ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА г. МОСКВЫ ТРАНСПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕГАПОЛИСА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 97  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТРАНСПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕГАПОЛИСА 6

1.1. Определение роли системы городского пассажирского транспорта в развитие инфраструктуры крупного города 6

1.2. Анализ основных теоретических подходов к оценке эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта 16

1.3. Выявление базовых критериев и показателей эффективной работы городского пассажирского транспорта 22

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В МОСКВЕ 36

2.1. Характеристика системы городского пассажирского транспорта г. Москвы 36

2.2. Подходы и методы оценки эффективности функционирования городского пассажирского транспорта 46

2.3. Проблемы организационного, экономического, технического и иного характера, снижающие эффективность работы городского пассажирского транспорта г. Москвы 54

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА г. МОСКВЫ 69

3.1. Анализ текущих мероприятий по повышению эффективности пассажирского транспорта города 69

3.2. Перспективные направления совершенствования деятельности городского пассажирского транспорта 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

ЛИТЕРАТУРА 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 96

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Реформирование экономических отношений в различных отраслях экономики проходит по-разному и неодинаково эффективно. Особенно сложно процессы адаптации к рыночным условиям хозяйствования протекают в сферах народного хозяйства, имеющих большое социальное значение. К таким сферам в первую очередь следует отнести отрасли народного хозяйства, традиционно выполняющие функцию жизнеобеспечения населения, выступающие одновременно элементами системы предоставления социальных гарантий и обеспечения достаточно высокого уровня жизни населения страны.

Городской пассажирский транспорт (далее по тексту ГПТ) является важнейшей компонентой социально-экономического комплекса любой страны. Велика его роль в социально-экономическом развитии современной России. Исключительно важной, крайне сложной и пока еще нерешенной проблемой остается транспортное обслуживание населения крупнейших городов страны, первым среди которых является Москва.

Городской пассажирский транспорт Москвы входит составной частью в Московский транспортный узел, относящийся к числу крупнейших транспортных узлов мира и обслуживающий столичный город с территорией более 1000 кв. км. и дневным населением около 11 млн. человек, а также обширную пригородную зону, которая охватывает Московскую область, а на некоторых направлениях выходит за ее пределы.

В пределах Московской городской агломерации размещено более 200 городов, поселков городского типа и других поселений с общей численностью населения около 20 млн. человек.

Ухудшение социально-экономической обстановки, снижение уровня жизни населения в последние годы отрицательно сказались на основных показателях развития городского пассажирского транспорта Москвы. Анализ статистических данных свидетельствует, что в течение последнего десятилетия объемы перевозок пассажиров всеми видами городского пассажирского транспорта, в особенности наземного общественного (автобус, троллейбус, трамвай), имели неустойчивую по годам тенденцию к снижению. Объективными факторами указанного снижения, выступают:

сокращение количества трудовых поездок вследствие абсолютного и относительного уменьшения занятости городского населения;

сокращение количества поездок культурно-бытового назначения, осуществляемого постоянным и временным населением вследствие общего снижения жизненного уровня, а также роста числа и плотности территориального размещения объектов городской торгово-бытовой инфраструктуры;

уменьшение подвижности временного населения из-за сокращения объектов внутреннего туризма;

отвлечение части пассажиропотоков с городского транспорта общего пользования (ГТОП) на легковой автомобильный транспорт из-за резкого увеличения численности его парка.

Снижение объемов и качества транспортного обслуживания населения обусловлено рядом причин, в первую очередь несовершенством и недостаточностью его инвестиционного и текущего финансирования.

Несмотря на значительные (в среднем более чем в 30 раз за период с 1991 г.) повышения уровня проездной платы, проводимая тарифная политика на ГПТ не обеспечивает роста доходности перевозок из-за большого числа льготных категорий граждан, освобожденных от платы за проезд, и низкого уровня сборов. Отсутствует тесная взаимосвязь показателей транспортного заказа и объемов его финансового обеспечения. Недостаточное финансирование крайне отрицательно сказывается на развитии транспортной инфраструктуры города. В основном по этой причине сбои в движении и пробки в улично-дорожной сети города в последние 2-3 года носят катастрофический характер. В этих условиях особое значение приобретает использование имеющихся резервов с целью улучшения транспортного обслуживания населения города. Однако эти резервы практически исчерпаны, и городу угрожает транспортная катастрофа.

Научная разработанность темы. Проблема ГПТ Москвы и прочих городов страны исследовалась в работах многих отечественных ученых: Азаренковой З.В., Александрова А.П., Антонова М.Ф., Артынова А.П., Вернадского Л.Н., Гудкова В.А., Дмитриева Н.У., Земблинова С.В., Зильберталя А.Х., Илюхиной И.А., Кудрявцева O.K., Логинова В.Н., Миротина Л.Б., Митина Н.П., Молодых И.А., Образцова В.Н., Персианова В.А., Полякова А.А., Райхмана Э.П., Савченко И.Е., Сафронова Э.А., Селина B.C., Сивогривова А.А., Скалова К.Ю., Сутырина Н.М., Улицкого М.П., Фатеева И.А., Федорова Л.С., Фокина Н.М., Ходатаева В.П., Хрущева М.В., Черепанова В.А., Шаройко В.В., Якшина A.M. и других.

Трудами нескольких поколений ученых, работников проектных организаций, специалистов-практиков и строителей ГПТ Москвы развивался, особенно в Советский период, достаточно целенаправленно и эффективно. В современных условиях, однако, прежних наработок недостаточно, а применение проверенных практикой методов развития ГПТ ограничено. Осуществление эффективного управления городским пассажирским транспортом и разработка мероприятий по его развитию требуют объективной оценки его современного состояния, применения новых методов и новых проектно-плановых и организационно-экономических решений.

Сказанное выше определяет актуальность темы исследования, его цель и основные задачи.

Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по перспективному развитию пассажирского транспорта Москвы, совершенствованию экономического и организационного механизма управления деятельностью предприятий ГПТ в современных условиях.

Данная цель определила постановку следующих задач:

определить роль системы городского пассажирского транспорта в развитие инфраструктуры крупного города;

проанализировать основные теоретические подходы к оценке эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта;

выявить базовые критерии и показатели эффективной работы городского пассажирского транспорта;

представить характеристику системы городского пассажирского транспорта г. Москвы;

определить подходы и методы оценки эффективности функционирования городского пассажирского транспорта;

исследовать проблемы организационного, экономического, технического и иного характера, снижающие эффективность работы городского пассажирского транспорта г. Москвы;

привести основы формирования и регулирования системы городского пассажирского транспорта в мегаполисе;

разработать основные пути повышения эффективности деятельности городского пассажирского транспорта.

Объект исследования - система городского общественного пассажирского транспорта Москвы, обеспечивающая потребности городского населения в пассажирских перевозках.

Предмет исследования - экономические и организационно-управленческие отношения в системе ГПТ города.

Метод исследования. В качестве методологической базы дипломного исследования принят системный подход, сочетающий конкретный экономический анализ, экспериментальными расчетами и натурным обследованием пассажиропотока.

Структурное построение работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА

1. Адасинский С.А. Городской транспорт будущего. - М.: Наука, 2002.

2. Аррак А. Развитие и эффективность пассажирских перевозок. - М.: Транспорт, 2004.

3. Бутов А.Г. Проблемы управления транспортом России на современном этапе. // Управление в транспортных системах. Сборник научных трудов под ред. А.С. Бутова. - Санкт Петербург, 2005. - с. 3-13.

4. Ваксман С.А., Гальперин А.И., Отдельнова Е.Е. Совершенствование работы пассажирского общественного транспорта в крупных городах // Проблемы больших городов: Обзорная информация. - М.: МГЦНТИ, 2005. - Вып. 21.

5. Варелопуло Г.А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте. - М.: Транспорт, 2001.

6. Володин Е.Н., Громов Н.Н. Организация и планирование перевозок пассажирским автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 2002.

7. Герами В.Д. Концепция формирования системы городского пассажирского общественного транспорта. // Автотранспортное предприятие. 2002, № 5 - с. 8-11.

8. Глухов А.К. Возможности и пути экономического оздоровления предприятий городского пассажирского транспорта. // Экономика Управление Логистика. - Самара, 2003, вып. 25. - с. 84-88.

9. Глухов А.К. Основные направления перспективного развития пассажирского транспорта Москвы. // Проблемы экономики и права. - Коломна, 2004. - с. 44-46.

10. Глушкова В. Г. Социальный портрет Москвы в начале XXI века. М.: изд-во "Мысль", 2006.

11. Городской пассажирский транспорт. Экономика, организация, транспортно-градостроительное проектирование. - СПб.: Наука, 2004.

12. Губенко А.В. Проблемы развития пассажирского транспорта региона. - Хабаровск: Изд-во Хабаровского ГТУ, 2002..

13. Гудков В.А. Автомобильные пассажирские перевозки. - Волгоград, 2006.

14. Гудков В.А., Вельможин А.В., Миротин Л.В. Теория транспортных процессов и систем: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2005.

15. Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. - М.: Транспорт, 2003.

16. Деркач А.Г. Совершенствование системы государственного регулирования рынка городских пассажирских перевозок. Вестник ГЭТ России, 2003, № 4.

17. Дунаев О.Н. Управление транспортом в условиях рыночной экономики. // ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: 2002.

18. Евсюков М.А. Автотранспортом управлять нужно. Как это организовать? // Автомобильный транспорт. - 2002, № 5 - с. 6-8.

19. Евсюков М.А. Городской транспорт: поиски решения проблем. // Автомобильный транспорт. - 2002, № 2 - с. 8.

20. Евсюков М.А. Страна, где автобус - король. // Автомобильный транспорт. - 2001, № 3. - с. 40-42.

21. Ильин В.И. О дотировании пассажирских городских перевозок. // Автомобильный транспорт. - 2006, № 11. - с.7-9.

22. Кацыв П.Д. Государственная политика в сфере транспорта в Московской области. // Автотранспортное предприятие. 2003, № 3. с. 16-19.

23. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте. - М.: Мастерство, 2002.

24. Криницкий Е. Пассажирский транспорт: проблемы стабилизации в рыночных условиях. // Автомобильный транспорт. - 2002, № 11 - с. 14-17.

25. Криницкий Е.К. Городской транспорт - проблема общая. // Автомобильный транспорт. - 2001, № 1 - с.25-30.

26. -Криницкий Е.К. К устойчивому, эффективному и безопасному рынку транспортных услуг. // Автомобильный транспорт. - 2002, № 4 - с.4-7.

27. Кузнецов Г.И. Нужна эффективная структура управления автотранспорта России. // Автомобильный транспорт. - 2003, № 5 - с.6-8.

28. Лившиц В.Н. Оптимизация планирования и управления транспортными системами. - М.: Транспорт, 2005.

29. Мартынов Н.Г. Методологические аспекты комплексной оценки эффективности работы транспорта, // ВИНИТИ. Обзорная информация. Транспорт, наука, техника, управление. - 2003, № 4. - с. 4-8.

30. Метелкин П.В., Глухов А.К. Городской пассажирский транспорт Москвы: состояние, проблемы, перспективы. // Вестник транспорта. 2003, № 2.

31. Миротин Л.Б., Гольдин А.Г., Колик А.В. Основы маркетинга на автомобильном транспорте: Учеб. Пособие. - М.: МАДИ, 2001.

32. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

33. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент): Учебное пособие. // Под ред. В. М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2006.

34. Паркинсон С.Н. Искусство управления. // Перевод с англ. - М.: Агенство ФАИР, 2004.

35. Персианов В.А., Громов Н.Н. Управление на транспорте: Учебное пособие. - М.: Транспорт, 2005.

36. Персианов В.А., Мухаметдинов И.Б. Себестоимость поездки. // Городское хозяйство Москвы. - 2001, № 7 - с.24-26.

37. Ставничный Ю.А. Транспортные системы городов. - М.: Стройиздат, 2004.

38. Трихунков М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка: Качество и эффективность. - М.: Транспорт, 2003.

39. Улицкий М.П., Савченко-Бельский К.А., Тихомиров Е.Ф. и др. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях (учебник для вузов). - М.: Транспорт, 2004.

40. Хмельницкая А.В. Экономические и организационные основы управления городским пассажирским транспортом. - М.: Наука, 2001.

Примечания:

Примечаний нет.