Глубокий и последовательный анализ законодательных основ в области разграничения компетенций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере законодательной компетенции

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 86  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Вступление 3

Глава 1. Современное состояние российского федерализма 6

1.1. Современное развитие федерализма в Российской Федерации 6

1.2. Основы конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации 27

1.3. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов 42

Глава 2. Договорное регулирование федеративных отношений 51

Заключение 76

Список использованной литературы 79

Введение

Актуальность темы. Более чем пятнадцатилетний период действия всенародно принятой Конституции не подвел к формированию в России действительно реального федеративного государства, и не признание данного факта было бы непростительной ошибкой и заблуждением. И дело здесь не только в несовершенстве норм Конституции РФ , содержащей подчас декларативные положения, расходящиеся с действительностью, но и в практике их дальнейшего законодательного развития и применения. Прежде всего поэтому темы федерализм и федерация являются одними из наиболее разработанных в современной науке конституционного права. Мало где встретишь такое обилие, такое разнообразие мнений и подходов. Тематике федерализма посвящено немало работ, перечень которых регулярно пополняется новыми исследованиями. Такой повышенный научный интерес обусловлен, по нашему убеждению, колоссальной перманентной актуальностью проблем федеративных отношений для России.

Проблема федерализма в России действительно является одной из наиболее ключевых, злободневных проблем современности. Без построения в стране нормальной Федерации невозможно создать эффективно функционирующую систему государственной власти в силу обширных размеров России, ее колоссальной социально-экономической, этнической, природно-климатической дифференциации. Главный же вопрос федеративной реформы, на сегодняшний день, состоит в необходимости оптимальным образом использовать представившийся нам, нынешнему поколению политиков, исторический шанс построения прочной демократической государственности через преобразование (реконструкцию) федерализма.

Проводимые в России конституционные реформы властной вертикали, берущие начало в 2000 году с образования семи федеральных округов, охватили многие сферы общественных отношений. Процесс упорядочения федеративных отношений не мог не коснуться вопроса разграничения федеральной и региональной компетенции.

Конституционная модель разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов отражена в ст. 71 - 73 Конституции РФ, а распределение полномочий между ними проведено законодательно.

Реформа российского федерализма в целом характеризуется смещением полномочий от субъектов к Федерации, что в определенной мере было необходимо выполнить в целях обеспечения единства правового пространства и равенства прав граждан. Но задумаемся: концентрируя в своих руках такое огромное количество полномочий, сможет ли Федерация эффективно и объективно их выполнять? Кроме того, есть группа совместных полномочий (в сфере природопользования, образования, культуры), которые лучше осуществлять не из Центра, а в регионах, что требует деконцентрации правового регулирования с учетом региональной специфики.

И все же область совместной компетенции остается и по сей день наиболее проблемной в сфере научного изучения современного Российского федерализма.

Таким образом, целью проводимого исследования является всесторонний глубокий и последовательный анализ законодательных основ в области разграничения компетенций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере законодательной компетенции.

Для того чтобы выше указанная нами цель была достигнута, необходимо комплексное решение следующих основополагающих задач:

- детальное изучение и глубокий анализ современного состояния федерализма в Российской Федерации на современном этапе его развития;

- исследование договорного порядка регулирования федеративных отношений закрепленного в законодательных актах нашей стран.

Среди отечественных авторов, активно исследующих проблематику федеративных отношений, следует отметить: Абдулатипова Р.Г., Авакьяна С.А., Автономова А.С., Аринина А.Н., Атаманчука Г.В., Бабурина С.Н., Барцица И.Н., Болтенкову Л.Ф., Бухвальда Е.М., Валентея С.Д., Гаджиева Г.А., Глигич-Золотареву М.В., Карапетяна Л.М., Конюхову (Умнову) И.А., Кокотова А.Н., Кутафина О.Е., Крылова Б.С., Лебедева А.Н., Ливеровского А.А., Лысенко В.Н., Митрохина С., Михалеву Н.А., Мухаметшина Ф., Пискотина М., Саликова М.С., Столярова М.В., Тихомирова Ю.А., Чеботарева Г.Н., Чиркина В.Е., Черткова А.Н., Шахрая С.М., Эбзеева Б.С. и многих других

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

3. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (с изменениями от 15 февраля, 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1. - Ст. 10.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

6. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. -Ст. 3336.

7. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 27 (часть II). - Ст. 2709.

8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

9. Конституция Республики Татарстан (принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г.) // Советская Татария. - 1992. - № 246-247.

10. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 г.) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Internet (http://www.duma.gov.ru)

11. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 "О Государственном совете Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 36. - Ст. 3633.

12. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20.05.1998 № 197-СФ "О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации". // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2352.

13. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 июня 2002 г. "О бюджетной политике в 2003 году" // Российская газета. - 2003. - 17 мая.

14. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2002 год // Российская газета. 2002. 19 апреля.

15. Письмо Президента РФ от 31 мая 2000 г. № Пр-1100 // Российская газета. - 2000. - № 107.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. - № 3. - Ст. 429.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 49. - Ст. 4868.

18. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // СПС "Гарант". Версия от 26.03.2008.

19. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3176. (не действует).

20. Арбузов С.С. Федеративный договор в правовом регулировании трудовых отношений // Вестник Омского университета. - 1997. - № 4. - С. 94-97.

21. Адамеску А., Кистанов В., Савельев В. Экономическое районирование как основа территориального устройства России//Федерализм. - 1998. - № 1. - С. 113-134.

22. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Госдумы РФ, М., 2003.

23. Вагин И.С. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 5. -С. 41-43

24. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 9.

25. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006

26. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика // Конституционно и муниципальное право. - 2005. - №6. - С. 8.

27. Добрынин Н.М. Федерализм в России: оценка состояния и пути решения проблем // Право и политика. - 2006. - № 5.

28. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России // Материалы научно-практической конференции. М., 1997

29. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.

30. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия // Под общ. ред. С.А. Попова. М., 2001.

31. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: В 14 т. / Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики. М.: НИЦ "Статистика России". Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Кн. 1. Официальное издание. 2004.

32. Кистринова О.В. Перспективы развития федерализма в России // Право и политика. - 2007. - № 5.

33. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец": Формула права. 2004.

34. Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

35. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под общ. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М. Новая Правовая культура. 2002.

36. Конституционное право субъектов Российской Федерации // Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002.

37. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий // Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

38. Конституция Российской Федерации: Комментарий // Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.

39. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий // Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

40. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. М., 1997.

41. Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. М., 2000.

42. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. - 2002. - № 5.

43. Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма. М., 2000.

44. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.

45. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2002.

46. Ливерецкий А.А. О статусе субъекта РФ // Правоведение. - 2000. - № 2.

47. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999

48. Миронов В.П. Разграничение полномочий в сфере государственной службы между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2005. - № 1.

49. Матюхина Ю.В. Развитие Российской федеративной государственности на основе конституционной модели // Право и политика. - 2005. - № 10.

50. Мириханов Н.М. Федерализм, многонациональность, государственность: новый курс российской власти // Федерализм. Казань. - 2002. - № 3. - С. 107.

51. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 1996.

52. Мамаев Р.Б. Состояние законодательного обеспечения института разграничения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика. - 2004. - № 9. - С. 40-48.

53. Мамаев Р.Б. Гарантии конституционного статуса республики как субъекта Российской Федерации. Формы участия в реализации функций федеральной государственной власти // Гражданин и право. - 2002. № 11/12.

54. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. // Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2001.

55. Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.: Норма, 2006.

56. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000

57. Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. - 2000. - № 1 .- С. 52.

58. Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 3.

59. Столяров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. Сравнительное исследование по проблемам федерализма и регионализма в Российской Федерации и странах Западной Европы. Казань, 1998.

60. Соколов А.Н., Губин Ю.Н. Федерализм в России - эволюция развития: Монография. Калининград: КЮИ МВД России, 2006.

61. Соколов А.Н. Проблемы федеративного конституционализма в России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №11.

62. Тихомиров Ю.А. Об институциональных аспектах федеративных отношений // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006. - № 3.

63. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.

64. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

65. Умнова И.А. Федерализм и демократия // Государство и право. - 1992. - № 3.

66. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.

67. Усс А.В. Укреплять федерацию - наша общая задача // Федерализм. - 1999. - № 2. - С.5-22.

68. Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А, Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. - 2004. - № 7.

69. Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава Российской Федерации: правовые аспекты // Журнал российского права. - 2005. - № 11.

70. Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.

71. Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. 2004.

72. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие//Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2000.

73. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование)// Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

74. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - ООО Новая Правовая культура, 2004.

75. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ // Федерализм. - 2003. - № 2. - С.16.

76. Философский энциклопедический словарь/Под ред. С.С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др.: 2-е изд. М., 1989

77. Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. - 2004. - № 8.

78. Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. - 2004. - № 8.

79. Юриспруденция: разграничение предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие // Под общ. ред. В.М. Герасимова, Б.П. Елисеева, А.Г. Шорникова. М., 2002.

80. Kilper H., Lhotta R. Foederalismus in der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, 1996. S. 48 - 49.

Примечания:

Примечаний нет.