Общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса Влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения 333

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 93  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации 6

1.1. Понятие социально-психологической адаптации 6

1.2. Общие теоретические и методологические подходы к изучению адаптационного процесса 15

1.3. Влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения 25

Вывод: 30

Глава II. Особенности адаптации учащихся к условиям учебных заведений 32

2.1. Характеристика процесса адаптации первокурсников к условиям учебного заведения 32

2.2. Социально-педагогическая деятельность по организации условий успешной адаптации студентов в учебном заведении 41

Вывод: 56

Глава III. Исследование влияния адаптации первокурсников к условиям учебного заведения на успешность их обучения 58

3.1. Характеристика базы исследования 58

3.2. Организация и методы исследования 61

3.3. Экспериментальная работа по повышению уровня адаптации студентов 67

3.4. Результаты исследования и выводы 73

Заключение 76

Список литературы 79

Приложение 1. 86

Приложение 2. 88

Приложение 3. 89

Приложение 4. 90

Приложение 5. 91

Введение

Проблема психологического обеспечения адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. На фоне довольно сложных социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами, эта проблема не всегда является приоритетной для практических психологов. Одна из причин этого заключается в отсутствии научно обоснованного подхода к ее решению.

Большинство работ по адаптации студентов средних специальных учебных заведений написано в 60-70-е г.г. прошлого века. Это заставляет отнестись к их выводам с определенной осторожностью, так как за четыре десятилетия в студенческой среде произошли серьезные изменения.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в системе среднего профессионального образования РФ насчитывается более 2700 ССУЗов , в которых обучается свыше 2,3 млн. студентов. Это объясняет актуальность решения проблемы адаптации студентов к новым учебно-воспитательным условиям средних специальных учебных заведений.

Анализ ряда немногочисленных исследований процесса адаптации первокурсников к новым условиям обучения в средних специальных учебных заведениях (ССУЗах) показывает, что атмосфера профессионального обучения предъявляет более высокие требования к физическим, психическим, психологическим качествам, а также к целостной личности, прежде всего к уровню ее социально-психологической компетентности.

Следует отметить, что поступление в ССУЗ, c одной стороны, приходится на один из критических периодов развития личности - поздний подростковый и ранний юношеск

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1999. - 280с.

2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Введение в эргономику. - М.: Наука, 1979. - 344 с.

3. Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных. - Кемерово, 1978. - 412 с.

4. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Мысль, 1979. - 436 с.

5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980. - 192 с.

6. Киюта Г.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спецдисциплин // Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных учебных заведениях. - М.: Педагогика, 1997. - 320 с.

7. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

8. Кольцова Н.Г. Динамика характеристик личности студента // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. Тез. докл. к 17 съезду Общества психологов СССР. - М.: Мысль, 1989. - 316 с.

9. Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 1967. - 383 с.

10. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2.- Тарту, 1971. - С. 89-91.

11. Кормилицын А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки. Автореф.дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 24 с.

12. Кудрявцев Г.В. Психологические основы профобучения. - М.: Педагогика, 1988. - 216 с.

13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 117 с.

14. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М.: Просвещение, 1991. - 48 с.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика - М.: Просвещение, 1981. - 278 с.

Примечания:

Примечаний нет.