Практическая работа по изучению сформированности представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 6

1.1. Значение ознакомления природы для детей в трудах отечественных и зарубежных авторов 6

1.2. Предпосылки ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 20

1.3. Анализ программ природоведческого цикла для начальных классов школы VIII-вида и приемов ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 25

1.4. Выводы по главе 40

Глава 2. Практическая работа по изучению сформированности представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 42

2.1. База и методы исследования 42

2.2. Результаты исследования сформированности представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 45

2.3. Выводы по 2 главе 47

Глава 3. Формирование представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 49

3.1. Программа формирования представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида 49

3.2. Результаты проведенной программы 62

3.3. Выводы по 3 главе 64

Заключение 65

Список использованной литературы 67

Приложения 70

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что приоритетной задачей наступившего столетия становится обеспечение эволюции человечества и биосферы на основе устойчивого развития общества при согласовании его потребностей с возможностями природы по саморегуляции (И.К. Лисеев, В.В. Мантатов, H.H. Моисеев и др.).

Решение проблем взаимодействия человека и природы ученые видят в формировании экологического сознания каждого человека, формирование которой является задачей школьного образования, в том числе специальной коррекционной школы VIII-вида. Необходимыми компонентами экологического сознания являются экологические знания, умения и навыки ресурсосберегающей и природоохранной деятельности, деятельности по восстановлению и улучшению экологического состояния окружающей природы, а также ценностное отношение к растительному миру (Н.Н.Кондратьева, В.И.Логинова, С.Н. Николаева, П.Г.Саморукова, Л.П. Симонова и др.).

Как отмечают исследователи, несмотря на усиление экологической направленности содержания образования эти знания, умения и навыки не становятся личностно значимыми. Причину этого мы видим в недостаточном внимании к целенаправленному формированию ценностного отношения к природе, экологической эмпатии и экологической идентификации, в том числе в начальных классах.

Особое значение процесс ознакомления с растительным миром приобретает в школе VIII вида.

Целью исследования является изучение приемов ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

Объект исследования: Процесс ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

Предмет исследования: приемов ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

2. Рассмотреть значение и предпосылки ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида в трудах отечественных и зарубежных авторов

3. Провести практическую работа по изучению сформированности представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

4. Разработать и апробировать программу формирования представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида

Гипотеза: ознакомления с растительным миром в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида является эффективным при условии применения приемов:

1. применения на занятиях наглядных материалов в виде презентации

2. применения экологических игр

3. систематического наблюдения за объектами растительного мира.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: систематическое наблюдение и беседа, тестирование.

Методологической основой являлись теория развития Л.С.Выготского, идеи формирования экологического сознания у младших школьников Дерябо С.Д., Ясвина В.А., Л.П.Симоновой.

Исследование проводилось на базе специальной коррекционной школы VIII вида г. Москвы. В исследовании принимало участие 10 детей учащихся 4 класса.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования проведенного исследования и разработанной программы формирования представлений о растительном мире в младших классах специальной коррекционной школы VIII-вида в работе педагогов специальных коррекционных школ.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956

4. Головина Т. Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. - М., 1965.

5. Грузинская В. А. Методика географии для вспомогательной школы. - М., 1949.

6. Демьянчук Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития. – СПб, 2001.

7. Денесенкова Н.Л., Маврина И.К. Ваш ребенок познает мир. // Д/в № 2 – 2000 – с. 10 – 14.

8. Дети с временными задержками развития. /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.

9. Занков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах). – М, 1975.

10. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.

11. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского М.Г. Яррошевского – М, изд-во «Политическая литература» – 1985.

12. Мухина В.С. Детская психология - М.: Просвещение, 1985.

13. Образ мира в представлении детей с недостатками в интеллектуальном развитии

14. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. /Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: “Academia“, 2001.

16. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

17. Павлова Л.Н.Наглядное пособие в картинках . - М.: Мозаика - Синтез, 2006

18. Певзнер М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979.

19. Пестовская В. А. Предметные уроки и экскурсии в 1-ГУ классах вспомогательной школы. - М., 1961.

20. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – М.: Лайда, 1995. - 320 с.

21. Пороцкая Т. Н. Обучение географии во вспомогательной школе. - М., 1977.

22. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика М., 1998

23. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999

24. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа. №4. 1991. – С. 6-8

25. Синев В. Н., Стажок Л. С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания. - Киев, 1977.

26. Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.- Саранск 1998. С.- 20-21.

27. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. – М.: Педагогика, 1990.

28. Ульбенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.

29. Ульенкова У.В., Лебедева О.С. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002

30. Усвайская А. В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы. -М., 1970.

31. Ушакова И. П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы: Учеб. пособие. - Л., 1979.

32. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

33. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.

34. Ягодовский К. П., Исаенко Л. А. Методика естествознания для вспомогательной школы. - М., 1946.

35. Ясвин С.Д., Дерябо А.В.Экологическая педагогика и психология-Ростов на Дону, 1996

Примечания:

Примечаний нет.