Анализ особенностей деятельности Комитета социальной защиты населения при администрации Ванинского района, а так же подведомственных ему учреждений

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 57  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

Введение

1.Становление нормативной базы социальной защиты населения в Российской Федерации и Хабаровском крае

2.Особенности работы комитета социальной защиты населения при администрации Ванинского района

2.1 История возникновения Комитета социальной защиты населения Ванинского района

2.2. Положения, структура и функции Комитета социальной защиты Ванинского района

2.3.Работа Комитета социальной защиты населения Ванинского района по назначению и выплате пенсий

2.4.Техническое оснащение Комитета социальной защиты населения Ванинского района

2.5.Работа подведомственных учреждений Комитета социальной защиты на территории Ванинского района

2.5.1. Деятельность центра социального обслуживания поселка Ванино

2.5.2. Фонд социальной поддержки населения при администрации Ванинского района

2.5.3.Работа бюро Медико-социальной экспертизы, как одного из подведомственных учреждений Комитета социальной защиты Ванинского района

3.Разработка новых форм социальной работы, расширения сферы, предоставляемых социальных услуг комитетом социальной защиты населения Ванинского района и подведомственных ему учреждениями

3.1. Недостатки в работе Комитета социальной защиты Ванинского района

3.2. Пути решения задач по профессиональной подготовке кадров Комитета социальной защиты населения Ванинского района

3.3.Разработка путей решения проблемы расширение сферы предоставления социальных услуг на территории Ванинского района

3.4. Анализ и разработка предложений по социальной защите граждан Ванинского района и внесении их в Краевую целевую программу по социальной защите населения края на 2001 год

Введение

Социально - экономическая ситуация в Российской Федерации в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов социальной политики приводит к выводам о недопущении особенно острых кризисных ситуаций в отдельных регионах способных привести к социальным взрывам, поводом для которых может служить аномально высокая территориальная дифференциация. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам. Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность, и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения. Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения дел осуществлять социальную защиту населения в регионе.

Изменение традиционной системы государственного социального обеспечения объективно связано с необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам. К сожалению, до настоящего времени в России отсутствует целостная концепция социального реформирования, хотя основные элементы новой системы социальной защиты населения постепенно формируются.

В Хабаровском крае сеть социальных служб также находится в процессе становления и формирования. Выбор темы дипломной работы основан на понимании необходимого изучения и улучшения качества социальной защиты населения. Важно развивать объем и виды новых социальных услуг населению, обеспечивать проведение в жизнь как государственную, так и региональную социальную политику, разрабатывать на местах с учетом своих особенностей социальные программы, направленные на улучшение качества жизни. В Ванинском районе Хабаровского края функционирует Комитет социальной защиты населения администрации Ванинского района, который совместно с подведомственными ему учреждениями, районным фондом социальной поддержки населения образует единую районную систему социальной защиты населения.

Цель дипломной работы - анализ особенностей деятельности Комитета социальной защиты населения при администрации Ванинского района, а так же подведомственных ему учреждений.

В написании данной дипломной работы преследовалось решение следующих задач:

1. Изучение статистики и всего комплекса существующих проблем социальной защиты населения в Ванинском районе.

2. Разработка мер, направленных совершенствование организации социальной защиты населения в районе.

3. Улучшение кадрового обеспечения, необходимые меры по повышению квалификации, и переподготовке кадров комитета социальной защиты населения.

4. Предложения по разработке новых районных программ по социальной защите и обслуживанию населения Ванинского района.

Работа Комитета по социальной защите Ванинского района ведется, и уже существует целый комплекс наработок в этой области, но без обеспечения финансовыми средствами, как из краевого, так и муниципального бюджетов реализовать задуманное очень сложно, практически невозможно. Сейчас социальная политика в России строится на поддержании уровня жизни в первую очередь бедных и малообеспеченных граждан. Для этого из федерального, региональных и местных бюджетов выделяются средства для выплаты адресных пособий, для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На этих принципах действует закон Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год" №182 от 26 января 2000 года. Этот закон регулирует отношения по социальной поддержке малоимущих нетрудоспособных граждан, определяет источники финансирования мероприятий краевой целевой программы

Настоящий закон обеспечивает на территории "Хабаровского края защиту конституционных прав, гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, определяет систему адресной социальной помощи в виде дополнительных краевых льгот, услуг, социальных выплат, натуральной помощи, направленных на социальную защиту в приоритетном порядке наиболее уязвимых категорий граждан.

Конечно же, сложившиеся социально-экономические условия в период затянувшегося реформирования экономики отразились на поведении населения Хабаровского края в демографическом поле. Общая численность населения в крае, начиная с 1992 года, стабильно уменьшается. За 1992-1998 года число жителей в крае уменьшилось на 99,8 тысяч человек. Это очень серьезно отражается на рынке труда Хабаровского края, так как на уменьшение численности населения в крае существенно влияет миграция, ее поток составляет по данным на 1997 год 60,8 % трудоспособного населения, это люди, покидающие пределы Хабаровского края и стремящиеся уехать в центральные районы страны, в 1997 году число прибывших из Центрального района составило 32 человека на 100 выбывших туда. Социально-экономическое положение региона в сравнении с положением дел в других регионах страны не самое худшее, но необходимо прилагать еще больше усилий для улучшения качества жизни в регионе. Для этого должна функционировать мощная сеть социальных служб, не уступающей, например сети социальных служб в Московской области. Существующие на данный момент социальные службы в Хабаровском крае оказывают минимальный объем социальных услуг населению. Систему социальной защиты в Хабаровском крае необходимо развивать. Падение уровня жизни сильно отразилось на социальном самочувствии населения края, особенно уязвимыми стали так называемые "группы риска" - это инвалиды, безработные, пенсионеры, молодежь, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, лица употребляющие наркотики, лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы и т.д.

Концепция социальной защиты в Российской федерации должна строится на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты как социальное страхование и социальное обеспечение. В 20-30-е годы изучением социального обеспечения социального страхования занимались: Н.А. Вигдогорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.

В.Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса, составную часть трудового права.

Л.В.Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны для социального страхования.

В 50-60-е годы в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли: Н.Г. Александров, В.С. Андреев, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, Р.М. Цивилев и др.

В.С. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально - экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения и социальной защиты проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, А.С. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, В.А. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И.Ивановой. По ее мнению социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения личных жизненных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.

Данное определение может считаться универсальным, так как отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

" объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или представления определенного уровня жизнеобеспечения;

" особые фонды и источники социального обеспечения;

" особые способы предоставления средств к существованию;

" закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

С 1992 года в России начались системные исследования по направлениям теории и истории социальной работы, социального администрирования, подготовки специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы. Исследования в области социальной работы начинаются с определения ее научной области познания исходя из понимания ее целей и задач. В этом отношении первоначально наблюдается большой разброс мнений по данному вопросу. Разность мнений наблюдается не только в определении сущности социальной работы, но и в определении ее концептуальной схемы, обьектно-предметных связей. В учебной программе "Теория и методика (технология) социальной работы" Н. Данакин определяет социальную работу как "содействие людям в решении их личных проблем". Характерно, что теоретический конструкт программы предполагает основы познания социальной работы, которыми является личность в контексте проблем с группой, обществом социальных дезадаптативных и девиационных процессов.

И. Зимняя вводит новое понятие "социоэкология личности", которое должно по ее мнению, отразить те "междисциплинарные тенденции", присутвующие в теории и практике социальной работы. Тем самым она предлагает идентифицировать не область познания, а междисциплинарную науку "в самом строгом и полном смысле". Социэтальные подходы к теории социальной работы представлены работами Е. Холостовой, И. Зайнышевым. Е. Холостова, относя научное знание социальной работы к междисциплинарным дисциплинам, в качестве объекта социальной работы выделяет социальные отношения. В предмете выделяется ряд направлений, которые отражают "специфические отношения", и, по сути дела, кластеры познания социальной работы, они представлены индивидуальными, семейными проблемами, социально-экологическими проблемами, социально-экономическими проблемами, проблемами социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирования, коммуникации, структуры власти.

В подходах И.Зайнышева социальные процессы являются предметной областью социальной работы теоретические основы научного знания, базируются на идеалах и нормативах объектов социальной работы, "конкретной научной картине" мира, философских положениях науки, позволяющих конкретизировать данную "обобщенную систему знаний".

Деятельностный подход в определении сущности социальной работы представлен в это время работами С. Григорьева, Гусляковой, Н. Стойко, Т. Демидовой, М. Фирсовым.

Основной акцент в данных исследованиях сделан на деятельностную сущность социальной работы, которая определяется как разновидность социальной деятельности, как система социальной защиты, как деятельность государственных организаций и отдельных лиц по оказанию помощи, как деятельность по восстановлению сохранению психоментальных и социэтальных связей индивида со средой.

Ведутся дальнейшие поиски уточнения определения понятия социальной работы. В этом отношении интересны подходы А. Панова, А.В. Лаврененко, В. Никитина, В. Митрохина, В. Ковалева и других.

В подходах В. Лаврененко, В. Никитина проблемы научной идентичности социальной работы рассмотрены в контексте философских подходах.

Процесс подготовки социального работника, особенности формирования специалиста в системе профессионального обучения и воспитания рассмотрены в работах Ю.К. Березкина, В.А. Бочаровой, А. Вербицкого, И.М. Лаврененко, В. Митрохина, П.Д. Павленко, В.А. Сластенина, М.Б. Шмелевой, Е.И. Холостовой.

Список литературы

1. Данакин Н.С. "Теория и методика (технология) социальной работы": Уч. Программа.-М.,1992.-с.9.

2. Демидова Т.Е. "Общение: актуальные проблемы теории и социальной практики (Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта)". Автореф. Дис…. Канд. Филос. Наук.- М., 1992.

3. "Бюджетная система России": Учебник для ВУЗов / под ред. Академика Г.Б.

4. Поляка М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999 год. - 550с.

5. Зимняя И.А. "Социоэкология личности - наука о социальной работе // Социальная работа. - М., 1992. №5.-с.76.

6. Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы//

7. Социальная работа. - М., 1992. №6. - с.34.

8. "Законодательство по социальной защите различных категорий граждан Российской Федерации", составитель и автор комментариев: Щуко Л.П.; Москва изд-во "Герда" 1998 год.

9. Закон "Об основах Муниципальной службы в Российской федерации" от 08.01.1998 года №8-ФЗ.

10. "Законы Хабаровского края 1994-1999 гг.", том 1,2. Издание законодательной думы Хабаровского края 1999 год.

11. Закон Хабаровского края " О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год"".№182 от 26.01.200 года, г. Хабаровск.

12. Закон Хабаровского края "О прожиточном минимуме в Хабаровском крае" №15 от 01.03.1996 года, г. Хабаровск.

13. Закон Хабаровского края "Об адресной социальной помощи гражданам в Хабаровском крае". №16 от 01.0301996 года, г. Хабаровск.

14. Закон Хабаровского края "Об учреждения медико-социальной помощи". №32 от 30.07.1997 года, г. Хабаровск.

15. Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 года, №340-1(ред.02.01.2000 год).

16. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 года, №36-ФЗ, от 21.07.1998 года, №117-ФЗ, от 30.04.1999 года №85-ФЗ).

17. Закон Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 года №122-ФЗ.

18. Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года № 181-ФЗ.

19. Инструкция Департамента социальной защиты населения "О кадровом обеспечении Комитета социальной защиты Ванинского района" от 06.03. 2000 год №1852.

20. Лаврененко В.Н. Философия социальной работы// Проблемы социальной работы в России .- М., 1995.-с.34.

21. Мачульская Е.Е "Право социального обеспечения": Учебное пособие для

22. ВУЗов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 1999 год. - 240 с.

23. "Основы социальной работы": Учебник. /Отв. ред. П.Д. Павленок. -

24. Москва, изд-во Инфа-М, 1998 год.-368с.

25. "Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе". -

26. Барнаул, 1991.

27. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и

28. специальность в системе высшего образования// Социальная работа. - М., 1995.

29. №1.- с.11.

30. Постановление Главы Администрации Хабаровского края "О величине и бюджете месячного прожиточного минимума в Хабаровском крае в

31. четвертом квартале 1999 года" от 28.10.1999 года №373.

32. 24.Постановление Главы Администрации Хабаровского края "О

33. временном порядке выплаты ежемесячных пособий на детей" от 10.08.

34. 1998 года №306.

35. Постановление Главы Администрации Хабаровского края "О создании

36. Государственной службы медико-социальной экспертизы

37. Хабаровского края" от 07.04. 1997 года №137.

38. Постановление Российской Федерации "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий" от 5 ноября 1995 года №1105.

39. Социальная защита: // №1-12,1999 год, № 1-3 2000 год.

40. "Социальный менеджмент": Учебник / под ред. Д.В.Валового. - М.: ЗАО

41. "Бизнес школа", Академия труда и социальных отношений, 1999.-384с.

42. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова,

43. Г.Ю. Бурлака и др.; под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. -

44. М.: Юристъ, 1997 год - 168с.

45. Социальные противоречия и отклоняющееся поведение": Межвуз. сб.-

46. Красноярск, 1993.

47. Социально-экономическое положение Хабаровского края в 1998 году.// Тихоокеанская звезда. 1999 год от 26 февраля

48. Фирсов М.В. "Введение в теоретические основы социальной работы". - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК",1991 год. - 192 с.

49. Холостова Е.И. "Социальная работа как феномен цивилизованного общества" //Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии М., 1992. - с.12.

50. "Экономическая политика на Российском Дальнем Востоке": Материалы научно-практической конференции Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1999 год-323с.

Примечания:

работа не полностью