Сравнение эффективности методов лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава разных возрастов и разных степеней выраженности дисплазии (предвывых, подвывих, вывих)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

1 Общие понятия о дисплазии тазобедренного сустава 7

1.1 Понятие врожденного вывиха бедра. Причины возникновения. 7

1.2 Классификация врожденного вывиха бедра 10

2 Методы диагностики врожденного вывиха бедра 13

3 Методы лечения врожденного вывиха бедра 22

3.1 Применение специальных коррегирующих аппаратов 25

3.2 Массаж и физиотерапевтические процедуры 34

3.3 Лечебная гимнастика 40

3.4 Хирургическое лечение 45

4 Организация исследования 47

5 Результаты исследования (сравнительной характеристики) 49

Выводы 66

Заключение 68

Использованная литература 69

Введение

Врожденный вывих бедра является серьезной медико-социальной и экономической проблемой современного общества. К сожалению, мы практически не можем предупредить внутриутробного развития дисплазии тазобедренного сустава. Лечение данной патологии является значимым на ранних этапах диагностики и является довольно эффективным при своевременном его начале.

Врожденный вывих бедра представляет важнейшую медицинскую, социальную, демографическую, государственную проблему. Научно обоснованная и правильно организованная лечебно-профилактическая помощь таким больным существенно влияет на физическую трудоспособность и социальные условия жизни детей в будущем.

Актуальность проблемы врожденного вывиха бедра и дисплазии связана, в первую очередь, с частотой встречаемости данной патологии. Врожденный вывих - одна из самых частых деформаций опорно-двигательного аппарата, составляющая более 3% от всех ортопедических заболеваний. Дисплазия тазобедренного сустава встречается у 16 из 1000 новорожденных, а вывих формируется у 5 из 1000.

Во-вторых, врожденный вывих является тяжелым ортопедическим заболеванием, которое часто приводит к инвалидности.

Третий аспект-необходимость ранней диагностики. Здесь, как ни при какой другой ортопедической патологии, прогноз тем более благоприятный, чем раньше поставлен диагноз и начато адекватное лечение.

В-четвертых, сложность и недостаточная изученность данной патологии, множество различных к ней подходов. Несмотря на то, что заболевание известно давно, этиология и патогенез в достаточной мере до настоящего времени не изучены. Это создает условия для множества неточностей и ошибок в постановке диагноза. Часто ставится диагноз врожденного вывиха бедра там, где имеется только дисплазия. При неправильной укладке ребенка во время рентгенологического исследования возможен ошибочный диагноз при нормальном тазобедренном суставе. Врожденный вывих необходимо ставить только там, где он есть, так как нужна совершенно различная тактика лечения данных состояний. Кроме того, наносится психологическая травма родителям, тем более что патология в 4-7 раз чаще встречается у девочек.

Лечение врожденного вывиха бедра продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современной ортопедии. Данное заболевание, учитывая не только вывих, но и более легкие степени недоразвития тазобедренного сустава, обозначаемые термином "дисплазия", встречается приблизительно у 1% новорожденных.

Неблагоприятная ситуация в отношении здоровья детского населения, в том числе учащение случаев рождения детей с дисплазией тазобедренного сустава, сложившаяся в нашей стране, подчеркивает необходимость совершенствования медицинской помощи и реабилитационных мероприятий с целью улучшения этих показателей.

Большое значение отводится реабилитационным мероприятиям, начиная уже с первых этапов лечения детей: лечебной физкультуре, классическому, рефлекторно-сегментарному, точечному массажу, физиотерапии и др.

Необходима разработка новых наиболее эффективных методов реабилитации, способствующих более эффективному лечению, укорочению периода лечения и улучшению качества жизни больных.

Цель исследования: сравнить эффективность методов лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава разных возрастов и разных степеней выраженности дисплазии (предвывых, подвывих, вывих). При этом должна использоваться комплексная оценка состояния детского организма с исследованием различных показателей здоровья ребенка.

Для реализации поставленной цели сформулированы задачи:

1. Оценить динамику изменения объема движений в тазобедренных суставах, угла разведения у детей различных возрастов и разных степеней дисплазии тазобедренного сустава в результате применения различных методов лечения (лечебная физкультура, использование специальных аппаратов, например стремена Павлика, массаж, хирургическое лечение).

2. Выявить изменения рентгенограмм в процессе реабилитации детей с различными степенями дисплазии тазобедренного сустава.

Методы исследования:

1. Оценка влияния проводимого комплексного лечения по изменению показателей объема движений в тазобедренном суставе.

2. Оценка показателей объема движений в тазобедренных суставах - измерение угла разведения обеих нижних конечностей.

3. Оценка рентгенографических изменений в суставах.

Новизна исследования: впервые в сравнительном плане были исследованы различные методы лечения дисплазии тазобедренного сустава (эффективность применения аппаратных методов лечения, хирургического лечения, массажа и лечебной гимнастики) у детей различных возрастных групп и различных степеней дисплазии. Определены и обоснованы пути внедрения программы физической реабилитации в современную практику оздоровительной физической культуры.

Практическое значение работы: на основании полученных данных можно оценить целесообразность включения тех или иных методов в комплекс лечения и реабилитации для детей с дисплазией тазобедренного сустава разной степени выраженности.

Результаты данного исследования могут применяться в составе комплексного лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава при работе терапевтов, врачей физиотерапевтических кабинетов, методистов лечебной физической культуры и массажистов.

Исследованные методические подходы в лечении и реабилитации могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации. Также они рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях и домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.

Необходима разработка новых наиболее эффективных методов лечения и реабилитации, способствующих более эффективному воздействию на тазобедренный сустав, более быстрому его развитию и улучшению качества жизни больных.

Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что лечебная физкультура является наиболее эффективным методом лечения и реабилитации детей с дисплазией тазобедренного сустава при любой степени дисплазии, она способствует более быстрому анатомическому развитию тазобедренного сустава и способствует ускорению нормализации формы и структуры сустава. Это способствует улучшению двигательных возможностей детей. Также мы предполагаем, что занятия, сочетающие несколько способов лечения (лечебная гимнастика и массаж, аппаратные методы и массаж) более эффективны за счет дополнительного положительного влияния каждого метода через разные механизмы действия. Так, например, лечебная гимнастика и аппаратные методы способствуют правильной ориентации головки бедренной кости, а массаж улучшает кровоснабжение данной области, что также способствует более быстрому развитию составляющих сустава.

Объект исследования. Процесс физической реабилитации детей с дисплазией тазобедренного сустава при применении различных методов лечения и реабилитации (аппаратные методы, хирургическое лечение, массаж, лечебная физкультура).

Структура работы: работа состоит из 70 страниц машинописного текста. Иллюстрирована 21 таблицами, 31 рисунками. Список литературы составляет … источников.

Список литературы

1. Адо А.Д. Патологическая физиология. - Томск, 1994. - 560 с.

2. Актуальные вопросы оздоровления, реабилитации и спортивной медицины: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фак. физ. культуры и спорта ЮуРГУ - Челябинск, 2005 - 93 с.

3. Аспекты адаптации. Критерии индивидуальной адаптации. Закономерности и управление: Сб. науч. тр. / Под. ред. А.Т.Кочеткова - Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2001 - 204 с.

4. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. - М.: Медицина, 1993. - 223 с.

5. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа / А.Ф.Вербов. - СПб.: Феникс, 2002. - 320 с.

6. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995, 87 с.

7. Виленский В.Я. Диагностика и функциональное лечение врожденного вывиха бедра. М.: Медицина, 1995. - 302 с.

8. Волков М. В. Диагностика и лечение врожденного вывиха бедра у детей. М., 1997. - 278 с.

9. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник / М.А.Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

10. Гончарова М. Н., Т. А. Бровкина. Ранняя диагностика и функциональные методы лечения врожденного вывиха бедра у детей. С.-Пб.: Литера, 1998. - 320 с.

11. Дубровский В.И. Массаж: учебник / В.И.Дубровский. - М.: Владос, 2001. - 496 с.

12. Дунаев И.В. Основы и частные методики рефлекторно-сегментарного массажа при различных заболеваниях: учеб. пособие / И.В.Дунаев. - М.: Феникс, 2002. - 92 с.

13. Кондрашев А.В. Лечебный массаж: учеб пособие / А.В.Кондрашев, Е.В. Харламов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 384 с.

14. Конева Л.С. Большая книга. Массаж / Л.С.Конева. - М.: АСТ, 2006. - 416 с.

15. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского возраста (внутренние органы). - М.: Просвещение, 1973. - 200 с.

16. Лечебная физическая культура: Учеб. для вузов / под ред. С.Н.Попова - 2-е изд. М.: Академия - 2005.

17. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. М., 1995, 125 с.

18. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учеб. для мед. вузов / В.И.Дубровский. - М.: МИА, 2006 - 598 с.

19. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учеб. для вузов / В.А.Епифанов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 - 568 с.

20. Медицинская реабилитация: рук. для врачей / под ред. В.А.Епифанова - М.: Мед-пресс-информ, 2005 - 328 с.

21. Мирзоева И. И. О формировании тазобедренных суставов после вправления врожденного вывиха бедра у детей, ортопедия, травматология и протезирование. М.: Феникс. - 1998. - 135 с.

22. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник / под ред. С.Н.Попова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 351 с.

23. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998 - 420 с.

24. Тихоненков B . C . К методике расчета истинного шеечно-диафизарного угла бедренной кости. //Ортопедия и травматология с.2-4.

25. Устюжанина В.О. Основы классического массажа: учеб. пособие / В.О. Устюжанина, Т.И.Попова. - Челябинск, 1998. - 58 с.

26. Шутова Н.Т., Черникова Е.Д. Патологическая физиология развивающегося организма. - М.: Медицина, 1994. - 150 с.

Примечания:

Примечаний нет.