Анализ работы Челябинского территориального органа Федеральной антимонопольной службы России по пресечению монополистической деятельности на товарном рынке

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Глава 1. Антимонопольная политика как одно из направлений государственной политики__________________________________________3

1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики______________ 3

1.2. Антимонопольное законодательство: становление и развитие_________________________________________________________9

Глава 2. Монополистическая деятельность и её виды__________________15

2.1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением_______________________________________ 20

2.2. Соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию_____________________________________ 25

Глава 3. Практика по выявлению и пресечению монополистической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области_____________________________________________ 40

3.1. Функции и полномочия территориальных антимонопольных органов по пресечению монополистической деятельности на товарных рынках__________________________________________________________45

3.2. Деятельность Челябинского УФАС России по пресечению монополистической деятельности на товарных рынках_________________50

3.3. Рекомендации и предложения по улучшению работы Челябинского УФАС России по пресечению монополистической деятельности на товарных рынках__________________________________________________________60

Заключение_____________________________________________________ 75

Список использованных источников и литературы__________________80

Приложения_____________________________________________________82

Введение

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Таким образом, разработка новых подходов к совершенствованию политики антимонопольного регулирования по оптимизации деятельности компаний в условиях современного рынка, выявление достоинств и недостатков, используемых в настоящее время методов их оценки и обоснование концепции комплексного антимонопольного регулирования, важно обеспечить как на уровне государства, так и на уровне отдельных его субъектов.

В этой связи приобретает особую важность дальнейшее изучение категорий антимонопольного регулирования, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.

Актуальность такого подхода связана с тем, что зависимость между антимонопольным законодательством и экономической реальностью противоречива, поскольку, в ряде отраслей экономики государства антимонопольное регулирование может привести к снижению эффективности их деятельности, государство может потерять доходность работающих естественных монополий. В результате этого снизится финансовая устойчивость всего государства. При росте доходности отрасли становятся менее емкими, что сокращает издержки предприятий, а с другой стороны дает возможность воспользоваться приоритетным рыночным положением. Данная взаимосвязь указывает на необходимость такого подхода к антимонопольному регулированию, который учитывает взаимное влияние всех факторов и использует инструменты воздействия во благо государства.

Целью данного курсового исследования является разработка научно-обоснованной концепции по совершенствованию антимонопольного регулирования в России, по оптимизации взаимосвязи федеральной и местной структур антимонопольного регулирования.

Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:

1. проанализировать антимонопольную политику государства в современных условиях;

2. раскрыть категорийный аппарат, применяемый в исследовании рынка на предмет монополизированности;

3. разработать теоретико-методологические подходы к исследова

нию рынка и антимонопольному регулированию;

4. выявить достоинства и недостатки современных методов антимонопольного регулирования;

5. обосновать концепцию комплекса антимонопольного регулирования;

6. раскрыть причины недостаточно эффективного управления рынками в России;

7. рассмотреть системы работы антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях;

8. исследовать современное состояние антимонопольного регулирования в Челябинской области;

9. разработать механизм оптимизации антимонопольного регулирования в Челябинской области.

Объектом исследования на макроуровне является современный экономический рынок и его структуры, обладающие признаками монополий и механизмы его государственного регулирования. На микроуровне объектом исследования выступил современный экономический рынок Челябинской области, структуры антимонопольных служб Федерации и Области.

Предметом исследования являются организационные и экономические факторы совершенствования политики антимонопольных органов в целях оптимизации функционирования современного рынка.

1) Методология исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области антимонопольного регулирования, федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17.08.1995 N 147 ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21.07.2005 N 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , Федеральный закон от 23.06.1999 № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Закон от 22.03.1991 N 948-1(ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 7.04.2004 г. N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» ,Приказ ФАС РФ от 13.10.2004 N 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы», экономико-правовая литература, публикации в отечественной и зарубежной печати, материалы, размещенные в сети Интернет на официальном сайте ФАС.

Методической базой исследования явились методы экономического, статистического, логического и системного анализа, статистических группировок и статистических рядов. При формировании выводов нами учитывалась действующая законодательная и нормативная база по рассматриваемым проблемам.

В качестве фактического материала, иллюстрирующего разработанные концепции, использованы статистические и аналитические материалы УФАС по Челябинской области, данные, опубликованные в открытой печати, статистика исследований, данные экспертных заключений; результаты расчетов и выводы автора, выполненные на основе материалов анализа антимонополистической деятельности в России.

Актуальность данного исследования вызвана тем, что комплексная и адекватная система антимонопольного регулирования в России является сложной задачей, основанной на современных методах, и лишь в последнее время были предприняты попытки формирования относительно корректной нормативной базы антимонопольного регулирования.

Во-первых, комплексная оценка выступает как инструмент научного познания закономерностей сложных социально-экономических процессов.

Во-вторых, комплексный анализ является основой управленческих решений, что особенно актуально в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в стране и тенденцией по созданию адекватного внешнего аудита, направленной на пресечение нарушений в работе компаний.

В-третьих, ситуация осложнена тем, что по ряду причин многие западные методы антимонопольного регулирования неприменимы к российским условиям ввиду некорректного формирования рынка в период СССР.

Список литературы

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., 1996.

2. Бокарева М.А. Монополизм и антимонопольное регулирование. М.,1991.

3. Конкурентное право: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Клейн., Н.Е. Фонаревой. - М.: Изд. группа Логос, 1999.

4. Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. Курс лекций. - М.:Юрид.лит., 1993.

5. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1998.

6. Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994.

7. Николаев И.П. Основы антимонопольного законодательства: Учеб. пособие / И.П. Николаев, Л.И. Малютина, С.Г. Чернова. - М., 1998.

8. Современные зарубежные конституции / Под ред. Б.А. Страшуна. – М., 1992.

9. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии: правовые аспекты регулирования. - М., 1995.

10. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия: Учеб.пособие. - М.: Юристъ, 1996.

11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. - М.,1995.

12. Фонарева Н.Е. Конкурентное право Российской Федерации. Правоприменительная практика. - М., 1997.

13. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие / Под редакцией А.Г. Цыганова. – М.: Изд. группа Логос, 1999.

Статьи из периодической литературы:

1. Александров О.В. Проблемы и перспективы привлечения средств банков в сферу малого бизнеса России. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000 г. № 5.

2. Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства.// Право и экономика. 2000 г. №5

3. Бурмистрова Т., Тюляков А. Закупка продукции для государственных нужд. Роль малого бизнеса.// Право и экономика. 1999.№ 12.

4. Бурмистрова Т., Мартыненко Г. Антимонопольный контроль за действиями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти.// Право и экономика. 1999. № 5.

5. Бутенко И.В. Некоторые проблемы применения ст.7 и ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности”.// Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999. №1.

6. Варламова А.Н. Законодательство о конкуренции: условия возникновения и цели создания. // Право и экономика. 1997. № 13-14.

7. Гелхорн Э.,Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. М., 1995 г.

8. Егорушков А.П. Малый бизнес на переломном этапе. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999 г., № 2-3.

9. Каллина Н.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в России: региональный аспект. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000 г., № 3.

10. Коломийченко О., Тимофеева Т. Рыночная сила и доминирующее положение фирмы. //Конкуренция и рынок. Март. 2000.

11. Михайлова Т.А. Отдельные вопросы практики рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001 г., № 4.

12. Николаев И.П., Чернова С.Г. Практика применения статей 7,8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности”.// Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999. №1.

13. Прусак М. Без малого бизнеса нет экономики. // Конкуренция и рынок. Октябрь 2001 г.

14. Руднев А. Узда для монополиста. // Бизнес адвокат. Июль. 1998. №14.

15. Совершаева Л., Бизнес и государство в законном браке? // Конкуренция и рынок. Апрель 2002 г.

16. Торкановский П.Е., Клинкова Ю.А. Административные барьеры, ограничивающие развитие малого бизнеса. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999 г., № 2-3.

17. Толстогузов О.В. Янченко Е.П. Преодоление административных барьеров – одна из задач государственной поддержки малого предпринимательства. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001 г., № 4.

18. Южанов И., Нужна новая идеология поддержки предпринимательства. // Конкуренция и рынок. Январь 2000 г.

19. Южанов И.А. Поддержка предпринимательства в России: итоги и перспективы. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999 г., № 2-3.

Дополнительные источники:

1. Выписки из материалов Форума по развитию предпринимательства и предприятий для Российской Федерации;

2. Выписки из материалов III Съезда предпринимателей.

Примечания:

Примечаний нет.