ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ BP-ТНК и BP-Mobil

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 71  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ 8

1.1. Сущность и определение МСА как формы межфирменного взаимодействия 9

1.1.2. Отличительные черты стратегических альянсов от иных форм межфирменного объединения. 11

1.1.3. Отличие МСА от национальных стратегических альянсов (НСА) 12

1.1.4. Отличие МСА от других форм международной межфирменной кооперации 13

1.2. Факторы распространения МСА в 1980 - 2000 годы 17

1.3. Основные мотивы, цели и практические потребности компаний в создании МСА 20

1.4. Типы и виды альянсов 24

1.4.1. Интеграционные альянсы .. 27

1.4.2. Псевдоконцентрационные альянсы 28

1.5. Возможные выгоды и издержки компаний, вступающих в МСА 29

1.6. Теоретические и практические проблемы МСА 32

1.6.1. Соотношение конкуренции и сотрудничества и определение компаний-участниц 32

1.6.2. Проблема согласования целей 34

1.6.3. Определение вкладов сторон 35

1.6.4. Проблема контроля ("два центра управления") 36

1.7. Причины распада стратегических альянсов 37

2. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ BP-ТНК и BP-Mobil. 39

2.1. Особенности стратегического партнерства BP-ТНК 40

2.1.1. Организационная структура BP-ТНК как основа международного альянса 42

2.1.2. Стратегические установки союза как основа экономического развития компании. 44

2.1.3. Роль и место BP-ТНК в глобальной конкуренции 48

2.2. Особенности стратегического партнерства BP-Mobil 51

2.2.1. BP- Mobil как пример стратегического альянса. 53

2.2.2. Особенности развития BP-Mobil в условиях международной конкуренции 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Введение

В современном мире отчетливо прослеживаются глобализационные процессы, пронизывающие все сферы жизни человечества. В экономической сфере "образы" глобализации многообразны и построены на основах идей постиндустриализма и информационного общества. Экономический подход к глобализации определяет ее как модель полностью международно интегрированных рынков, удовлетворяющим двум условиям:

" свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала;

" уравнивание в статусе иностранных инвесторов (и иностранных граждан, работающих за границей) со статусом собственных граждан .

Ричард О'Брайен ввел в обращение термин "конец географии", означающий мир, в котором национальные законы уже не всегда действуют на собственной территории, где финансовые фирмы функционируют как глобально интегрированные предприятия, а не как просто многонациональные компании, где фондовые рынки открыты для иностранных портфельных инвесторов, а не ограничены в доступе лишь для граждан собственных стран . Но процессы в мировой экономике, подобные глобализационным, не новы - еще в середине 20 века существовали многонациональные банки, зарубежные займы, торговля финансовыми обязательствами. Можно возразить исследователям, называющих одной из самых заметных черт развития современного мира рост взаимозависимости экономик различных стран и как следствие развитие интеграционных процессов на макро- и микро-уровне . Этому процессу можно найти множество параллелей в истории (например, банковский бум 1970-80 годов).

Поэтому глобализация не является совсем новым явлением. Она действительно имеет исторические корни. Уже к концу 19 века глобальная экономика была достаточно взаимозависима. Технологии развивались довольно быстрыми темпами. Имелась в наличие и глобализационная культура. Однако с конца 1970-х годов интеграция рынков капиталов и товаров превзошла все предыдущие показатели и продолжается до сих пор. При этом новым является не существование международного бизнеса. Новым являются его масштабы. В настоящее время 35000 транснациональных корпораций и их более чем 150000 иностранных филиалов создают основу для международной системы производства. Но развитием этих корпораций управляет глобализация, движущая сила, которой - рыночная конкуренция, вынуждающая крупные корпорации к созданию стратегических альянсов для оптимизации издержек. Подобные альянсам формы межфирмого взаимодействия в корне отличаются от всех существовавших ранее, поэтому их изучение актуально для современной науки.

На основании всего вышесказанного автору видится актуальным изучение опыта конкретного предприятия по созданию стратегических альянсов. В рамках данной работы будет рассмотрен опыт создания альянсов компанией British Petroleum. Отвечая на вопрос, почему для анализа были выбраны именно это предприятие, можно сказать, в современном мире эта компания одна из самых крупных предприятий энергетической отрасли.

Итак, выявив причины, подтолкнувшие компанию British Petroleum к созданию стратегических альянсов, следует заметить, что подобных работ, целенаправленно изучающих опыт и проблемы деятельности стратегических альянсов энергетической отрасли на примере компании British Petroleum, автором найдено не было.

Итак, на основании всего вышесказанного целью этой работы автор ставит проанализировать опыт и проблемы деятельности стратегических альянсов ВР-ТНК и ВР-MOBIL в условиях глобальной конкуренции.

На основании поставленной цели задачами исследования ставятся:

" изучить теоретические аспекты образования международных стратегических альянсов;

" выделить типы альянсов;

" определить различия между выделенными типами альянсов;

" выявить отличия стратегических альянсов от других форм межфирмовой кооперации;

" рассмотреть положительные моменты образования стратегических альянсов;

" выявить и проанализировать негативные явления образования стратегических альянсов;

" изучить особенности практической деятельности стратегических альянсов на мировом рынке;

" выявить перспективы различных видов стратегических альянсов в условиях глобальной конкуренции на примере альянсов ВР-ТНК и ВР-MOBIL;

Предметом исследования является деятельность стратегических альянсов ВР-ТНК и ВР-MOBIL в условиях глобальной конкуренции.

Объектом исследования - влияние глобальных процессов на создание и деятельность стратегических альянсов ВР-ТНК и ВР-MOBIL.

На основании поставленных задач методами, позволяющими достичь цели исследования, являются:

" анализ и синтез;

" метод исторического реализма;

" сравнительный.

Для раскрытия данной темы автор предлагает следующую структуру работы:

Во введении обосновывается выбранная тема, рассматривается актуальность ее изучения, ставятся цели и задачи исследования, а также выбираются методы достижения поставленных задач. Обосновывается выбор альянсовой стратегии крупной энергетической компании British Petroleum в качестве объекта исследования.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов образования и деятельности международных стратегических альянсов. Объяснению выгод компаний именно от этого вида межфирменной кооперации, определению преимуществ этого вида над другими. Приведем основные различия между типами альянсов и закончим эту главу, обобщением главных проблем, возникающих в процессе такого вида сотрудничества.

Вторая глава будет представлять собой практическое исследование особенностей образовавшихся альянсов ВР-ТНК и ВР-MOBIL. В рамках данной главы предполагается выявить преимущества и недостатки использования данных стратегии. Данная глава также обозначит преимущества использования альянсов или совместных предприятий как одного из методов входа на целевой рынок на примере заявленных альянсов.

Заключение логически подводит итог всему проведенному исследованию, суммируя опыт и проблемы образования стратегических альянсов ВР-ТНК и ВР-MOBIL в условиях глобальной конкуренции.

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономика, 1999. - 168 с.

2. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л. Менеджмент XXI - обзор основных тенденций// Стандарты и качество. 1999.№3.

3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. Пособие. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 136 с.

4. Амородо Б. О глобализации. Капитализм в XXI веке. Учеб. Пособ. - Н. Новрогод : Изд-во Университете, 2000 -192 с.

5. Белорусов А.С. Международный менеджмент. Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 224 с.

6. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие .- Мн.: ИП "Экоперспектива", 1999.

7. Блэкетт т. Рассел Н. Совместный брэндинг: наука о союзах.: Изд-во Makmillan Business, 2003.

8. Василенко А., Разуваев В. Нефтяной лоббизм в США// Нефть в России.1997, № 5-6.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-3-е изд. М.: Гардарика, 1999.

10. Герчикова И. Н. Менеджмент коммерческих организаций. М: "Юнити",1999 -189 с.

11. Дюссож, П., Гарретт, Б. Стратегические альянсы, 2000.

12. Евтухов В.С., Минчукова Л.А. Международный менеджмент: Учебн. пособие. - Гомель: МИТСО, 2001. - 395 с.

13. Интервью с Робертом Дадли исполнительным вице-президентом British Petroleum по России, Каспию и Африке газете "Ведомости"// Ведомости, 13.02.2003.

14. Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы, М.: ИД Дело и Сервис, 2004.

15. Каранов С.А. США: транснациональные корпорации и внешняя политика. М.: Мысль, 1996.

16. Киреев А.П. Международная экономика. М., 1999.

17. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ./Ф. Котлер - М.: АСТ, 2001.-272 с.

18. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Котлер Ф.; общ. ред. и вступл. ст. е.М. Пеньковой; Пер с англ. В.Б. Боброва.- М.: Прогресс Универс, 1993.- 733 с.

19. Кузьмина Т.И. Международный менеджмент, М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.

20. Люшкинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 375 с.

21. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 1-2. М., 1992.

22. Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия. - Н.Новгород, 2000.

23. Международные экономические отношения: Уч. Рыбалкин В.Е., Стерликов Ф.Ф., Ралдин Л.В. и др., общ. ред. В.Е. Рыбалкина - 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Бизнес-школа "Интел-синтез": Дипломат. Акад. МИД РФ, 1998.

24. Международный менеджмент. Учебник для вузов /Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. - СПб.: Из-во "Питер", 2000. - 624 с.

25. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскипдарон М.Л. Мировая экономика на рубеже XX-XI веков. М., 2000

26. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 423 с.

27. Перар Ж.. Управление международной деятельностью. - М., 1998 - 315 с.

28. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха / Пер. с англ. О. А. Волмянская, Э.Н. Волмянский. - Мн.: ООО "Новое знание", 1998. - 262 с.

29. Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь/Отв. ред. В.Д.Щетинин. М., 2000.- 126 с.

30. Пономарев И. XXI век начинается уже сегодня.//http://z.forum.msk.ru: 81/ponomarev/articles/4829.shtml

31. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран/ М. портер.- М.: Международные отношения, 1993 - 896 с.

32. Семенов К. А. Международные экономические отношения. М., 2000.

33. Светлакова О. Новые приключения ВР в России// Секрет фирмы, №5, март 2003.

34. Субботин М. Анализ и прогноз.// "Нефть в России", № 3, март 2004.

35. Тенденции мирового экономического развития. Прил к жур. "МЭиМО",М.2003.

36. Томпсон А. А., Стрикленд А. ДЖ. Стратегический менеджмент.: ЮНИТИ, 1998.

37. Global Marketing Management, Kotabe, M., and Helsen., K., 2001

38. Fatechi K. (Фатечи К.) Политика стратегических альянсов. Menegment International Rewer.-2001. - 255 с.

Ресурсы сети Интернет.

39. http://www.mergers.ru/

40. http://www.opec/ news.asp/24.php.- новостной сайт нефтяного комплекса РФ.

41. http://www.nefte.ru/- на сайте представлены материалы и экспертные отчеты компании ЗАО "Нефтяное независимое обозрение "Скважина".

42. http://www.bp.com/- официальный сайт компании ВР.

43. www.bp-thk.ru/ -официальный сайт альянса ВР-ТНК.

Примечания:

Примечаний нет.