Формирование навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы с помощью разных видов наглядности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

1. Теоретическое обоснование содержания и методики работы по формированию связного высказывания у дошкольников с ОНР 5

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ РЕЧИ 5

1.2. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 14

1.3. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 17

1.4. НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 19

2. Исследование навыка рассказывания у старших дошкольников с ОНР 29

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.2. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 39

3. Формирование навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы с помощью разных видов наглядности 45

3.1. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45

3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 59

Заключение 65

Список литературы 67

Приложение 1 70

Приложение 2 72

Приложение 3 81

Приложение 4 82

Введение

Введение

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Навык связного монологического высказывания является одним из компонентов готовности ребенка к школе. А при речевой патологии, в частности ОНР, следует обратить особое внимание на формирование этого навыка.

Как показывают исследования, первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы. Для проведения эффективной работы по формированию навыка рассказывания необходим тщательный отбор методов и средств. Одним из таких является метод наглядности.

Объект исследования - логопедическая работа по формированию навыка составления рассказов у дошкольников.

Предмет исследования - наглядность как средство и методы формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель - разработка и апробация методики.

Гипотеза - работа по формированию навыка составления рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, вероятно, будет более эффективным, если при проведении такой работы использовать разные средства и методы наглядности в соответствии с уровнем сформированности навыка рассказывания и специфики нарушения связной речи у детей.

Задачи:

1 Провести теоретический анализ проблемы формирования навыка связной речи у детей с ОНР;

2 исследовать уровень сформированности навыка связной речи у старших дошкольников с ОНР и выявить специфические нарушения связных высказываний у детей с ОНР

3 разработать методику по формированию связной речи у старших дошкольников.

4 Выявить эффективность разработки методики в ходе формирующего и контрольного экспериментов.

1. Теоретическое обоснование содержания и методики работы по формированию связного высказывания у дошкольников с ОНР

1.1. Характеристика монологической связи речи

Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития речи. Речь человека является средством общения и познания окружающего мира, это деятельность общения, выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Речь - это применения языка, который создается усилием многих людей, служит средством общения и является, как говорит Н.И.Жинкин, общественным достоянием.

По мнению Л.С.Выготского, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изучения процессов мышления и речи, Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: "Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли". Главное, что сделал Л.С.Выготский, попытался на основе исследований построить целостную психолингвистическую теорию. Он также является основоположником теории общественно-исторического происхождения высших психических функций у человека[10, С.124.].

Последователь Л.С.Выготского А.Н.Леонтьев раскрыл психологическую природу речи:

1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития.

2. Речь имеет полифункциональный характер; речи присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функция; все эти функции связаны между собой.

3. Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, на не несущая прямой коммуникативной функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую.

4. В речи следует различать ее физическую сторону, ее форму, ее смысловую сторону.

5. Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем обобщения.

Процесс развития речи - это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывае

Список литературы

Список литературы

1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998-56с.

2. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания 6-летних детей с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 1982- № 5.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2005-312с.

5. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365с.

7. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1986, - № 6.

8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.

9. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

12. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2002. - 352с.

13. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000.- 248с.

14. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: Владос, 1997.

15. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.

16. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.

17. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 2001-324с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488с

19. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

20. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.

21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.144 - 148.

22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.126 - 143.

23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.

24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - 348с.

25. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная Пресса, 2002.

26. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.

27. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников.- М.: Просвещение, 1961.- 224с.

28. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.

29. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959.

30. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - № 5.

31. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1958. - 234с.

Примечания:

Примечаний нет.