ПРОБЛЕМЫ И ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 97  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса в субъектах Российской Федерации 9

1.1. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации как вид правотворческого процесса 9

1.2. Правовая основа законодательного процесса в субъектах Российской Федерации 15

Глава 2. Законодательный процесс в Магаданской области 19

2.1. Понятие и структура законодательного процесса в Магаданской области 19

2.2. Законодательная инициатива 22

2.3. Рассмотрение законопроектов Магаданской областной думой 29

2.4. Подписание и обнародование законов Магаданской области 40

Глава 3. Проблемы и формы совершенствования нормотворческой деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. 46

3.1. Проблемы и совершенствование законодательства 46

в области реализации права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации. 46

3.2. Совершенствование законодательной деятельности субъектов Российской Федерации 51

Заключение 61

Список использованных источников и литературы…………………… 67

Приложения…………………………………………………………………71

Введение

Всякая человеческая деятельность процессуальна в своей основе, отражает процессуальность самого социального бытия и выражается в последовательной смене определенных состояний, непрерывных взаимодействиях, в целостном развитии, его иерархических стадиях. Большое прикладное значение процессуальный фактор имеет в юридической практике. Это особенно касается законотворческой деятельности, задающей тон всему государственному управлению

Законодательство напрямую зависит от той процессуальной формы, при помощи которой происходит его становление и которая обеспечивает качество и жизнеспособность каждого принимаемого закона.

С формальной точки зрения, отмечается в литературе, законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона . А.П. Любимов полагает, что система законодательного процесса - это "определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов". В свою очередь, законодательная деятельность определяется как "работа по подготовке, внесению в законодательный орган, принятию и одобрению, подписанию и введению в действие федеральных законов с соблюдением требований, правил и процедур, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации" .

Кроме того, в литературе встречается выражение "процесс законотворчества". Однако оно не тождественно понятию "законодательный процесс", так как обозначает собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что законодательные органы являются единственными органами, наделенными правом принимать законы. Принцип разделения властей не позволяет каким-либо иным структурам государственной власти осуществлять эту функцию. Ее осуществление незаконодательными органами антиконституционно и поэтому недопустимо. Главное предназначение законодательных органов субъектов РФ - принятие законов, обеспечивающих эффективное регулирование жизнедеятельности государственных, муниципальных, общественных органов и объединений соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе и в Магаданской области и проживающих на их территории граждан.

Магаданская областная Дума, основываясь на Конституции Российской Федерации, от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Магаданской области, утверждая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, стремясь к созданию достойных условий жизни человека, сознавая свою ответственность за социально-экономическое и культурное развитие Магаданской области, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, стремясь к упрочнению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового, социального, светского государства, принимает Устав Магаданской области.

Магаданская областная Дума является однопалатным постоянно действующим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Магаданской области и осуществляет все полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Магаданской области как субъекта Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Магаданской области и законами Магаданской области.

Магаданская областная Дума самостоятельна в осуществлении законодательной (представительной) власти на территории Магаданской области. Вмешательство иных органов государственной власти и организаций в этот процесс не допускается.

Регламент Магаданской Областной Думы устанавливает , что в соответствии с федеральным и областным законодательством областная Дума принимает:

а) законодательные акты области:

- Устав Магаданской области и поправки к нему;

- Законы Магаданской области по предметам ведения Магаданской области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации (статьи 71, 72, 73, 76) и федеральными Законами;

б) правовые акты Магаданской областной Думы:

- Постановления по вопросам ведения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, Установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными Законами, Уставом Магаданской области и Законами Магаданской области;

- Решения по вопросам организации деятельности областной Думы в соответствии с Уставом Магаданской области и законами Магаданской области.

Объектом исследования в данной работе выступает законодательный процесс.

Предмет исследования- законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.

Цель настоящей работы рассмотреть законодательный процесс в субъектах Российской Федерации на примере Магаданской областной Думы

Достижение поставленной цели возможно осуществить через решения следующих промежуточных задач исследования:

1. Рассмотреть законодательный процесс в субъектах Российской Федерации как вид правотворческого процесса;

2. Исследовать правовую основу законодательного процесса в субъектах Российской Федерации;

3. Проанализировать понятие и структуру законодательного процесса в Магаданской области;

4. Раскрыть законодательную инициативу в Магаданской области;

5. Исследовать порядок рассмотрение законопроектов Магаданской областной Думой;

6. Рассмотреть порядок подписания и обнародования законопроектов Магаданской областной Думой;

7. Выявить проблемы связанные с нормотворческой деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Методологической основой исследования является принцип системного анализа правового регулирования организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации, на примере Магаданской области. При изучении правовых норм применялись методы диалектического познания. В работе исследуются проблемы современного российского федерализма и их влияние на организацию нормотворческой деятельности законодательных (представительных) органов власти в субъектах Федерации, анализируется состояние законодательства об органах государственной власти субъектов РФ, последовательно рассматриваются вопросы конституционно-правового статуса законодательных государственной власти субъектов РФ (на примере Магаданской области).

Из частно-научных методов исследования применялись формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический и другие способы научного познания. Формально-юридический метод нацелен на исследование "догмы права". С его помощью осуществляется моделирование и анализ правовых норм, их толкование, систематизация и классификация. Использование историко-правового метода исследования помогает уяснить конкретно-историческую обстановку принятия нормативно-правового акта, выявить и произвести анализ его альтернативных проектов. В работе названный метод научного познания применяется при изучении развития законодательства об органах законодательной власти Магаданской области. Сравнительно-правовой метод базируется на сопоставительном анализе различных правовых систем, институтов, норм с целью уясненяя сходства а различия между ними. Использование в данной работе сравнительно-правового метода нацелено на определение общего и особенного в регулировании общественных отношений в сфере организации и осуществления законодательных органов власти в Магаданской области и иных субъектах Российской Федерации, выявление общих закономерностей правового регулирования в этой сфере. Применение метода системно-структурного анализа обусловлено системностью права в целом, а также составляющих его институтов и норм.

Теоретической базой исследования стали труды современных российских ученых-юристов, затрагивающих проблемы организации и деятельности органов законодательных (представительных) органов власти.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, устав и законодательство Магаданской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в выпускной работе выводы и предложения могут быть учтены в процессе дальнейшей работы по совершенствованию законодательства об органах законодательной власти как Магаданской области, так и других субъектов Федерации. Положения диплома также могут быть использованы в процессе преподавания курса конституционного (государственного) права Российской Федерации, проведении спецкурсов.

Список литературы

Нормативно- правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993года) //Российская газета от 25.12.1993. -№237

2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. -1998. - N 10. -Ст. 1146

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// Конституционное и муниципальное право" -2006.- N 5

4. Закон Магаданской области от 10.07.2002 N 258-ОЗ "О Магаданской областной Думе"

5. (ред. от 01.06.2008)// Приложение к газете "Магаданская правда". -2002. - N 079 (19002)

6. Закон Магаданской области от 28.12.2001 N 218-ОЗ "Устав Магаданской области "// Магаданская правда. -2001. - N 201

7. Постановление ФС РФ от 22.01.1998 №2134- ГД "О регламенте государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Собрание законода 1998. -№7.- Ст.801

8. Постановление Магаданской областной Думы от 13.02.2004 N 772 "О регламенте Магаданской Областной Думы" // Приложение к газете Магаданская правда. -2004. -N 024 (19249)

2. Литература:

9. Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. -139 с.

10. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации и проблемы их совершенствования.// Журнал российского права.- 2007.-№ 2. -С. 7 -9

11. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. -М.: Юристъ, 2003. - С. 89 - 90.

12. Андрианов Н.Е. О законодательной инициативе // Государство и право. 1994. N 9. С. 62 - 63.

13. Анциферова О.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. - 2006.- N 5. -С. 8 -12

14. Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации. СПб.: Проспект, 2000. - 290с.

15. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Норма,1982. -С. 156 - 157.

16. Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М.:Норма,1998. -378с.

17. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / Отв. ред. д.ю.н., проф. Р.Ф. Васильев. М.: Норма, 2000. - 153с.

18. Игнатюк Н.А. Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. -М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. -385с.

19. Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. М.: Норма, 1966. -С. 288.

20. Комментарий к Федеральному Закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"/под ред. К.А. Ишеков, П.Ю. Тюрин, К.В. Черкасов. -М.: Юристъ, 2006. -431с.

21. Конституционное право России. Учебник/под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.-М.:Юристъ, 2004. -531с.

22. Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Советское государство и право. -1990. -N 9. -С.11-13

23. Курманов М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. -2004. -N 10. -С. 52.-58

24. Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С. 226 - 227.

25. Магомедова Е.А. Оптимизация правового регулирования законопроектной деятельности// Право и политика. - 2007. - N 3. -С. 26-28

26. Марченкова Е.М. Законодательство субъектов о нормативных правовых актах // Журнал российского права. -1998. -N 6. - С. 78 - 79.

27. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1998. -441с.

28. Муниципальное право России: Учебное пособие.// под ред. Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чанов. -М.:Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. -391с.

29. Рахманина Т.Н. Совершенствование нормативной базы - стимул регионального правотворчества //Журнал российского права. - 1997. -№6.-С. 29-34

30. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: Норма, 1992. - 276с.

31. Туманов В.А. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М.: Юристъ. 2002. -911с.

32. Чердаков Сергей Владимирович. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Амурской области). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Москва - 2001

33. Чехарина В.И. Право законодательной инициативы и его влияние на процесс стабилизации закона // В кн.: Концепция стабильности закона. М.: Юристъ, 2000. -С. 91.

Примечания:

Примечаний нет.