ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОКУПАТЕЛЮ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 77  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ КАЧЕСТВО ТОВАРА 7

1.1.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7

1.2. ВОПРОСЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ТОВАРА 9

1.3. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТОВАРА 21

2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ 26

2.1. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА 26

2.2. УСТАНОВЛЕНИЕ СРОКОВ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОДАННОГО ТОВАРА 33

2.3. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ОБМЕН 40

2.4. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА 43

3. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОКУПАТЕЛЮ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА 63

3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕННЫЙ ВРЕД ПОКУПАТЕЛЮ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ 63

3.2. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 65

3.3. ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА 69

3.4. СЛУЧАИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРОДАВЦА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ, А ТАКЖЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ РАБОТЫ ИЛИ УСЛУГИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76

Введение

Обычно руководители предприятий розничной торговли, заключая договоры на поставку товаров, не задумываются о проблемах, которые могут возникнуть, если потребитель предъявит магазину требования, связанные с недостатками проданных товаров. Это естественно. Ведь поставщиков выбирают исходя, прежде всего из доброкачественности предлагаемых ими товаров, подтвержденной в установленных случаях сертификатом соответствия. Как правило, никто не станет приобретать заведомо недоброкачественный товар для его последующей реализации. Серьезный поставщик также не заинтересован в продаже такого товара, поскольку дорожит своей деловой репутацией. Тем не менее, хорошо известно, что часть проданных товаров при эксплуатации (потреблении) оказывается недоброкачественной. Причины этого могут быть самые разные: неудачная конструкция, скрытые дефекты материалов, нарушения технологии изготовления, плохо организованный у изготовителя контроль за качеством получаемых узлов, деталей, выпуском готовой продукции и т.д. Не всегда недостатки товара удается обнаружить при его приемке и предпродажной подготовке, тем более что правила приемки и подготовки нередко нарушаются, а иногда эти работы и вовсе не проводятся.

Избежать проблем, связанных с требованиями потребителей по поводу недоброкачественности товаров, практически не удается никому. Поскольку магазин является той организацией, куда, прежде всего, обращается со своими требованиями потребитель, то магазину целесообразно при заключении договора поставки включить в него условия, которые могли бы если не предотвратить, то хотя бы уменьшить ущерб, причиненный в результате продажи недоброкачественного товара. Для этого необходимо грамотно использовать права и обязанности сторон по договору поставки (комиссии), регулируемые гражданским законодательством РФ, а также права и обязанности продавца и изготовителя товара, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

За основу вырабатываемых условий договора поставки следует брать права потребителя, установленные законодательством. При обнаружении недостатков в непродовольственных товарах потребитель чаще всего предъявляет требование об их устранении. Поскольку ремонт таких товаров магазин самостоятельно не осуществляет, он, как правило, обеспечивает выполнение этого требования через ремонтное предприятие, с которым заключает договор. В связи с этим возникают различные юридические проблемы.

Настоящая дипломная работа посвящена выработке некоторых практических рекомендаций по упомянутым выше вопросам.

Налицо тенденция к значительному расширению круга тех отношений, на которые распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Прежде всего надо сказать, что потребитель - это вовсе не только гражданин, приходящий за покупками в магазин и вступающий в отношения розничной купли-продажи или ремонтирующий принадлежащие ему вещи на предприятиях службы быта и становящийся тем самым участником отношений, связанных с бытовым заказом.

Однако нельзя не отметить, что сама по себе система построения Закона о защите прав потребителей позволяет сделать предположение о весьма узком характере действия акта. Внимательное изучение его структуры уже не оставляет сомнений в том, что законодатель ставил своей основной целью точно и подробно урегулировать в первую очередь именно отношения розничной купли-продажи и бытового заказа (главы II и III Закона). Такой подход представляется закономерным, поскольку любой закон есть дитя своего времени. Принятие Закона о защите прав потребителей преследовало важнейшую с социально-экономической и политической точек зрения цель - разрушение старого законодательства, дискриминационного по отношению к миллионам граждан именно в области торговли и бытового обслуживания. Эти проблемы долгое время оживленно обсуждались учеными, что позволило разработчикам опираться на теоретические построения при подготовке соответствующих норм Закона о защите прав потребителей.

И все же нет оснований считать, что Закон о защите прав потребителей рассчитан только на регулирование указанных отношений. В обоснование этого утверждения, во-первых, можно привести анализ правил, содержащихся в главе I Закона и регулирующих вопросы защиты прав потребителей независимо от конкретной области сферы обслуживания. Во-вторых, необходимо внимательно проанализировать текст ст.39 Закона о защите прав потребителей, согласно которой последствия нарушения условий договора об оказании услуги, по своему характеру не подпадающего под действие норм главы III Закона, определяются иным законом. Учитывая многообразие видов услуг, оказываемых потребителям, а также постоянное развитие этой сферы, ст.38 Закона о защите прав потребителей содержит указание о дальнейшем совершенствовании правового регулирования в различных областях сферы обслуживания. Кроме того, особенности отдельных видов услуг и специфика их правового регулирования требуют столь детального оформления, которого просто невозможно добиться в рамках одного документа.

Важно также иметь в виду, что, согласно ст.39 Закона о защите прав потребителей, иным законом могут быть урегулированы лишь последствия нарушения условий договоров об оказании услуг, если они по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона. Это касается услуг транспорта и связи, услуг банков и иных кредитных организаций, коммунальных услуг и т. д., которые традиционно регулируются специальным законодательством и имеют особую специфику с точки зрения последствий нарушения договоров. Однако невозможно свести существо вопроса только к подобного рода услугам, ведь нельзя забывать и о многочисленных услугах в сфере культуры, туризма, медицины и т. п. Весьма отрадно, что высказывавшееся ранее некоторыми учеными мнение о том, что сфера обслуживания граждан представляет собой особую социально-экономическую категорию, включающую большое число отраслей и сфер хозяйственной и социально-культурной деятельности, вследствие чего складывающиеся в ней отношения являются весьма разнообразными и должны быть урегулированы целым рядом различных гражданско-правовых договоров, нашла отражение и в практике.

Одновременно это означает, что нормы глав I и IV Закона о защите прав потребителей становятся опорными для всех областей сферы обслуживания граждан. В связи с этим, согласно правилам раздела II Разъяснений МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160 и п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7, Законом о защите прав потребителей регулируются отношения, вытекающие из договоров: купли-продажи; имущественного найма, в том числе бытового проката, безвозмездного пользования имуществом; найма (аренды) жилого помещения - отношения между нанимателем (арендатором) и наймодателем и арендодателем, являющимся одновременно исполнителем услуг: по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования, по обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий договора жилищного найма (аренды); подряда, в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии, хранения; об оказании финансовых услуг, в том числе предоставлении кредитов для личных бытовых нужд граждан, открытии и ведении счетов клиентов-граждан, а также иных услуг: прием от граждан и хранение ценных бумаг и иных ценностей, оказание им консультационных услуг и т. д.; других договоров.

Выбранная мною тема дипломной работы "Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества", является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Актуальность темы заключается в том, что данная проблема в настоящий момент недостаточно широко разработана в литературе.

Цель данной дипломной работы - проанализировать, каким образом происходит защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества.

Задачи исследования будут следующими:

1. Анализ составляющих качества товара;

2. Исследование конкретных способов защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям;

3. Анализ способов возмещения вреда, причиненного покупателю при продаже товаров ненадлежащего качества.

Предлагаемая вниманию дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения. В первом разделе рассматриваются такие вопросы, как гарантия качества товара и проверка качества товара. Второй раздел посвящен следующим вопросам: право потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества, сроки обнаружения недостатков проданного товара, право потребителя на обмен. В третьем, заключительном разделе рассматриваются непосредственно способы возмещения вреда покупателю при продаже товаров ненадлежащего качества. Объем работы составляет 83 листа.

При написании дипломной работы была использована следующая литература:

Гражданское право. В 2 т. Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова, Гражданское право. В 2 т. Учебник / Под редакцией Ю.К. Толстого, А.М. Сергеева, Гршиаев С.П. Гражданское право, Садиков О.Н., Гражданское право России, часть 2. Соловьева Л.А. Защита прав потребителей. Халфина Р.О., Масевич М.Г., Популярный словарь-справочник по гражданскому праву, Эрделевский А. Гражданское право. Энциклопедический юридический словарь, 2-ое издание под редакцией В.Е. Крутских, а также некоторая другая вспомогательная литература.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература. 1993. 62 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 30 декабря 2001 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г.)

3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова)

4. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2001 г.) (в ред. Федеральных законов от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, от 24 октября 1997 г. N 133-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 213-ФЗ) (Эрделевский А.М.)

5. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2001 г.)

6. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)

7. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (Парций Я.Е.)

8. Постатейный комментарий к Закону РФ "О сертификации продукции и услуг" (Парций Я.Е.)

2. Литература

9. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. - "Бератор-Пресс", 2002 г.

10. Возврат некачественного товара в розничной торговле (Г. Кузьмин, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 11, март 2002 г.)

11. Гражданское право. В 2 т. Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова, М., 2003. - 456 с.

12. Гражданское право. В 2 т. Учебник / Под редакцией Ю.К. Толстого, А.М. Сергеева, М., 1996. - 628 с.

13. Гршиаев С.П. Гражданское право, Учебник, М. 1998 г. 484 с.

14. "Дела о защите прав неопределенного круга лиц" (Уксусова Е., "Российская юстиция", 1997, N 11)

15. Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение (Ю.В.Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 1999 г.)

16. Защита интересов добросовестного приобретателя (А.Г. Смирных, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.)

17. Калпин А.Г., Масляев А.И., Гражданское право, часть 1, Учебник, М., 1997. 472 с.

18. Малеина М.Н. Гражданское право. М., 2002. - 527 с.

19. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Часть 2. М., "Проспект". 1998. 422 с.

20. Об изменениях в Законе РФ "О защите прав потребителей" (Я.Е. Парций, "Гражданин и право", N 2-4, 2000 г.)

21. Ответственность за преступления в сфере торговли (В. Куклев, "Российская юстиция", N 6, июнь 2001 г.)

22. Особенности заключения договоров поставки товаров (продукции) (Е. Виговский, "Финансовая газета", N 25, июнь 2001 г.)

23. "Практика применения законодательства о правах потребителей" (Корнилов Э., "Российская юстиция", 1998, N 8)

24. Права и обязанности покупателя (А. Сковородко, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, апрель 2001 г.)

25. Садиков О.Н., Гражданское право России, часть 2. М., 1996, 304 с.

26. Соловьева Л.А. Защита прав потребителей. М., 2001. - 212 с.

27. Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. Т. 2. М., 1998. 516 с.

28. Халфина Р.О., Масевич М.Г., Популярный словарь-справочник по гражданскому праву, М., 2003. - 225 с.

29. Эрделевский А. Гражданское право. Учебник. М. 1999. 417 с.

30. Энциклопедический юридический словарь, 2-ое издание под редакцией В.Е. Крутских, Москва, 1998. - 224 с.

Примечания:

Примечаний нет.