Возможности применения технологии проблематизации в социальной работе для разрешения проблем клиента через нахождение и формирование новых алгоритмов деятельности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 93  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником 8

1.1. Специфика профессионального общения в социальной работе. 8

1.2. Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов 16

1.3. Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления 32

Глава II. Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника 39

2.1. Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в профессиональном общении социального работника 39

2.1.1. Понятия «проблемная ситуация» и «проблема» 39

2.1.2. Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик 46

2.1.3. Описание технологии проблематизации 59

2.2. Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Введение

Социальная работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности.

В основном мыслительная деятельность человека осуществляется в режиме «автопилота» на основе сложившихся у него стереотипов мышления, как программ этой деятельности. Как складываются такие стереотипы мышления? они формируются в основном стихийно, начиная с самого раннего детства. Общаясь с людьми, каждый ребенок с детства усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он так же учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических и других сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно так же они воспитываются и в определенной логосфере (т. е. интеллектуальной, мыслительной атмосфере определенной социальной группы или общественной среды), под влиянием которой в первую очередь складываются навыки логического мышления. Основными социальными средами, в которых формируется человек, можно считать семью, образовательный учреждения и профессиональные коллективы. Следовательно, и логосферы этих социальных «инкубаторов» обеспечивают становление и развитие логической культуры человека.

Сформировавшиеся таким образом стереотипы мышления откладываются в подсознании человека. Именно подсознание, на основе этих стереотипов программ деятельности, управляет процессом мышления. Вот почему человек часто не может дать себе ответ на вопрос, почему он в данном случае рассуждал так, в другом случае иначе, и вообще, складывается впечатление, что мышление протекает само собой.

Сознание включается тогда, когда результат получается не тот, который ожидался, а, следовательно, возникает необходимость сознательной логической оценки своей или чужой мыслительной деятельности. Мышление осуществляется в режиме «ручного» управления и в том случае, когда человек решает какие-либо нетипичные для его мышления, проблемные ситуации с опорой на сознательной использование правил логического обсуждения.

В результате воздействия совокупности всех факторов у человека могут возникнуть сложности (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, требующей ее перестройки, т.е. ригидность мышления. При решении задач необходимо умело распоряжаться наличными средствами работы, без обращения к основаниям формирования самих средств. Но при возникновении проблемной ситуации наличных средств выхода из затруднения оказывается недостаточно (или они представляются неадекватными); требуется пересмотр наличного «инвентаря». Таким образом, для «расшатывания» ригидности требуется наличие проблемной ситуации.

Противоречие: есть практическая потребность во внедрении в деятельность социального работника технологии проблематизации, ослабляющей мыслительные стереотипы, но не разработаны подходы к использованию данной технологии в профессиональном общении.

Проблема: каковы возможности технологии проблематизации (ослабляющей мыслительные стереотипы) в социальной работе с целью повышения эффективности разрешения проблем клиентов социальным работником.

Объект – профессиональное общение социального работника с клиентом в проблемной ситуации.

Предмет – технология проблематизации, используемая для ослабления мыслительных стереотипов, как средство разрешения клиентской проблемы в социальной работе.

Цель – изучить возможности применения технологии проблематизации в социальной работе для разрешения проблем клиента через нахождение и формирование новых алгоритмов деятельности.

Задачи:

1. Дать сущностную характеристику профессионального общения социального работника с клиентом в проблемной ситуации (какие проблемы возникают, т.д.)

2. Выявить проблемы профессионального общения социального работника в связи со стереотипностью мышления клиента.

3. Определить технологию ослабления мыслительных стереотипов клиента, обеспечивающую возможность построения новых алгоритмов деятельности в разрешении проблемной ситуации.

На основе проведенных рассуждений можно сделать вывод, что изучение правил логического мышления не приводит однозначно к повышению логической культуры мышления, так как знание этих правил не означает автоматического их применения, необходимо, чтобы эти правила (при многократном их сознательном использовании) привели к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применялись затем в режиме «автопилота», как только в них появляется нужда.

Таким образом, можно говорить о том, что сознании человека сформировались мыслительные структуры консервативного типа, не поддающиеся корректировке в условиях задачного типа обучения.

Возникновение данных структур обусловлено несколькими факторами, заключающимися в особенностях, которые условно можно поделить на несколько групп. Это особенности:

1. Воспитания.

2. Образования.

3. Государственной социальной политики.

4. Психики человека.

5. Менталитета (этот фактор можно назвать доминантным, так как он влияет на организацию остальных четырех).

В постановке гипотезы мы исходим из следующей посылки: стереотипность мышления – это вредная привычка. Структура привычки – жесткая, неизменная последовательность действий, фактически, алгоритм.

За этим стоит ценностная ориентация на гарантированный результат. Гарантированность и предсказуемость результата повышает уровень комфортности и снижает уровень тревожности в процессе его достижения. Любое отклонение от предсказуемости и определенности, наоборот, повышает уровень тревожности и вызывает неприятные ощущения, что формирует мотив избегания ситуации неопределенности. Отсюда, отсутствие интереса к изменению характера привычного действия.

Противоречие возникает за счет такого изменения характера жизненной ситуации человека, когда он уже не может обеспечить удовлетворительный уровень своего существования, применяя привычные средства. В этом случае наступает либо фрустрация – человека «заклинивает» и он не в состоянии самостоятельно выбраться в конструктивное русло, либо он начинает искать более адекватные средства своей деятельности, то есть, вынужден развиваться.

Теоретические основы данной работы – результаты исследователей: Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Григорьева С.И., Узнадзе Д.Н., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована социальными работниками и другими специалистами в работе с клиентами.

Список литературы

1. Rao V., Kendal K.A. World Guide to Social Work Education. - N.Y.: Council on Social Work Education, IASSW.

2. Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. – Новосибирск, 1990.

3. Бодрова Е.В. Степанов С. Ю. Анализ типов понимания и проблема формирования творческого отношения к тексту. – В кн.: Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. – М.: ИФАН СССР. 1981. С. 10-102.

4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.

5. Выгодский Л. С. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М.: МГУ, 1982. – С. 138-142.

6. Гипенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. Хрестоматия по общей психологии мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

7. Григорьева С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России. / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1999.

8. Журавлев В.Н. Сознание, подсознание и логическая культура мышления. Культура. Образование. Духовность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Бийского государственного педагогического института (23-24 сентября) 1999 г.: В. 2-х ч. Ч. 1. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

9. Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция мышления.- Новосибирск, 1990.

10. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. // Вопросы психологии. – 1980. - № 5. С. 112-117.

11. Исследование проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. - С. 336.

12. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – Кемерово, 1991. - С. 46-49.

13. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. – Новосибирск, 1990.

14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1983. Т. I – 392 с., т. II – 320 с.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1987.

16. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.124-138.

17. Палагина И. В., Семенов И.Н. Развитие творческого потенциала учащихся через активизацию рефлексии и коррекцию общения в диаволическом мышлении// Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. – Новосибирск, 1990.

18. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная прикладная. – М., 1990.

19. Проблемы занятости и трудоустройства молодежи. // Социс. – 2006. - №1.

20. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петрова, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990 - С. 384-385.

21. Роик В. Социальная политика времен отказал от патернализма и иждивенчества. // Человек и труд. - 1997. - № 2. - С. 62-65.

22. Ромм М.В., Андриенко Е.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. – Новосибирск, 1999.

23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 328с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

25. Семенов И. Н. Опыт разработки и внедрения рефлексии в изучение и развитие творчества. // Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. – Новосибирск, 1990.

26. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М., 1990.

27. Семенов И. Н., Степанов С. И. Рекомендации по диагностики практического интеллекта. – Фрунзе, 1985.

28. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексии в организации творческого мышления и саморазвитии личности. // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. - С. 35-42.

29. Словарь--справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – С. 357.

30. Социальная политика – истоки кризиса и пути преодоления. // Человек и труд. - 1995. - № 9. - С. 42-44.

31. Степанов С. Ю. Проблема концептуально-методического отображения процесса мышления. // Вопросы психологии. – 1988. - № 5.

32. Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество. – Новосибирск, 1990.

33. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. – М., 1987.

34. Степанов С.Ю. Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. – 1982. - № 1. С. 99-104.

35. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизации совместной деятельности. - М., 1987. - С. 249-250.

36. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

37. Творчество и педагогика. Т. IV. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. / Под ред. Я.А.Пономарева. И.Н. Семенова, С. Ю. Степанова. – М., 1988.

38. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.121-144.

39. Узнадзе Д.Н. Теория установки. / Под редакцией Ш.А.Надирашвили, В.К.Цаава. - Москва-Воронеж, 1997.

40. Философская энциклопедия. - Статья «Апория». – М., 1960. - Т.I, С. 83.

41. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: Дашков и К°, 2003. – С.31.

Примечания:

Примечаний нет.