Анализ работы Челябинского территориального органа Федеральной антимонопольной службы России по пресечению монополистической деятельности на товарном рынке
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 82 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
Содержание |
Глава 1. Антимонопольная политика как одно из направлений государственной политики__________________________________________3 1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики______________ 3 1.2. Антимонопольное законодательство: становление и развитие_________________________________________________________9 Глава 2. Монополистическая деятельность и её виды__________________15 2.1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением_______________________________________ 20 2.2. Соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию_____________________________________ 25 Глава 3. Практика по выявлению и пресечению монополистической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области_____________________________________________ 40 3.1. Функции и полномочия территориальных антимонопольных органов по пресечению монополистической деятельности на товарных рынках__________________________________________________________45 3.2. Деятельность Челябинского УФАС России по пресечению монополистической деятельности на товарных рынках_________________50 3.3. Рекомендации и предложения по улучшению работы Челябинского УФАС России по пресечению монополистической деятельности на товарных рынках__________________________________________________________60 Заключение_____________________________________________________ 75 Список использованных источников и литературы__________________80 Приложения_____________________________________________________82 |
Введение |
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России. Таким образом, разработка новых подходов к совершенствованию политики антимонопольного регулирования по оптимизации деятельности компаний в условиях современного рынка, выявление достоинств и недостатков, используемых в настоящее время методов их оценки и обоснование концепции комплексного антимонопольного регулирования, важно обеспечить как на уровне государства, так и на уровне отдельных его субъектов. В этой связи приобретает особую важность дальнейшее изучение категорий антимонопольного регулирования, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости. Актуальность такого подхода связана с тем, что зависимость между антимонопольным законодательством и экономической реальностью противоречива, поскольку, в ряде отраслей экономики государства антимонопольное регулирование может привести к снижению эффективности их деятельности, государство может потерять доходность работающих естественных монополий. В результате этого снизится финансовая устойчивость всего государства. При росте доходности отрасли становятся менее емкими, что сокращает издержки предприятий, а с другой стороны дает возможность воспользоваться приоритетным рыночным положением. Данная взаимосвязь указывает на необходимость такого подхода к антимонопольному регулированию, который учитывает взаимное влияние всех факторов и использует инструменты воздействия во благо государства. Целью данного курсового исследования является разработка научно-обоснованной концепции по совершенствованию антимонопольного регулирования в России, по оптимизации взаимосвязи федеральной и местной структур антимонопольного регулирования. Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач: 1. проанализировать антимонопольную политику государства в современных условиях; 2. раскрыть категорийный аппарат, применяемый в исследовании рынка на предмет монополизированности; 3. разработать теоретико-методологические подходы к исследова нию рынка и антимонопольному регулированию; 4. выявить достоинства и недостатки современных методов антимонопольного регулирования; 5. обосновать концепцию комплекса антимонопольного регулирования; 6. раскрыть причины недостаточно эффективного управления рынками в России; 7. рассмотреть системы работы антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях; 8. исследовать современное состояние антимонопольного регулирования в Челябинской области; 9. разработать механизм оптимизации антимонопольного регулирования в Челябинской области. Объектом исследования на макроуровне является современный экономический рынок и его структуры, обладающие признаками монополий и механизмы его государственного регулирования. На микроуровне объектом исследования выступил современный экономический рынок Челябинской области, структуры антимонопольных служб Федерации и Области. Предметом исследования являются организационные и экономические факторы совершенствования политики антимонопольных органов в целях оптимизации функционирования современного рынка. 1) Методология исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области антимонопольного регулирования, федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17.08.1995 N 147 ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21.07.2005 N 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , Федеральный закон от 23.06.1999 № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Закон от 22.03.1991 N 948-1(ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 7.04.2004 г. N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» ,Приказ ФАС РФ от 13.10.2004 N 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы», экономико-правовая литература, публикации в отечественной и зарубежной печати, материалы, размещенные в сети Интернет на официальном сайте ФАС. Методической базой исследования явились методы экономического, статистического, логического и системного анализа, статистических группировок и статистических рядов. При формировании выводов нами учитывалась действующая законодательная и нормативная база по рассматриваемым проблемам. В качестве фактического материала, иллюстрирующего разработанные концепции, использованы статистические и аналитические материалы УФАС по Челябинской области, данные, опубликованные в открытой печати, статистика исследований, данные экспертных заключений; результаты расчетов и выводы автора, выполненные на основе материалов анализа антимонополистической деятельности в России. Актуальность данного исследования вызвана тем, что комплексная и адекватная система антимонопольного регулирования в России является сложной задачей, основанной на современных методах, и лишь в последнее время были предприняты попытки формирования относительно корректной нормативной базы антимонопольного регулирования. Во-первых, комплексная оценка выступает как инструмент научного познания закономерностей сложных социально-экономических процессов. Во-вторых, комплексный анализ является основой управленческих решений, что особенно актуально в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в стране и тенденцией по созданию адекватного внешнего аудита, направленной на пресечение нарушений в работе компаний. В-третьих, ситуация осложнена тем, что по ряду причин многие западные методы антимонопольного регулирования неприменимы к российским условиям ввиду некорректного формирования рынка в период СССР. |
Список литературы |
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., 1996. 2. Бокарева М.А. Монополизм и антимонопольное регулирование. М.,1991. 3. Конкурентное право: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Клейн., Н.Е. Фонаревой. - М.: Изд. группа Логос, 1999. 4. Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. Курс лекций. - М.:Юрид.лит., 1993. 5. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1998. 6. Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994. 7. Николаев И.П. Основы антимонопольного законодательства: Учеб. пособие / И.П. Николаев, Л.И. Малютина, С.Г. Чернова. - М., 1998. 8. Современные зарубежные конституции / Под ред. Б.А. Страшуна. – М., 1992. 9. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии: правовые аспекты регулирования. - М., 1995. 10. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия: Учеб.пособие. - М.: Юристъ, 1996. 11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. - М.,1995. 12. Фонарева Н.Е. Конкурентное право Российской Федерации. Правоприменительная практика. - М., 1997. 13. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие / Под редакцией А.Г. Цыганова. – М.: Изд. группа Логос, 1999. Статьи из периодической литературы: 1. Александров О.В. Проблемы и перспективы привлечения средств банков в сферу малого бизнеса России. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000 г. № 5. 2. Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства.// Право и экономика. 2000 г. №5 3. Бурмистрова Т., Тюляков А. Закупка продукции для государственных нужд. Роль малого бизнеса.// Право и экономика. 1999.№ 12. 4. Бурмистрова Т., Мартыненко Г. Антимонопольный контроль за действиями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти.// Право и экономика. 1999. № 5. 5. Бутенко И.В. Некоторые проблемы применения ст.7 и ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности”.// Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999. №1. 6. Варламова А.Н. Законодательство о конкуренции: условия возникновения и цели создания. // Право и экономика. 1997. № 13-14. 7. Гелхорн Э.,Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. М., 1995 г. 8. Егорушков А.П. Малый бизнес на переломном этапе. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999 г., № 2-3. 9. Каллина Н.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в России: региональный аспект. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000 г., № 3. 10. Коломийченко О., Тимофеева Т. Рыночная сила и доминирующее положение фирмы. //Конкуренция и рынок. Март. 2000. 11. Михайлова Т.А. Отдельные вопросы практики рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001 г., № 4. 12. Николаев И.П., Чернова С.Г. Практика применения статей 7,8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности”.// Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999. №1. 13. Прусак М. Без малого бизнеса нет экономики. // Конкуренция и рынок. Октябрь 2001 г. 14. Руднев А. Узда для монополиста. // Бизнес адвокат. Июль. 1998. №14. 15. Совершаева Л., Бизнес и государство в законном браке? // Конкуренция и рынок. Апрель 2002 г. 16. Торкановский П.Е., Клинкова Ю.А. Административные барьеры, ограничивающие развитие малого бизнеса. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999 г., № 2-3. 17. Толстогузов О.В. Янченко Е.П. Преодоление административных барьеров – одна из задач государственной поддержки малого предпринимательства. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001 г., № 4. 18. Южанов И., Нужна новая идеология поддержки предпринимательства. // Конкуренция и рынок. Январь 2000 г. 19. Южанов И.А. Поддержка предпринимательства в России: итоги и перспективы. // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 1999 г., № 2-3. Дополнительные источники: 1. Выписки из материалов Форума по развитию предпринимательства и предприятий для Российской Федерации; 2. Выписки из материалов III Съезда предпринимателей. |
Примечания: |
Примечаний нет. |