Анализ действующего порядка составления и исполнения расходной части бюджета субъекта РФ на примере краевого бюджета Хабаровского края 2005-100

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 100  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение 4

1 Бюджет субъекта РФ – составная часть бюджетной системы 8

1.1 Экономическое содержание и назначение бюджетов субъектов РФ 8

1.2 Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации 15

1.3 Состав и структура доходов бюджетов субъектов РФ 25

2 Анализ действующего порядка составления и исполнения расходной части бюджета субъекта РФ на примере краевого бюджета Хабаровского края 36

2.1 Порядок составления проекта краевого бюджета 36

2.2 Анализ исполнения расходной части краевого бюджета за 2002-2004 года 49

3 Основные направления реформирования бюджетной системы на региональном уровне 80

Заключение 91

Список литературы 96

Введение

В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в госу¬дарствен¬ном уст¬ройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и соци¬альных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от цент¬ральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финан¬сов усиливает¬ся, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприя¬тий, свя¬занных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования рас¬ширяется.

Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции бюджетной системы, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в системе управления региональными и местными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений. Общие направления дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами были закреплены в утвержденной в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

Предложения по дальнейшему развитию бюджетной системы страны могут быть сведены к нескольким направлениям, одно из которых заключается в снижении объемов профицита с одновременным снижением налогового бремени для предприятий. Несмотря на возрастание рисков неисполнения бюджета в случае снижения налоговой нагрузки, предполагается, что это приведет к таким позитивным сдвигам, как увеличение расходов на внутреннее потребление и рост внутренних инвестиций.

Между тем предварительный анализ ситуации, сложившейся в различных субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях, показывает, что имеются и многочисленные внутренние резервы в распределении бюджетных средств на региональном и местном уровнях, связанные с наличием многочисленных нерациональных расходов. Сокращение таких расходов при одновременном дополнительном снижении налогового бремени и повышении налоговой автономии региональных и местных властей также могут стать причинами роста деловой активности в регионах, безболезненности проведения структурных преобразований для населения, а также обеспечения социальной стабильности, повышения уровня жизни как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Исходя из этого представляется целесообразным и особенно актуальным проведение анализа системы расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно этой теме посвящено исследование системы расходов бюджета субъекта РФ, проведенное на примере Хабаровского края.

Целью дипломной работы является анализ системы расходов бюджета субъекта РФ (на примере Хабаровского края) и определение основных направлений реформирования бюджетной системы на региональном уровне.

Основными задачами работы являются:

1) изучение основных теоретических аспектов бюджета субъекта РФ как составной части бюджетной системы;

2) анализ действующего порядка составления и исполнения расходной части бюджета субъекта РФ на примере краевого бюджета Хабаровского края;

3) определение основных направлений реформирования бюджетной системы РФ на региональном уровне.

Предметом исследований в дипломной работе выступает, соответственно, региональный бюджет. Объект исследований – Хабаровский край.

Нормативно-правовой базой данной работы являются Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Закон Российской федерации «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации», Областные законы Хабаровского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Хабаровского края», закон «О налогах и сборах Хабаровского края».

Методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам бюджета.

Интерес к изучению тематики активизировался в конце 90-х годов и начале нового столетия. В ходе исследования, прежде всего, были изучены труды различных авторов по данной тематике: С.С. Артемьевой, С.С. Артоболевского, Л.Н. Балахничевой, А.О. Баранова, А. Барского, О.В. Богачевой, Е.В. Бушмина, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, П.И. Вахрина, А.А. Волкова, Б.И. Герасимова, М. Глазырина, А. Гранберг, Л.А. Дьяконовой, А.Г. Игудина, В.И. Клисторина, Т.М. Ковалевой, О.И. Кушхова, М.М. Прусак, А.И. Трейвиш, Н.К. Фроловой, С.Н. Чернова, П. Шинкаренко и других авторов.

В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс».

В соответствии с характером темы и объектами изучения в работе применены, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический и другие методы исследования.

Также были проанализированы отчеты об исполнении консолидированного бюджета Хабаровского края за 2002-2003 гг., I-III кварталы 2004 г. по различным направлениям расходов.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении дается оценка современного состояния решаемой проблемы, обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, формулируются теоретические основы и методология исследования.

В первой главе работы «Бюджет субъекта РФ – составная часть бюджетной системы» проводится исследование основных теоретических аспектов региональных бюджетов. В частности, в данной главе изучается понятие бюджета субъекта РФ, его экономическое содержание и назначение. Проводится изучение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, их законодательное закрепление, современное состояние и перспективы развития.

Во второй главе работы «Анализ действующего порядка составления и исполнения расходной части бюджета субъекта РФ на примере краевого бюджета Хабаровского края» проводится анализ порядка составления проекта краевого бюджета Хабаровского края, анализ исполнения расходной части краевого бюджета за 2002-2004 гг.

В третьей главе работы «Основные направления реформирования бюджетной системы на региональном уровне» предлагаются основные направления совершенствования системы расходов регионального бюджета.

Заключение содержит основные выводы и предложения, характеризующие итоги работы, социально-экономическую эффективность основных направлений реформирования бюджетной системы на региональном уровне.

Список литературы

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР десятого созыва, 12 апр. 1978 г., с изменениями и дополнениями от 21 апр., 9 дек. и 10 дек. 1992 г. – М.: Известия, 1993. – 126с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 17.07.98 г. // http://www.budgetrf.ru

3. О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год: Закон N 9 от 31.01.02 // www.openbudget.ru

4. О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год: Закон N 82 от 30.12.02 // www.openbudget.ru

5. О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год: Закон N 155 от 29.12.03 // www.openbudget.ru

6. О налогах и сборах Хабаровского края: Закон N 163 от 24.12.99 // www.openbudget.ru

7. Артемьева С.С. Механизм межбюджетных отношений: опыт и проблемы / Науч. ред. П.В. Шичкин – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1998. – 60с.

8. Артоболевский С.С. Региональная политика России: обзор современного положения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2002. - № 2. - С.12-18

9. Балахничева Л.Н. Организация исполнения бюджета: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 96с.

10. Баранов А.О., Пирожков С.М. Управление региональными финансами в условиях рынка // ЭКО. - №1999. - №12. - С.54-62

11. Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики.- 1999. - №3. - С.33-52

12. Богачева О.В. Анализ региональных различий в бюджетном обеспечении субъектов Российской Федерации и механизмов их финансовой поддержки // Экономист. - 2001. – №6 - С. 57-66

13. Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу // Финансы. - 2000. - №6. - С.4-8

14. Бюджетная система субъектов РФ: Учебное пособие / Ростов-н/Д, 1996. – 110с.

15. Бюджетная система России: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 550с.

16. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999. – 314с.

17. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. – М.: Перспектива, ИНФРА-М, 1998. – 222с.

18. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2002. – 344с.

19. Волков А.А. Реализация территориального интереса в бюджетном федерализме // Финансы. - 2001. - № 9. - С. 7-10

20. Герасимов Б.И., Дьякова О.В. Региональная экономика: качество казначейского исполнения бюджета по расходам / Под науч. ред. д.э.н. Б.И. Герасимова. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2001. – 140с.

21. Глазырин М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист. - 2000. - №8. –С.53-60.

22. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340с.

23. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2001. - № 9. - С.15-28

24. Гришин В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах // Финансы. - 2001. - № 8. - С. 3-6.

25. Денисов Е.Ф., Павлов Г.С., Тимошенко О.Ф. Финансовая и денежно-кредитная система. Федеральный и местные бюджеты: Учебное пособие / Под ред. В.А.Гневко, А.Ф. Бучинского – СПб.: ИУЭ, 1998. – 358с.

26. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе в условиях совершенствования межбюджетных отношений // Финансы. - 1999. - №8. - С.9-12

27. Игудин А.Г. Анализ распределения полномочий по основным видам бюджетных расходов между уровнями власти и региональная ассиметрия в бюджетной сфере Российской Федерации // Финансы. – 2000. - №8. – С.17-23

28. К равновесию уровней государственной власти // Экономика России: XXI век. - №12 // http:// www.ruseconomy.ru/nomer12_200306/ ec34.php

29. Клисторин В.И., Новикова Т.С., Суспицын С.А. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе / Под ред. д.э.н. Г.А. Унтуры. – Новосибирск: Изд-во ИЭ и ОПП СО РАН, 2000. – 164с.

30. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте РФ: Монография. – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2000. – 152с.

31. Колесов А.С. Межбюджетные отношения и пути совершенствования // Финансы. - 2002. - № 2. - С. 3-7

32. Кушхов О.И. Управление доходами и расходами регионального бюджета – СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. – 124с.

33. Лексин В, Швецов А. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2000. - №1. - С.71-87

34. Максимов А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта Федерации России / РГЭУ. – Ростов-н/Д., 2001. – 22с.

35. Мокрый В.С. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы. - 2001. - № 1. - С. 9-12

36. Оптимизация расходов региональных бюджетов / Под ред. А.М. Лаврова и В.В. Климанова. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 96с.

37. Опыт и перспективы реализации программ реформирования региональных финансов: Материалы Всероссийского совещания (Чебоксары, 6-8 февраля 2003 г.). – Чебоксары: РГУП «ИПК Чувашия», 2003. – 248с.

38. Прусак М.М. Стратегия региона: инвестиции в экономику // Финансы. - 2001. - № 1. - С. 6-9

39. Региональный бюджет: тенденции и перспективы развития / С.А. Агапцов, С.П. Сазонов, Л.В. Перекрестова и др. – Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2002. – 166с.

40. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002. – 620с.

41. Реформирование системы местных бюджетов в современных условиях / В.Г. Щербина, Н.В. Фадейкина, Л.А. Корниенко, И.Б. Миронова. Под ред. д.э.н. Н.В. Фадейкиной. – Новосибирск: СИФБД, 2000. – 266с.

42. Роль бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов России / Под ред. Г.Я. Шаховой. – Научно-исследовательский институт Министерства финансов Российской Федерации. – М., 2000. – 139с.

43. Романов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов. // Финансы. - 2001. - № 9. - С. 10-14

44. Суслов В.И. Проблема совершенствования межбюджетных отношений // Регион: экономика и социология. - 1999. - №3. - С.81-98

45. Территориальные бюджеты и межбюджетные отношения // Финансы. - 1997. - №7. -С.10-13

46. Трейвиш А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия // Экономист. – 2000. - №7. – С.50-51

47. Филиппович А.В. Региональная политика в области налогообложения: связь налоговой нагрузки с экономическим ростом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2002. - № 2. - С. 12-18

48. Финансы России. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002. – 301с.

49. Фролова Н.К. Региональные проблемы финансово-экономической стабилизации: Монография. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. – 136с.

50. Хурсевич С.Н., Сибиряков С.А. Активная региональная финансовая политика: проблемы формирования и инструменты реализации. – Томск, 1998. – 105с.

51. Чернов С.Н. Бюджетные права и обязанности субъектов Российской Федерации // http://openbudget.karelia.ru/books/conf4doc/43.php

52. Чичелев М.Е. О реструктуризации бюджетной системы // Финансы. - 1999. - №5. - С.21-23

53. Шинкаренко П. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами в РФ // Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №1. // www.ptpu.ru

54. Ширяев В. Новые инструменты управления бюджетным процессом в регионе // Экономист. - 2001. - № 6. - С. 52-59

55. http://www.minfin.ru

Примечания:

Примечаний нет.