Методико-технологические основы учебных пособий и учебных программ по истории и теории культуры (на примере роли и значения ислама в ху-дожественной культуре стран и современного Востока)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Особенности теории научения эстетическим и художественным аспектам 6

§1.1 Особенности эстетического обучения в общеобразовательной школе 6

§1.2 Принципы дидактической организации изучения мировой художественной культуры 11

§1.3 Значение цивилизационного и социокультурного подхода при построение программ по истории и теории культуры 19

§1.4 Теоретический анализ религиозного влияния (христианства и ислама) на культуру и историю культуры 22

Глава 2. Анализ методологии преподавания и разработки учебных программ по истории культуры 27

2.1. Понятие и сущность метода и приема обучения 27

2.2 Анализ педагогического процесса как система 31

2.3 Методологические особенности построения учебных программ по теории и истории культуры 39

Глава 3. Методология организации учебного процесса по теории и истории культуры (на примере плана урока Роль и значения ислама в художественной культуре стран и современного Востока) 48

3.1 Урок 1. Ислам в художественной культуре стран Арабского халифата. Призвание Мухаммеда. 48

3.2 Урок 2. Ислам в художественной культуре арабских стран. Книга книг — Коран. 56

Заключение 61

Список литературы 64

Введение

Введение

«История и теории культуры» – является общеобразовательным предметом, задачей которого является донесения до умов школьников комплексной картины многообразия существующей мировой культуре в процессе ее генезиса.

Создаваемая в процессе познания художественная картина мира яв-ляется, прежде всего, результатом ценностного отношения человека, как к окружающему миру, так и к самому себе. Поэтому смыслообразующим стержнем, определяющим специфику мировой художественной культуры как школьного предмета, его структурным «хребтом» должны быть не произведений искусства, рассмотренные исторически, а человек во всей его противоречивой целостности.

Художественное произведение является знаком, носителем инфор-мации, текстом, понятным только в реалиях времени и той эпохи, в кото-рой формируется ее знаковая система, одинаковая в своей сущности для всех видов художественного творчества и по-разному проявляемая в силу специфики искусств. Реалии времени, воспринимаемые человеком эпохи как данность и понятные ему, могут быть утрачены в историческом време-ни, что приводит к их «зашифрованности». В результате художественное произведение воспринимается только эстетически, как шедевр, как пред-мет с рядом формальных признаков, однако сохраняющий способность эмоционального воздействия на человека. Отсюда возникает и методоло-гическая задача «чтения» культурного текста, понимания его языка, вос-приятия искусства в реалиях времени, проникновения в эпоху, сопряжения опыта прошлого с опытом настоящего.

Актуальность данного исследования представляется в том, что соци-альные процессы, происходящие в российском обществе, связанные с при-общением к мировой культуре и становлением духовного развития должно опираться на достаточно надежную педагогическую базу, частью которой возможно и сможет стать данное исследование. Российская Федерация ог-ромное государство, в котором проживает множество различных народов, исповедующих множество религий. Ислам является второй по величине конфессией, после христианства. Знание хотя бы общих основ этой рели-гии поможет школьнику немусульманину, понять не только культуру Вос-тока, но и своего сверстника-мусульманина, который учится с ним в одном классе. Кроме того, правоверный школьник должен на доступном языке объяснить особенности ислама, а это можно сделать, зная историю разви-тия не только ислама, но и все мировой культуры.

Новизна данной работы заключается в том, что учебную программу затрагивающую основы ислама как религии и как огромного культурного наследия в доступной для понимания форме излагает правоверный, доста-точно знакомый как с особенностями жизни стран, в которых исповедует-ся ислам, так и с российской спецификой.

Проблемность исследования и методологической части работы пред-ставляется в том, что необходимо смещение акцента с вопросов религии и «предмета искусства» на «объект искусства» (Человека). Данная тенденция должна отвечать общим направлениям обновления образования, и позво-ляет в какой-то степени уйти от содержательной неопределенности школь-ной дисциплины, под названием «Мировая художественная культура».

В основе учебного курса лежит рассмотрение личности как главной, центральной проблемы мировой художественной культуры, поскольку по-добное отношение ближе к культуре сформировавшейся под влиянием христианства. Однако такой подход изменяет не только ее общую структу-ру, но и содержание, в основе которого лежат результаты созидающей дея-тельности Пророка, чей анализ деяний, предполагает научно-теоретичес¬кий, связанный с творческим процессом познания культурной и художе-ственной ценности ислама для мировой культуры.

В этом смысле процесс построения методики исследования и прин-ципов творческого изложения материалов, выражаются художественно, «специфически», в виде произведений искусства. Это есть, прежде всего, процесс «созидания образа ислама в себе», который по своему результату чаще всего не соответствует научной картине мира, но в котором школь-ник определяет и формирует отношение к этому миру и собственную мо-дель поведения. Основной задачей, разрабатываемого курса, является воз-можность предоставить российскому школьнику наиболее доступные, по возможности полные знания и, самое главное, выработать положительное отношение к исламу.

Следовательно, общая методологическая концепция учебного курса, затрагивающего, как и предмет в целом, так и отдельный рассматриваемый аспект, строится на положении о том, что художественная культура есть зафиксированный в произведениях искусства процесс познания духовно-нравственно-этических основ бытия человека и процесс вечного поиска ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни.

Целью данного исследования является комплексный теоретический и методико-технологический анализ основ построения учебных программ по истории и теории культуры. В исследовании будут последовательно из-ложены теоретические и методологические основы построения плана учебной работы для общеобразовательной светской школы, по основам арабской культуры и религии, начиная с ее основ.

Объектом исследования выступают методологические основы по-строения учебного курса

Предмет исследования – учебно-методический курс для средней рос-сийской общеобразовательной школы: «Ислам в художественной культу-ре стран Востока».

Список литературы

Список литературы

1. Беспалько В. П. Теория учебника. — М., 1988.

2. Библер В. Школа диалога культур: Основы программы. — Кемерово, 1992.

3. Вартанов А. С. О соотношении литературы и изобразительного искусства // Литература и живопись. — Л., 1982.

4. Голубева Т. Л. История и теория культуры – М., 1993

5. Гольберг Н. Э. Экспериментальная программа «Мировая художественная культура». — Л., 1989.

6. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М., 1994.

7. Ерасов Б. С. Социология культуры. — М., 1992.

8. Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия.— М., 1998

9. Завадский С.А., Новикова П.И. Искусство и цивилизация. – М., 1986

10. Зимняя И. А. Гуманизация образования и его качество // Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Ч, 4. — М., 1994.

11. Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. — М., 1989.

12. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М., 1989

13. Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. — М., 1995.

14. Каган М.С. Философия культуры – СПб., 1996

15. Кармин А.С Основы культурологии: морфология культуры – СПб., 1997

16. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе. Проект. — М., 2000.

17. Кумбс Ф. Кризис образования. – М., 1990

18. Курганов С. Ю. Экспериментальная программа школы диалога культур. I—IV классы. — Кемерово, 1993.

19. Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения: Эстетика жизнь – М., 1982

20. Массэ А. Ислам: Очерк истории – М., 1993

21. Махлин В. Л. Диалог как способ нового мышления: Культурологическая концепция М. М. Бахтина и современность // Человек в зеркале культуры и образования. — М., 1989.

22. Мельничук О. Проблемы художественного воспитания в советской педагогике 20-х гг. // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989.

23. Неменский Б. М. Мудрость красоты. — М., 1981.

24. Никитин Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? //

25. Общественный интеллект и образование на рубеже тысячелетий. — СПб.; Тольятти, 1995.

26. Печин Ю. Этика христианства: Введение в христианскую культуру. — Новосибирск, 1992

27. Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях. Ч. 1. — М., 1994.

28. Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях. Ч. 2. — М., 1994.

29. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.,1986.

30. Проблема преподавания мировой художественной культуры в педагогическом вузе. — Л., 1990.

31. Раченко И.П. НОТ учителя. - М., 1989

32. Седов Е. А. На грани тысячелетий: Проблема развития цивилизаций XXI века. — М., 1991.

33. Системогенетика и учение о цикличности развития: Их приложения в сфере образования и общественного интеллекта. — Тольятти, 1994.

34. Кабалевский Д. Б. Музыка: Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений МО РФ. — М., 1988;

35. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы: Кн. для учителя. — М., 1991;

36. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура. 9-11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений МО РФ. — М., 1994.

37. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1998

38. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. — М., 1980.

39. Сокольникова Н. М. Мировая художественная культура. IX класс // Программы для общеобразовательных учреждений МО РФ. — М., 1995

40. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в ми-ровой художественной культуре»: 7 кл. – М., 2000

41. Стрельцова Л. Е.. Тамарченко Н. Д. Новый взгляд на цели и задачи литературного образования // Искусство и образование. — М., 1994.

42. Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на интегративной основе. — Ростов-на-Дону, 1993.

43. Философия образования для XXI века. — М., 1992.

44. Флиер А. Я. Типология культуры. — М., 1992.

45. Химик И. А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – М., 1992.

46. Химик И. А. Основы художественной культуры // Мировая художественная культура: Программы для общеобразовательных учреждений МО РФ. — М., 1995.

47. Человек в зеркале культуры и образования. — М., 1989.

48. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. — Луганск, 1990

Примечания:

Примечаний нет.