Теоретические и практические аспекты деятельности органов государственного управления по совершенствованию недропользования на примере Магаданской области

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 8

1.1. Понятия и классификация объектов недропользования 8

1.2. Правовое регулирование в сфере недропользования. 10

1.3. Основные направления и приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере недропользования 15

2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ 22

2.1. Система управления недропользованием на федеральном уровне 22

2.2.Система управления в сфере недропользования в Магаданской области 27

3. СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ НЕДР В ПОЛЬЗОВАНИЕ 35

3.1 Лицензирование в сфере недропользования 35

3.2 Аукционы и конкурсы на право пользования недрами 40

4.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 47

4.1.Анализ добычи полезных ископаемых недропользователями в Магаданской области

4.2.Анализ Яно-Колымского проекта, как одного из направлений государственной политики по совершенствованию недропользования в Магаданской области 52

4.3. Международный горно-геологический форум "Золото северного обрамления Пацифика" 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71

Введение

В настоящее время, Россия занимает одно из ведущих мест в рейтинге самых богатых ресурсами стран мира. Ее ресурсный потенциал, на который приходится 80-85% всего национального богатства, оценивается, по подсчетам Госкомстата и РАН, в 340-380 трлн. долл. На душу населения ресурсного потенциала в России приходится в. два раза больше, чем в США. в 6 раз - чем в ФРГ, в 22 раза - чем в Японии. В доле экспорта продукции горнодобывающей промышленности составляет 70% от всего объёма. Доля поступлений в бюджет более 50%. В то же время по доле ВВП на душу населения картина противоположная, потому что механизм использования дарованного природой огромного достояния крайне неэффективный. В результате, будучи первыми по количеству природных ресурсов на душу населения, мы последние - по их использованию.

Эффективное управление природным богатством является необходимым условием экономического роста и повышения благосостояния народа и должно составлять основу экономической политики, находясь в центре внимания российского общества. Чтобы это богатство приносило прибыль, предстоит прежде всего провеет детальную оценку всех имеющихся ресурсов и привести в движение механизм их использования, стремясь при этом максимально опираться на достижения научно-технического прогресса.

Магаданская область - один из крупнейших регионов России по потенциальным минеральным ресурсам, в первую очередь коренного и россыпного золота, серебра, каменного и бурого угля, меди, молибдена, железа, полиметаллов. Большие перспективы связаны с разведкой и последующим освоением углеводородного сырья в примагаданском шельфе Охотского моря.

Магаданская область обладает значительными разведанными запасами золота, включая месторождение Наталкинское (20 % от общероссийских), серебра (19% от общероссийских), бурого и каменного угля, цементного сырья, вулканического пепла и строительных материалов, в ограниченном количестве - запасами других полезных ископаемых.

Общий ресурсный потенциал Магаданской области составляют более чем шесть тысяч тонн золота, около 30 тысяч тонн серебра, 17 миллионов тонн меди, полмиллиона тонн молибдена, миллиард тонн железа и около 20 миллионов тонн свинца и цинка. Имеются и ресурсы урана - около 20 тысяч тонн.В структуре прогнозных ресурсов по сравнению с разведанными запасами по извлекаемой ценности наряду с золотом и серебром значительную долю приобретают цветные металлы, а также нефть и газ. При этом доля благородных металлов составляет 16 %, цветных металлов - 15 %, угля - 40 %, нефть и газ - 24 %.

В стоимостном выражении доля разведанных запасов полезных ископаемых на территории области составляет менее 10 % ее ресурсного потенциала.

За всю историю освоения из недр области было извлечено 3000 тонн золота (в том числе из рудных месторождений 300 т, из россыпей -2700 т), 6000 тонн серебра. Практически все коренные месторождения благородных металлов на сегодня переданы в промышленное освоение: действует 29 лицензий на разведку и добычу коренных месторождений золота и серебра и 606 лицензий на геологическое изучение и добычу золота из россыпей.

Актуальность исследования данной темы работы заключается в том, что в настоящие время назрела необходимость радикальной перестройки всей системы производственных, финансовых и коммерческих связей в сфере недрапользования, которая находится в критической ситуации, свидетельством чему является нехватка современной техники, отсутствие условий для нормального функционирования добывающих и обогатительных предприятий в связи с резким ростом цен на электроэнергию, материалы, оборудования, транспортировку и все виды топлива. В то же время в России имеются достаточно крупные запасы драгоценных металлов, качество, которого соответствует международным требованиям и стандартам. Интересы недропользователей и рациональное использование природных ресурсов должны быть обеспечены эффективным механизмом управления.

Актуальность исследования заключается так же в том, что период рыночных отношений для Магаданской области характерен постоянным снижением объемов добычи, несмотря на постоянный рост цен на мировом рынке. Применяемые на практике экономические инструменты регулирования в недропользовании, существующие в России, не в полной мере выполняют возложенные на них функции в данном регионе.

Цель исследования: рассмотреть теоретические и практические аспекты деятельности органов государственного управления по совершенствованию недропользования на примере Магаданской области.

В ходе исследования предполагается решение конкретных практических задач:

1. Рассмотреть понятие, правовое регулирование и государственная политика в сфере недрапользования;

2. Проанализировать действующую систему управления недрапользованием;

3. Раскрыть способы выделения и предоставления участков недр в пользование

4. Проанализировать развитие системы государственного управления в сфере недрапользования в Магаданской области

Объектом исследования выступает государственное управление в сфере недропользования

Предмет исследования- деятельность органов государственного управления по совершенствованию недропользования на примере администрации Магаданской области .

Теоретическую и нормативную основу работы составили идеи, положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных ученых, посвященных деятельности органов государственной власти направленной на совершенствование недрапользования: Конституции Российской Федерации, нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, международно-правовых документах, в других статистических и правовых документах, отражающих различные аспекты деятельности органов государственной власти по совершенствованию недрапользования.

В ходе исследования применялись следующие методы: системный, расчетно-аналитический и сравнительный анализы, картографическоне моделирование.

Информационной базой выполненного исследования явились статистические и информационные материалы Федерального агентства по недропользованию, МПР, Магаданской области и данные производственной деятельности золотодобывающих предприятий.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №1. - Ст. 1

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации -2000. -№32. - ст. 3340

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - С. 3301

4. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)// Собрание законодательства -1995. -№49. -ст. 4694

5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. -№51. -ст. 6273

6. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№1. -ст. 18

7. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона 26.06.2007 N 118-ФЗ)// Собрание законодательства Российской. -1999. -№14. -ст. 1667

8. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)// Собрание законодательства. -1998. -№13. -ст. 1463

9. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.-1995. - №10. -ст. 823

10. Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. №370 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 313)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. -№31. -ст. 3260

11. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 315)//Собрание законодательства Российской Федерации -2004. -№32. -ст. 3347

12. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №293 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2006 N 361)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№26. -ст. 2669

13. Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №283 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 314)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2004 . -№25. -ст. 2565

14. Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №282 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 781)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. -№25. -ст. 2564

15. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994г. №756//Собрание законодательства РФ. - 1994. №11. ст.1291

16. Письмо Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации от 10 сентября 1992 г. №ВО-61/2296// Российские вести.1993. -№43

17. Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. №3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 20 августа 1992 г.

18. Постановление губернатора Магаданской области от 31 августа 2005 г. №147-п. "О порядке предоставления и пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, на территории Магаданской области".

19. Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №29 от 06.09.2004г.

Литература

20. Ампилов Ю.П. Стоимостная оценка недр. М.: Геоинформцентр, 2004. -с.317

21. Астафьева М.П., Мелехин Е.С., Порохня Е.А., Астафьева О.М. Оценка стоимости объектов недвижимости. - М.: МЦФЭР, 2003. -288 с.

22. Быстров Г.Е. Правовое регулирование лицензирования пользования недрами // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов (вып. 1) / Под ред. Клеандрова М.И., Клоца О.И. Тюмень: Издательство Вектор Бук, 1999. - 39с.

23. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. -М. -Ростов -на -Дону. 2000. -576с.

24. Богатство недр России. Минерально- сырьевой и стоимостный анализ. Пояснительная записка к геролого-экономическим картам. /под ред. Михайлова Б.К., Петрова О.В., Киммельман С.А. -СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2007. -550с.

25. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 199. -160с.

26. Гончаров В.Г. Золотодобывающая промышленность России. Итоги 2001г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2002. №1-2. -С.40-45.

27. Гольд Г.С. Минерально-сырьевые ресурсы: социальный вызов времени. - М.: Профсоюзы и экономика, 2001. -406 с.

28. Козловский Е.А. Избранное. Минерально-сырьевые ресурсы России (анализ, прогноз, политика). Публикации в прессе (1999-2004). - М.: ООО "ИГЭП" РАЕН, 2004. - 418 с.

29. Комаров М.А., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. Проблемы развития экономики недропользования. - Калуга: ВИЭМС, 1999. - 216 с.

30. Комаров М.А., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. и др. Состояние и тенденции формирования и использования отчислений на воспроизводство МСБ в Российской Федерации. - М.: ВИЭМС, 2002. - 68 с.

31. Михайлов Б.К., Волков С.В., Кимельман С.А. Крупнообъемные золоторудные месторождения Центральной Колымы - основа экономики будущего Магаданской области: Проблемы геологии и металлогении Северо-Востока Азии на рубеже тысячелетий. Билибинские чтения, том 2 "Металлогения", 2001, с. 178-181.

32. Орлов В.П. Проблемы недропользования (2000-2006). М.: Геоинформмарк, 2007. -231с.

33. Орлов В.П., Немерюк Ю.В. Государство и минерально-сырьевая база. - М.: Геоинформмарк, 2001. -451с.

34. Панфилов Е.И. Российское горное законодательство: состояние и пути его развития (Информационно-аналитический обзор). Издание ИПКОН РАН. - М., 2004. -46 с.

35. Порохня Е.А., Мелехин Е.С., Караганов В.В. Совершенствование механизма недропользования на региональном уровне. - М.: ЗАО "Омега", 1999. -128 с.

36. Разовский Ю.В. Рентная оценка ресурсов недр: Учеб. пособие. - М.: МГГУ, 2003. - 80 с.

37. Рябикин В.В. Все проблемы недропользования на примере Оренбургской области (по материалам Счетной палаты РФ) // Нефть и капитал, 2002. -№ 9.- с. 29-32.

38. Рябикин В.В., Кимельман С.А. СРП - несвершившиеся ожидания // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2004. -№ 3. -с.32-35

39. Садовник П.В. Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы совершенствования // Нефть, газ, право, 2003. -№ 3 (51).-с.53-62

40. Тропко Л.А., Кимельман С.А. Обзор горных отношений зарубежных стран. Экономические проблемы недропользования. Сборник научных трудов. - М.: ЗАО "Геоинформмарк", 2001. с. 34-50.

41. Тропко Л.А., Лукьянчиков Н.Н. Методические аспекты экономической оценки природных ресурсов. Экономические проблемы недропользования. Сборник научных трудов. - М.: ЗАО "Геоинформмарк", 2001, с. 14-22.

42. Трутнев Ю.П. Притяжение желтого металла. Государственное управление ресурсами, 2005, №5, с.4-10.

43. Управление государственной собственностью // Учебник. Под ред. д.э.н., проф. Кошкина В.И. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 2002.

44. Трубецкой К.Н., Краснянский Г.Л., Курский А.Н., Панфилов Е.И. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра. - М.: Издательство Академии горных наук, 2000.

45. Управление государственной собственностью // Учебник. Под ред. д.э.н., проф. Кошкина В.И. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 2002.

46. Шевчук А.В., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. Инвестиционные финансовые механизмы в недропользовании. - М.: ЗАО "Геоинформмарк", 1999, 41 с.

47. Арбатов А.А., Минерально-сырьевой комплекс России в переходный период // Вопросы экономики, 1997, № 5, с. 138-148.

48. Брайко В.Н., Иванов В.Н. О некоторых тенденциях в золотодобывающей промышленности России// Минеральные ресурсы России. Эконоимка и управление.-2002. -№1-2. -С.48

49. Бусаров В.Н. Золотодобывающая промышленность России // Энергия. -2000. -№5. -С. 8-11

50. Вознесенская Н., Кормош Ю. Правовой статус лицензии на право пользования недрами // Хозяйство и право.- 1998. -№ 12. с.39-48.

51. Данилова Н.В. Конкурсы и аукционы на право пользования недрами: проблемы правового регулирования// Экологическое право. 2002. -№2. -С.11-14

52. Денисов М.Н. Сколько стоит месторождение // Инвестиции в России. -1998. -№5. С. 42-43

53. Зиннатуллин М.З., Шашкин В.М., Кимельман С.А. Гражданско-правовые аспекты недропользования // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.- 2000. -№ 2. -С. 48-50.

54. Кимельман С.А., Кац А.Я., Никитина Н.К. Богатство недр как элемент национального богатства // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2004. -№ 4. -С. 76-80

55. Кимельман С.А. О механизмах реализации государственной политики недропользования в России // Управление собственностью. -2003. -№ 4. -С 17-29.

56. Колдаев С.В. Договорный порядок пользования недрами как альтернатива разрешительному порядку// Современное право. -2005. -№1. -С.11-14.

57. Кашуба С.Г. О финансировании работаов освоения рудных месторождений золота // минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2001. №4. -С. 46-56.

58. Рябикин В.В. Все проблемы недропользования на примере Оренбургской области (по материалам Счетной палаты РФ) // Нефть и капитал, 2002, № 9, с. 29-32.

59. Рябикин В.В., Кимельман С.А. СРП - несвершившиеся ожидания // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2004.- № 3.

60. Санько В.А., Кимельман С.А. Государство потеряло контроль над природными ресурсами // Независимая газета. -2001. -17 апреля.

61. Толстых Н. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами // Право и экономика. -2000. -№3. -С. 64.

Примечания:

Примечаний нет.