Изучение эффективности применения классического плавания и "сухого" плавания в лечении и реабилитации детей с ДЦП и их сравнительная характеристика 2008-70

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

1 Общее понятие о детском церебральном параличе 8

1.1. Причины инвалидности и возникновения детского церебрального паралича 8

1.2 Классификация клинических форм детского церебрального паралича 12

2 Психофизическое развитие детей с детским церебральным параличом 16

3 Физическое воспитание детей с ЦП 20

4 Плавание как метод лечения и реабилитации детей с церебральным параличом 26

4.1Сухое плавание 28

4.2 Аквагимнастика 29

4.3 Обучение плаванию детей с церебральным параличом 34

5 Организация исследования 44

6 Результаты исследования (сравнительной характеристики) 46

Выводы 58

Заключение 60

Приложение 64

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) - серьезная медико-социальная и экономическая проблема современного общества. К сожалению, мы не можем предупредить и в полной мере заниматься профилактикой детского церебрального паралича. В основном врачи сталкиваются уже с наличием патологии у ребенка. Поэтому лечение ДЦП является практически единственным способом борьбы с этой болезнью.

ДЦП представляет важнейшую медицинскую, социальную, демографическую, государственную проблему. Научно обоснованная и правильно организованная лечебно- профилактическая помощь больным с ДЦП существенно влияет на физическую трудоспособность и социальные условия жизни детей.

Актуальность работы. Особое внимание в адаптивной физкультуре должно быть уделено инвалидам, которые имеют недостатки в умственном и физическом развитии, в том числе и детям, страдающим детским церебральным параличом.

Актуальность темы обусловлена значительной распространенностью поражений опорно-двигательного аппарата и постоянным ростом количества детей-инвалидов с нарушениями соответствующих функций, несмотря на значительный прогресс медицины и развитие цивилизации. По статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), инвалиды составляют около 10 % населения земного шара - 500 миллионов человек. Среди инвалидов особенно много лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе с таким сложным заболеванием, как детский церебральный паралич (ДЦП).

За последние годы значительно возросло число детей, которым в первые месяцы жизни ставится диагноз ДЦП, церебральная энцефалопатия. По данным различных авторов (Никитина М.Н., Семенова К.Л., Махмудова Н.М., Белова Г.И., Бадалян Л.О., Серганова Т.И., и др.), на 1000 детей приходится 1,5-2,5 ребенка с ДЦП.

В течение длительного времени инвалидность вследствие травм органов опоры и движения занимает третье место, уступая заболеваниям сердечно-сосудистой системы и злокачественным новообразованиям, и составляет в разные годы - за последнее десятилетие - от 5,5% до 14,7%. Инвалидность по ДЦП занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Тяжесть ее обусловлена как двигательными, так психическими и речевыми нарушениями.

Большая часть исследований посвящена профилактике, диагностике и лечению церебрального паралича в детском возрасте, когда можно добиться максимальных положительных результатов. Доказано, что физические упражнения, специальные позы и укладки являются важнейшими средствами реабилитации детей с ДЦП.

Практический опыт и научные данные показывают, что физическая культура и спорт заметно расширяют сферы интеграции инвалидов в жизнь общества. Особенно большую роль играет применение плавания у детей с самого раннего возраста.

Именно движение непосредственно обеспечивает ту связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психической и физической деятельности, способствует воспитанию культуры общения, поведения, расширяет образовательные возможности, способствует профессиональному самоопределению и повышению культуры досуга.

Физические упражнения располагают большим потенциалом для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое количество физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют совершать отбор оптимальных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обеспечивает преимущество средств лечебной физической культуры и спорта перед, например, трудотерапией.

Лечебная физкультура для детей с ДЦП располагает большим количеством методик лечения и реабилитации таких детей. В данной работе мы хотим показать большую эффективность применения плавания и "сухого" плавания в лечении инвалидов с поражением нервной системы и сравнить эти две методики с целью определения наиболее эффективной.

Реабилитация инвалидов с последствиями ДЦП является сложной и актуальной проблемой, решение которой возможно при участии специалистов разного профиля. Для этого необходимо участие специалистов как по лечебной, так и по адаптивной физкультуре, участие неврологов, психотерапевтов, способных следить за изменениями, происходящими в детском организме.

Необходима разработка новых наиболее эффективных методов лечения и реабилитации, способствующих более эффективному восстановлению и развитию физических и психических функций организма больных детей и улучшению качества жизни больных.

Цель работы. Изучение эффективности применения классического плавания и "сухого" плавания в лечении и реабилитации детей с ДЦП и их сравнительная характеристика. При этом должна использоваться комплексная оценка состояния детского организма с исследованием различных показателей здоровья ребенка.

Для реализации поставленной цели сформулированы задачи:

1. Оценить динамику изменения показателей здоровья детей различных возрастов (2 группы: 7-10 лет и 10-12 лет) в результате применения различных методов лечения - "сухое" и классическое плавание.

2. Выявить изменения показателей сердечно-сосудистой системы (систолическое и диастолическое давление, ЧСС), дыхательной системы (ЧДД), вегетативной нервной системы (вегетативный индекс Кердо) в процессе реабилитации людей с различными степенями ожирения.

3. Выявить изменения психического состояния детей до начала и в процессе лечения.

Методы исследования:

1. Оценка влияния проводимого лечения детей с ДЦП с помощью плавания по изменению показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД), дыхательной системы (ЧДД), вегетативной нервной системы (индекс Кердо).

2. Оценка показателей психического состояния исследуемых детей - проведение психоэмоциональный тестов: цветового теста Люшена и теста тревожности Спилберга.

3. Сравнение всех этих показателей у групп детей-инвалидов, занимавшихся классическим и "сухим" плаванием.

Научная новизна. Впервые проведена сравнительная характеристика двух методик лечения и реабилитации детей с ДЦП - классического плавания и "сухого" плавания с комплексной оценкой их влияния на организм детей-инвалидов. При этом исследован уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем и психической функции у инвалидов.

Определены и обоснованы пути внедрения программы физической реабилитации в современную практику оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что плавание является эффективным методом лечения и реабилитации детей с ДЦП, способствует физическому и психическому развитию детей-инвалидов и способствует повышению уровня их физического развития и улучшению двигательных и психических возможностей. Также мы предполагаем, что занятия непосредственно в воде, в отличие от "сухого" плавания, более эффективны за счет дополнительного положительного влияния давления воды на организм ребенка, на его мышечную систему. Также плавание в воде способствует улучшению координации движений.

Объект исследования. Процесс физической реабилитации детей-инвалидов с признаками ДЦП при применении плавания и "сухого" плавания.

Практическая значимость. Исследованные методические подходы в лечении и реабилитации детей с ДЦП, позволяющие эффективно развивать двигательные возможности и повышать уровень функциональной подготовленности детей-инвалидов с признаками ДЦП, могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации детей-инвалидов с признаками ДЦП. Также они рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях, в центрах инвалидного спорта и домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Подбор специальных упражнений на основе методов контроля мышечной деятельности и кинематики движений дает возможность детям-инвалидам с признаками ДЦП овладеть навыками самостоятельного выполнения доступных физических упражнений.

2. Включение плавания дает возможность расширить круг методов физической реабилитации, которые могут быть использованы в лечении детей с ДЦП. Плавание способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению двигательных способностей, координации движений и улучшению психической функции детского организма.

3. Проведение сравнительной характеристики плавания и "сухого" плавания показало большую эффективность занятий детей в воде, нежели выполнение аналогичных упражнений вне бассейна. Это связано с дополнительным положительным влиянием воды на организм ребенка.

Структура работы: работа состоит из 70 страниц машинописного текста. Иллюстрирована 15 таблицами, 6 рисунками. Список литературы составляет 37 источников.

Список литературы

1. Адо А.Д. Патологическая физиология. - Томск, 1994. - 560 с.

2. Актуальные вопросы оздоровления, реабилитации и спортивной медицины: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фак. физ. культуры и спорта ЮуРГУ - Челябинск, 2005 - 93 с.

3. Аспекты адаптации. Критерии индивидуальной адаптации. Закономерности и управление: Сб. науч. тр. / Под. ред. А.Т.Кочеткова - Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2001 - 204 с.

4. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М.: Мир, 1997. - 76 с.

5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., "Фолиум", 1994, 275 с.

6. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. - СПб.: Водолей, 1998. - 529 с.

7. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. - М.: Медицина, 1993. - 223 с.

8. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. - М.: Медицина, 1998 - 480 с.

9. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995, 87 с.

10. Высочина Л.В. и соавт. Основы профилактической медицины и первая медицинская помощь / Под ред. М.Г. Романцова. - Калининград, 1996. - 182 с.

11. Гигиена детей и подростков / Ред. Г.Н. Сердюкова и А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1986. - 320 с.

12. Зайко Н.Н. Патологическая физиология. - Киев: Логос, 1996. - С. 452 с.

13. Кастюнин С.А., Кашкаров В.А. Плавание против ДЦП // АФК - с.23-29

14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: 1995 - 402 с.

15. Коробков А.В. Нормальная физиология. - М.: Высшая школа, 1980. - 324 с.

16. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского возраста (внутренние органы). - М.: Просвещение, 1973. - 200 с.

17. Лечебная физическая культура: Справочник / под ред. В.А.Епифанова. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.

18. Лечебная физическая культура: учебник / под ред. С.Н.Попова. - М.: Академия, 2005. - 416 с.

19. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. М., 1995, 125 с.

20. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учеб. для мед. вузов / В.И.Дубровский. - М.: МИА, 2006 - 598 с.

21. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учеб. для вузов / В.А.Епифанов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 - 568 с.

22. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учеб. для студ. мед. вузов - М: Медицина, 1999 - 304 с.

23. Медицинская реабилитация: рук. для врачей / под ред. В.А.Епифанова - М.: Мед-пресс-информ, 2005 - 328 с.

24. Михеев В.В. Нервные болезни. - М.: 1998 - 451 с.

25. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: 1998 - 143 с.

26. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия человека. - М.: Просвещение, 1995. - 453 с.

27. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. - М.: Академия, 1999. - 144 с.

28. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник / под ред. С.Н.Попова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 351 с.

29. Спортивная медицина: Учеб. для студ. вузов по пед. спец. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999 - 479 с.

30. Спортивная медицина: учеб. пособ. для вузов / под ред. В.А.Епифанова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 - 336 с.

31. Справочник практического врача. - М.: Медицина, 1990. Т. 1. - 447 с.

32. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998 - 420 с.

33. Физическая реабилитация: учебник / под ред. С.Н.Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 608 с.

34. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

35. Шикота, И.И. Соматический статус, уровень физического здоровья и подготовленности детей / В.А. Беляев, В.Ю. Лебединский, И.И. Шикота и др. // Морфология.-2001.- Т.120.-№4.-С.65.

36. Шикота, И.И. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи. Методические рекомендации / Под ред. проф. В.Ю. Лебединского. - БИОФССиТ, Иркутск.-2002.- 24 с.

37. Шутова Н.Т., Черникова Е.Д. Патологическая физиология развивающегося организма. - М.: Медицина, 1994. - 150 с.

Примечания:

Примечаний нет.