С. Библер, Г.П. Выжлецов, Г.Д. Гачев, Ю.Н. Давыдов, Э.В. Ильенков, В.М. Межуев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов, З.И. Равкин, В.Г. Федотова и др.);

" теории духовности (Н.А. Бердяев, Б.З. Вульфов, П.М. Ершов, И.А. Ильин, С.Б. Крымский, А.Д. Косичев, В.И. Мурашов, Г.В. Платонов, Д.В. Пивоваров, А.К. Уледов и др.) и т.п.

Теоретической основой исследования послужили:

" концепции духовно-нравственного развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн и др.);

" идеи развития самосознания (К.А. Абульханова-Славская, Л.Н. Захарова, Б.Т. Лихачев, Л.М. Митина, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко и др.), вопросы развития духовных способностей (Б.С. Алякринский, В.Д. Шадриков);

" теоретические основы системного подхода к изучению педагогического процесса (В.С. Ильин, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.);

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, констатирующий и формирующий этапы эксперимента, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ учебных планов и программ.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом, ориентировочно-поисковом, этапе:

- проведен теоретический анализ сущности и содержания нравственности;

- определен методологический аппарат исследования: сформулированы проблема, цель, гипотеза и задачи исследования;

- осуществлен подбор адекватных методов исследования и констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе - опытно-экспериментальном:

- разработана программа опытно-экспериментальной работы;

- проведен формирующий этап эксперимента.

На третьем этапе - аналитико-обобщающем :

- проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- систематизированы и уточнены основные научные положения работы;

- осуществлено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- разработана методика процесса формирования нравственной культуры дошкольников посредством игр;

- проведена диагностика сформированности нравственной культуры дошкольников;

- определены основные показатели и уровни сформированности нравственной культуры дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснована необходимость совершенствования процесса формирования нравственной культуры дошкольников, определены сущность и содержание этого процесса, охарактеризованы основные этапы ее формирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образования.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Список литературы

1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. -М.: Рус. язык. 1990.

2. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности... -Л., 1981.

3. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. -С.-Петербург: "Аквариум", "Дельта", 1996.

4.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985.

5. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. -М.:Просвещение, 1978.

6. Байдурин А.К. У истоков этикета. -Л., Наука, 1990.

7. Буровин К.А. Родословная вещей. -М.:Знание, 1990.

8. Безруких М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. -М., 1991.

9. Бушелева Б.В. О культуре поведения. -М.:Знание, 1974.

10. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. -М:Просвещение, 1988.

11.Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. -М.:Педагогика, 1990.

12.Васильева Т., Руденко О. Сколько праздников в году? -М.:Рус. язык, 1989.

13. Воротынова М.И. Азбука поведения.- Алма-Ата: Кайнар, 1990.

14.Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. -М.:Мол. гвардия, 1987.

15. Горбовский А. Человек человеку. -М., 1965.

16. Гусейнов А, Золотое правило нравственности. -М., 1979.

17. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. -М., 1989.

18. Дунцова К.Г., Станкевич Г.П. Этикет за столом. -М.: Экономика, 1990.

19. Жаринов Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. -М.: Просвещение, 1991.

20. Камычек Я. Вежливость на каждый день. -М.: Знание, 1988.

21. Курочкина И.Н. Современный этикет.- Калуга, 1993.

22. Лыба С. Прием гостей. Рига, 1980.

23. Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. -М.:Сов. Россия, 1991.

24. Матвеев В.М., Панов А.Н. Если мы вежливы... -М.:Знание, 1977.

25. Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. М., 1976.

26. Палемарь А.О. Мудрость общения. -М.:Мол. гвардия, 1990.

27. Платонов К.К. Занимательная психология. -М., 1986.

28. Пекелис В. Твои возможности, человек! -М.:Знание, 1975.

29.Пословицы, поговорки, загадки. -М.: Современник, 1986.

30. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета. -С.-Петербург:ИКФ "МиМ-экспресс", 1996.

31. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. -М.: Рус. язык, 1979.

32. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. -М.:Педагогика, 1990.

33. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. -М., 1978.

34. Смолке К. Правила хорошего тона. - М.: Прогресс, 1980.

35.Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этике. - М.: Моск. правда, 1991.

36. Успенский Л.В. Культура речи. -М.: Знание, 1996.

37. Фурмановская Н.И. Речевой этикет и культура общения -М.: "ВШ", 1989.

38. Ходакова М. Как не надо себя вести. -М., 1972.

39. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся. Методическое пособие. -Л., 1992.

40. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. Методическое пособие для работы с детьми. Второе издание. -М.: "Новая школа", 1994.

Примечания:

Примечаний нет.