Совершенствование организации и управления комплексным благоустройством внутригородского муниципального образования города Москвы (на примере района Зябликово Южного административного округа города Москвы)
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 77 |
Формат: doc |
Год: 2007 |
Содержание |
СОДЕРЖАНИЕ 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3
Введение Глава 1. Теоретические основы благоустройства Исторический экскурс развития благоустройства города Москвы (20-е – 60-е г.г. ХХ века) Объекты комплексного благоустройства. Основные понятия, определения, классификация Управление комплексным благоустройством города Москвы Нормативно-правовое обеспечение благоустроительной деятельности Глава 2. Научно-методологические основы комплексного благоустройства Системный подход к комплексному благоустройству территории города Москвы Комплексное благоустройство. Основные направления и тенденции Пути повышения эффективности благоустройства Глава 3. Совершенствование организации и управления комплексным благоустройством внутригородского муниципального образования города Москвы (на примере района Зябликово Южного административного округа города Москвы) Анализ реализации программ комплексного благоустройства территорий города Москвы Организация и управление комплексным благоустройством района Зябликово Привлечение органов местного самоуправления к благоустройству внутригородского муниципального района Заключение Список использованных нормативных правовых актов и использованной литературы
Приложения стр 4 13 13 17 23 28 33 33 37 44 48 48 51 63 72 76 78 |
Введение |
ВВЕДЕНИЕ Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является ос¬новной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти, отдельных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими ас¬пектами важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств городских террито¬рий в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет благоус¬тройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если территория вокруг здания не благоустроена. Современный город – это сложный комплекс территорий и сооружений, занятых производственными предприятиями, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха, транспортными и инженерными сооружениями. Основные функции города стабильно распределяются на его территории и впоследствии их не так просто изменить. Поэтому первый принцип, вносящий порядок и систему в планировочную организацию города - это функциональное зонирование, разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, проживание, отдых и другие виды жизнедеятельности городского населения). Идея функционального зонирования возникла в начале ХХ века как рационалистическая реакция против хаотического смешения на территории города жилищ, фабрик, заводов, складов, подъездных путей, неупорядоченно построенных во второй половине ХIХ - начале ХХ века. К середине ХХ века эта идея оформилась как ведущая градостроительная концепция. На территории города выделяются следующие основные функциональные зоны: - селитебная – для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, отдельных производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, площадей, парков, других мест общего пользования; - производственная – для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта и др.; - ландшафтно - рекреационная – городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования. Комплексную полифункциональную зону города составляет система общегородского центра с функциями административной, культурной жизни и общественного обслуживания горожан. Каждая из зон предъявляет свои специфические требования к формированию здоровых, целесообразных и благоприятных условий для всех видов деятельности городского населения и вопросы благоустройства не исключение. Основные идеи комплексного благоустройства определяются в рамках генерального плана города в Генеральной схеме комплексного благоустройства и получают свое развитие в комплексных схемах благоустройства административных округов и внутригородских районов, проектах планировки территорий. Однако в период эксплуатации зданий, сооружений и комплексов и особенно при реконст¬рукции и модернизации отдельных зданий и сооружений наблюдаются на¬рушения действующих нормативов и стандартов, затрагивающих вопросы благоустройства, что, несомненно, влечет за собой ухудшения качества среды проживания населения. Кроме того, если говорить о территориях жилой застройки, значительная часть жилищного фонда городов и благоустройство придомовых территорий морально устарели и не отвечают сегодняшним социально-бытовым и культурным потребностям населения, со¬временным санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. По¬этому сегодня остро выявляются проблемы, связанные с совершенствованием, а порой и создани¬ем системы благоустройства территорий городской застройки и вопросы совершенствования сложившейся системы организации и управления этими процессами со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. Среди крупных исторических городов мира Москва является одним из самых красивых городов, она идет своим путем, в том числе в вопросах формирования благоприятной среды жизнедеятельности для москвичей. Особенность мегаполиса определяется также достаточно сложной функционально-планировочной организацией территории и административно-территориальным устройством. В Москве 125 внутригородских района и 2 территориальных единицы с особым статусом, каждая из которых по градостроительным меркам, представляет небольшой город с многофункциональной планировочной структурой, в которой реализуются основные процессы жизнедеятельности горожан: труд, быт, отдых, движение. Основными задачами функциональной организации территории города, определяющей его планировочную структуру, являются рациональное взаимное расположение функциональных зон, создание удобных, постоянных и надежных связей между ними, а также рациональная структурная организация каждой из этих зон. В состав всех функциональных зон города включаются зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города зеленых насаждений в целостную систему – одно из средств формирования структуры города как одного целого. Все это характерно и при формировании комфортной среды в пределах каждого внутригородского муниципального района. В конце второго тысячелетия городская жилая среда многих городов России, и Москвы не исключение, превратилась в унылое зрелище. Везде представала одна и та же картина: вытоптанная земля, отсутствие газонов, наличие древесно-кустарниковых пород, поврежденных болезнями и вредителям, загрязненность рек, водоемов и пр. Такое состояние дворовых территорий было вызвано воздействием комплекса неблагоприятных явлений, таких как промышленные выбросы, применение хлоридов в борьбе с наледью, увеличение автомобильных выхлопов, замусоривание территорий и других антропогенных воздействий, недостаток финансирования сферы благоустройства. А между тем, благоустройство города нужно рассматривать, как эффективный метод, направленный на создание полноценной среды жизнедеятельности. Ключевую роль в оздоровлении окружающей среды в Москве выполняют сохранившиеся в столице лесные и лесопарковые массивы, незастроенные долины рек с луговой и околоводной растительностью, а также территории, занятые зелёными насаждениями — парки, сады, скверы, бульвары и др. озеленённые объекты. С целью улучшения состояния окружающей среды в столице в 1991г. было принято решение о необходимости выделения и сохранения территорий, занятых природными (леса, луга и др.) и городскими зелеными насаждениями, в структуре городских земель и разработке Схемы природных комплексов Москвы. При разработке Схемы был введен новый градостроительный планировочный термин – «Природный комплекс Москвы». В качестве главного критерия отнесения той или иной обособленной территории к Природному комплексу (ПК) использован показатель преобладания в ее пределах растительности (на менее 70% площади), независимо от ее происхождения и характера – естественной и искусственно созданной, древесной или травянистой и др. Следует отметить, что в границах многих внутригородских районов входят элементы Природного комплекса города, в частности, в районе Зябликово - 10% территории относятся к ПК. Основной проблемой сохранения и развития территорий Природного комплекса является то, что они находятся в хозяйственном ведении у большого числа организаций. Балансодержателями зеленых насаждений в городе являются: ГУ Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями, ГУП «Мосзеленхоз», Префектуры административных округов, жилищные органы, Комитет по культуре, различные ведомства и организации. Вследствие этого отсутствует единая система управления и контроля с жесткой вертикалью подчиненности. В настоящее время в городе отсутствует полная статистическая отчетность по ведению зеленого строительства, отсутствуют данные о состоянии и количестве зеленых насаждений. Не сформирован Реестр зеленых насаждений, крайне необходимый для эффективного планирования озеленительных работ. Медленными темпами осуществляется инвентаризация городских зеленых насаждений из-за недостаточного бюджетного финансирования. Необходимо изменить подход к формированию адресных списков для включения в план озеленительных работ, при составлении планов учитывать планируемые строительные и инженерные работы на озеленяемых участках. Так же необходимо учитывать и пожелания жителей, поэтому основная работа здесь должна выполняться теми муниципальными образованиями, на территории которых планируется проводить озеленение. Стратегическим документом для ежегодного планирования озеленительных работ должна стать разработанная и утвержденная Генеральная схема озеленения города до 2020 года. Финансирование зеленого хозяйства многократно возросло благодаря принятому в 1999 году Закону «О защите зеленых насаждений в городе Москве» и введенной плате за вырубку, однако этого все-таки недостаточно. Значительный вклад в восстановление утраченных зеленых насаждений в городе должны вкладывать строительные организации при выполнении обязательств по компенсационному озеленению в натуральной форме. Необходимо усилить контроль со стороны местных органов власти за проведением компенсационного озеленения в натуральной форме. В Москве ведется колоссальное по своему размаху строительство новых объектов, захватывая свободные городские территории, которых на сегодня осталось совсем немного. Значительная часть, из них - это в большей или меньшей степени - озелененные территории. Потенциально, этот процесс может привести к большим негативным последствиям. Необходимы решительные меры по компенсационному озеленению и в значительных объемах. Вместе с тем новому строительству на территории города и его внутригородских районов сопутствует благоустроительная деятельность, которая также должна быть грамотно организована и скоординирована с другими программами в сфере благоустройства. Одной из основных общегородских программ является программа «Мой двор, мой подъезд», в рамках которой наиболее передовые руководители территорий ставят задачу благоустройства сразу на целые кварталы, микрорайоны и даже районы Москвы. При таком комплексном подходе легко выявить те участки, которые действительно могли бы стать объектами компенсационного озеленения. Например, неосвоенные территории, территории объектов образования и др. Важнейшим моментом при координации работ в благоустройстве является увязка программных мероприятий по различным направлениям, например при благоустройстве территорий жилой застройки и благоустройстве объектов социальной сферы (прежде всего объектов образования). Сейчас в Москве в целом и в районах города в частности делается очень много для благоустройства дворов и на это затрачиваются значительные суммы. Сейчас наступило время, когда акцент в этой работе должен сместиться в сторону поддержания всего того, что было сделано в предыдущие годы. И если не заняться в ближайшее время вопросами сохранности, то придется возвращаться в одни и те же дворы по несколько раз. Проблемы, связанные с сохранением созданных объектов комплексного благоустройства, между собой образуют целый комплекс проблем, среди них расхищение, вандализм. Для того чтобы у жителей округа, района развивалось бережное отношение к своим дворам целесообразно как можно больше населения привлекать к работам по благоустройству дворовых территорий. Для этого необходимо развивать институт старших по домам и подъездам, изменять структуру управления многоквартирными домами. Прежде всего, у жителей следует формировать понятие, что благоустройство дворовых территорий – это часть их имущества, также как квартира и содержание этой территории должно осуществляться за счет их собственных средств в соответствии с принятым Жилищным Кодексом РФ. В процессе благоустройства, как правило, происходит насыщение новыми элементами благоустройства, однако, процесс приемки их на баланс оформление и утверждение необходимой документации идет гораздо медленнее самого процесса благоустройства, что не позволяет обеспечить полноценную эксплуатацию. Финансирования благоустроительной деятельности на территории города, которое производится за счет консолидированных средств городского бюджета, целевых бюджетных фондов развития территории района, предусмотренных бюджетом города Москвы, не достаточно. Необходимо более широкое привлечение частного капитала, средств граждан, организаций для оказания спонсорской помощи на всех уровнях организации благоустроительных работ. Развивать систему морального поощрения с привлечением средств массовой информации. На сегодняшний день в планах городской целевой программы |
Список литературы |
Список использованных нормативных актов и использованной литературы Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года; Закон города Москвы от 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений»; Закон города Москвы от 10.12. 1997года № 53 «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы»; Закон города Москвы от 27.04.2005 года № 14 «О генеральном плане города Москвы (основные направления развития города Москвы)»; Закон города Москвы от 9.12.1998 года № 28 «О градостроительном зонировании территории города Москвы»; Закон города Москвы от 06.11.2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве»; Закон города Москвы от 14.07.2004 года «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями); Распоряжение Правительства Москвы от 05.03.1998 года № 240 «О городской программе комплексного благоустройства дворовых территорий»; Постановление Правительства Москвы от 04.06.2002 года № 413 «О первоочередных мерах по дальнейшему улучшению состояния и развитию озелененных территорий города Москвы»; Постановление Правительства Москвы от 02.09.2003 года № 746-ПП «О Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы»; Распоряжение Правительства Москвы от 26.03.2004 года № 526 РП «О первоочередных мерах по вертикальному озеленению и цветочному оформлению города Москвы»; Постановление Правительства Москвы от 13.12.2005 года № 1092-ПП«Об итогах реализации программы «Мой двор, мой подъезд» в 2005 году и задачах на 2006 г.г.»; Распоряжение префекта ЮАО от 03.02.2006 года № 01-41-201 «О итогах ходе реализации программы «Мой двор, мой подъезд» в 2006 году и задачах на 2007 год»; Распоряжение префекта ЮАО от 13.02.2006 года № 01-41-331 «Об утверждении проектов границ земельных участков внутридворовых спортивных площадок на территории ЮАО и передаче их на баланс ГУП города Москвы «ДЕЗ района Зябликово»; Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 года № 743-ПП; Рекомендации по озеленению и благоустройству жилых районов г.Москвы. М., ОАО «Моспроект», 2002; Александровская З.И., Букреев Е.М., Медведев Я.В.. Юксевич Н.Н. Благоустройство городов. М., 1991; Конспект лекций по дисциплине «Основы градостроительной деятельности» Шрейбер А.А. Контроль за состоянием внешнего благоустройства. Авт. И.С. Ищенко, Д.А. Семенов, М.А. Новаковская. Издательство «Аир-Арт». Москва, 2002; Е.В. Корендясева, И.А. Соломин, И.Д. Федоров, Экология крупных городов на примере Московского мегаполиса. Учебное пособие. –М.: МГУУ ПМ, 2005; В.Ю. Щербаков, Управление развитием городского хозяйства. Вчера-сегодня-завтра –М.: «Юго-Восток-Сервис», 2006; П.А. Аксенов, Повышение эффективности управления финансовыми и информационными потоками ЖКХ города Москвы – М., «Юго-Восток-Сервис», 2004г. 16. Сборник «Правительство-город-люди»// Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, 2004, № 8; 17. Сборник «Пульс»// Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, 2002, № 13. |
Примечания: |
приложений нет |