Биржевая пресса Росси 19 века: типологические особенности на примере газет "Биржа" 1872 год-1877 год, "Биржевой вестник" и "Биржевая газета" 1880 года издания

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Деловая пресса в условиях капитализации России пореформенного периода 6

1.1. Экономические предпосылки возникновения специализированных деловых газет 8

1.2. "Биржевые ведомости" К.В.Трубникова, как первый опыт биржевой газеты. 15

Выводы по первой главе 19

Глава 2. Биржевая пресса 1870-х гг.: типологическое своеобразие 20

2.1. "Биржевая газета" 25

2.2. "Биржа" 35

2.3. Сопоставительный анализ изданий по некоторым параметрам. 42

Выводы по второй главе 55

Заключение 56

Использованная литература 59

Введение

История развития российской журналистики является неотъемлемой частью истории российского общества, развития культуры. В ней отразились все значимые сдвиги, которые происходили в разных областях политической и общественной жизни страны. В условиях развития капитализма в пореформенный период в России особое значение приобретает деловая пресса.

Появление первых деловых изданий в России датируется второй половиной XIX в. и связывается исследователями, прежде всего, с развитием капиталистических отношений.

Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием базовых отраслей экономики России в пореформенный период, что оказывает непосредственное влияние на активный рост численности специализированной прессы, играющей немаловажную роль в налаживании коммуникативных связей между участниками рыночных отношений

Специализированная печать, нацеленная на информационное обслуживание интересов различных аудиторных групп, занимает особое место среди современной отечественной периодики. Она является одним из важнейших каналов обмена информацией.

Цель нашего исследования заключается в изучении деловой прессы 19 века в России. Предмет исследования - издания делового характера "Биржа", "Биржевая газета" и "Биржевой вестник". Задачи исследования определяются целью и предметом научной работы и состоят в следующем:

o раскрыть своеобразие делового издания как типа периодики;

o рассмотреть предпосылки появления деловой прессы в России;

o охарактеризовать закономерности развития системы деловых изданий в условиях становления рыночных отношений и исследовать основные механизмы их осуществления;

Методы исследования определяются предметом и целью работы. В основе работы лежит метод типологического системного анализа. Он предполагает изучение целого ряда систем объектов с позиций выявления как общих (типичных) и особенных (специализированных) черт. При этом тип определяется как идеальный. Она рассматривается как аналог объекта, выделяется по ряду критериев из всего множества и является представителем этого множества. Под специализированными чертами понимается совокупность качественных характеристик объекта, показывающих его своеобразие во множестве подобных.

Теоретическая ценность исследования состоит в том, что результаты данной работы позволяют дополнить комплекс исследований, касающихся важного среза медиапространства - специализированных изданий - в разных аспектах их деятельности, систематизировать и обобщить значительный объем информации о существовании деловой прессы в России.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных и выводов при проектировании и создании новых специализированных СМИ, а также при уточнении типологических моделей уже существующих специализированных изданий и выработке механизмов их адаптации к меняющимся условиям рынка.

Системное изучение характера и особенностей бизнес-коммуникаций, осуществляемых с помощью специализированной прессы, до сих пор практически не входит в состав специальных научных исследований. В 1990-е гг. российская журналистика еще только начала формироваться как объект исследования, ее исследование велось преимущественно на эмпирическом уровне и, в основном, усилиями самих журналистов. Деловые издания рассматривались исследователями лишь в общем виде, в рамках изучения прессы в целом, и учитывались как один из ее компонентов. Научные труды, посвященные данной тематике, отличает универсально-тематический подход, стремление системно исследовать все многообразие российской журналистики. По понятным причинам, деловая периодика, будучи одной из многих составляющих системы отечественной периодики, также находилась в них на периферии внимания.

Теоретической и методологической базой исследования стали работы теоретиков журналистики, занимающихся проблемами типологии изданий (А.И. Акопов, А.Г. Бочаров, А.Н. Алексеев, Б.И. Есин, Е.А. Корнилов, Р.П. Овсепян, Е.П. Прохоров, Л.Л. Реснянская, М.В. Шкондин, М.И. Шостак и др.).

Выделение деловой прессы в качестве объекта исследования сопряжено с некоторыми трудностями. На сегодняшний день термин "деловая пресса" только утверждается в теории журналистики в качестве полноценной научной категории. И он, по мнению многих исследователей, по-прежнему требует уточнения. Сама категория деловой прессы пока не получила должного отражения в научной литературе, которое было бы адекватно действительности.

В конечном итоге, рассмотрение истории деловой прессы в России в пореформенный период дает нам возможность не только рассмотреть этапы развития деловой прессы в России, но и выявить основные результаты.

Не подлежит сомнению, что рынок не может нормально функционировать в ситуации полного отсутствия или недостатка полноценной циркуляции массовой информации между всеми субъектами его деятельности. В данном случае роль специализированных СМИ представляется неоценимой, так как от их деятельности во многом зависит успешное налаживание коммуникаций между участниками рынка, а, следовательно, повышение результативности их взаимодействия. В качестве наглядного примера функционирования этого механизма в данном исследовании рассматривается деятельность деловых издании, которые не только обладали всеми ресурсами, необходимыми для обеспечения эффективных бизнес-коммуникаций, но и развивались в соответствии с основными стадиями становления рыночных отношений.

Список литературы

1. Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб.: Просвещение, 1903. -217с.

2. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М.: Наука, 1971. - 207с.

3. Бережной Ф.Ф. К истории печати России. СПб.: Слово, 1992. - 400с.

4. Биржа, №49, 1875 г.

5. Биржевая газета. //М., №57, 1889 г.

6. Биржевые ведомости . 1865-1875гг..

7. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX - 1914 г. М.: Наука, 2006. - 307с.

8. Галанин С.Ф. Газетная реклама как исторический источник (по материалам казанских газет второй половины XIX века): Дис. … канд. ист. наук. Казань, 1999. С. 139.

9. Герасимова Ю. И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х - начала 1860-х гг. М.: Наука, 1974. - 311с.

10. Гиляровский В.А. Москва газетная; Друзья и встречи. - Мн.: Наука и техника, 1989. - 384 с.: ил.

11. Головачев А. А. Десять лет реформ. 1861-1871. СПб.: Просвещение, 1872. - 400с.

12. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: Наука, 2000. - 239с.

13. Джаншиев Г. А. Из эпохи великих реформ. М.: Наука, 1892. - 371с.

14. Динерштейн Е. А. Российское книгоиздание (конец XVIII-XX в.). М.: Наука, 2004. - 296с.

15. Евгеньев-Максимов В. Е. Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века. М.-Л. 1927. - 214с.

16. Еременко А.В. Анализ и его виды в материалах деловой прессы // Журналистика 2004 году. СМИ в многополярном мире. Научно-практическая конференция. - Москва, 2005.

17. Еременко А.В. Деловая пресса: проблемы идентификации и типологизации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез. науч.-практ. конф. - СПб., 2004.

18. Засосов В., Пызин В. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. Л.: Аст, 1991. - 314с.

19. Засурский Я. Журналистика в изменяющемся мире //Вестн. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 2.

20. Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М.: Наука, 2006. - 291с.

21. Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702?1917 гг.). М.: Наука, 1990. - 186с.

22. Козьмин Б. П. Русская журналистика 70-х и 80-х годов XIX века. М.: Наука, 1948. - 411с.

23. Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. СПб.: Высшая школа, 1912-1914. Ч. I-III.

24. Корнилов Е., Дядюшенко В. Газета на бульваре. Ростов-на-Дону, 1997. - 306с.

25. Корсаков А.П. Исторические аспекты изучения цензуры в России М.: Посткриптум, 1996. - 264с.

26. Кулев В. Деловая пресса России. М.: Наука, 1996. - 344с

27. Куфаев М. Н. История русской книги в XIX в. Л.: Просвещение, 1927. 164с.

28. Лаверычев В.Я. Русские капиталисты и периодическая печать второй половины XIX века // История СССР. 1972. № 1. С. 37.

29. Лемке. М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб.: Просвещение, 1904. - 197с.

30. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати (1703?1900 гг.). Т.1. Петроград, 1915.

31. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900. М.: Советская энциклопедия, 1995. Т. 1.

32. Макашина Л. Русская реклама. Отечественная практика.(1703-1918). Екатеринбург: Дрозд, 1995. - 215с.

33. Максимов В. Е. Из прошлого русской журналистики. Л.: Просвещение, 1930. - 204с.

34. Николаев И.К. К вопросу о газетных публикациях. М: Наука, 2004. - 401с.

35. Очерки русской культуры XIX в. М.: Наука, 1998. - 287с.

36. Пыпин А. Н. Народная грамотность // Вестник Европы. 1891. № 1. С. 248.

37. Райский Д. П., И. С. Аксаков о свободе совести, свободе слова и печати. СПб.: Слово, 1907. - 325с.

38. Розенберг Вл. и Якушкин В. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. Статьи. М.: Наука, 1905. - 201с.

39. Скабичевский А. М. Очерки истории цензуры: 1700-1863 гг. СПб.: Просвещение, 1892. - 200с.

40. Соколов Н. В. Журнальное дело. Экономические вопросы и журнальное дело. - СПб., 1866. - 215с.

41. Степанов А.А. История объявлений: газетная реклама в России XVIII ? XX вв. СПб, 2007. - 109с.

42. Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848-1890. Л. 1929. - 302с.

43. Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати. 60-70-е годы XIX века. Л.: Просвещение, 1989. - 205с.

44. Энгельгардт Н. А. Очерки истории русской цензуры в связи с развитием печати. 1703-1903. СПб.: Просвещение, 1904. - 409с.

Примечания:

Примечаний нет.