Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на социально-психологический климат в коллективе на примере ООО "Альянс-Транс" и ООО "Мир".

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования влияния индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на социально-психологический климат в коллективе 7

1.1. Понятие социально-психологического климата в коллективе 7

1.2. Психологическая характеристика стилей общения и руководства 12

1.3. Влияние некоторых факторов на социально-психологический климат коллектива 21

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на социально-психологический климат в коллективе 26

2.1. Содержание и организация исследования 26

2.2. Методы исследования 29

2.3. Результаты исследования и их анализ 32

Выводы 49

Заключение 51

Библиография 54

Приложения 60

Введение

Введение

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в нашей стране, существование предприятий разных форм собственности, функционирование организаций в условиях рыночной экономики актуализируют проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. В этой связи на передний план выступают психологические аспекты оптимизации процессов руководства и подчинения, обеспечения эффективного управления современным предприятием с учетом особенностей менталитета российского менеджмента.

Социально-психологический климат коллектива - это взаимодействия, происходящие между его участниками в процессе общения и направленные от личности к личности. Межличностные взаимодействия всегда структурны и включают простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность личности.

Процессы демократизации и гуманизации общества обусловили подход к личности как активному субъекту социальных отношений. В контексте указанных общественных процессов была поднята и стала интенсивно разрабатываться задача целенаправленного формирования социализированной личности, готовой к конструктивным межличностным отношениям в обществе.

Новые социально-экономические и организационные реалии в российской экономике обусловили существенную динамику социально-психологических феноменов в организации. Выявление изменений, связанных с этой динамикой, актуальная задача психологической науки. Новые социально-экономические условия наиболее существенно влияют не только на психологию современного руководителя, но и на психологию подчиненного, который, обладая своими личностными характеристиками и представлениями, в свою очередь воздействует на эффективность деятельности всей организации. При этом особую теоретическую и практическую значимость приобретает анализ содержания представлений о руководителе, отражающих систему требований к методам и стилю управления руководителя, а также приоритеты и критерии его оценивания. Соответствие качеств реального руководителя и реального отношения к нему становится одним из ведущих факторов формирования его авторитета, успешности взаимодействия в системе "руководство-подчинение".

Теоретические и методологические основы исследования - это положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова, В.Г. Асеев, и др. по алфавиту); положения психологической теории отношений (А.Ф.Лазурский, В.Н. Мясищев, К.К.Платонов, Б.Ф.Ломов); концепция зонального взаимодействия психологических и экономических факторов (А.Л.Журавлев); теория представлений (С.Московичи).

Цель исследования - исследовать влияние индивидуально-психологических качеств руководителя и стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе.

Объект исследования: социально-психологический климат в коллективе и индивидуально-психологические качества руководителя.

Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на социально-психологический климат в коллективе.

Гипотеза исследования: социально-психологический климат коллектива лучше в тех организациях, где стиль руководителя в большей степени демократический, а индивидуально-психологические особенности личности руководителя включают высокоразвитые эмоционально-волевые и коммуникативные качества.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме.

2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния индивидуально-психологических качеств руководителя и стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе.

3. Сделать соответствующие выводы, сформулировать рекомендации.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: теоретический анализ и обобщение педагогических и психологических исследований по проблеме; психологический эксперимент; наблюдение; стандартные и адаптированные методики и тесты: Социометрия (по Морено), Методика определения стиля управления персоналом А.Л. Журавлева (адаптированный вариант методики В. П. Захарова), Методика Фидлера, Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК); методика Кеттелла 16-PF; методы количественного и качественного анализа эмпирических данных; методы математической статистики.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных знаний в области философии, психологии, педагогики по проблеме индивидуально-психологических качеств руководителя, стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе.

Дипломная работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы; приложений.

Экспериментальной базой исследования выступили два предприятия: ООО "Альянс-Транс" и ООО "Мир".

Выборку составили 30 сотрудников двух предприятий ООО "АльянсТранс" и ООО "Мир", с которыми работали 5 руководителей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике управленческого консультирования, в профориентационной, психодиагностической и профилактической работе, с целью отбора руководителей и оптимизации процессов адаптации персонала организации, а также повышения эффективности управленческого взаимодействия в системе "руководство-подчинение". Полученные данные можно использовать для разработки рекомендаций для руководителей по повышению качества психологической подготовки. Представленный материал может использоваться при организации тренинга коммуникативной компетентности в организациях.

Список литературы

Библиография

1. Абчук В. Азбука менеджмента. СПб. СОЮЗ 1998г. 154с.

2. Аверченко Л.К. Психология делового общения.-Новосибирск.-2000.-235 с.

3. Аверьянов Б.И Путь к звездам отеля. Сочи. 2000г. - 231с.

4. Андреев А.Н., Мдивани М.О., Рыжонкин Ю.Я. Методика измерения коммуникативной дистанции // Вопр. псих. - 1997. - №1.

5. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект-Пресс, 2001.-288с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.-М.: Аспект Пресс, 1997.-376 с.

7. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: МГУ, 1987.

8. Анисимов О.С, Деркач А.А Основы общей и управленческой акмеологии. - М.- Новгород: Изд-во С.Е.Т.,1995 г., 582 с.

9. Беляцкий Н.П. Техника работы менеджера. Уч.пособие. МН:. 1998г. 282с.

10. Берулава М.Н. Психология и педагогика менеджмента. Уч.пособие Бийск. НИЦ БиГПИ 1995 г., 327 с.

11. Бизюкова И.В Кадры: подбор и оценка. - М,: Московский рабочий 1984г. 276 с.

12. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие.- М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576с.

13. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 1993.

14. Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989.

15. Бьюдженталь Д. (Bugental J.F.T.) Искусство психотерапевта (пер. с англ.).-СПб.: 2001.-294 с.

16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. 105 с.

17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.:, 1984. 224 с.

18. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Уч.пособие - 2-ое изд.перераб. и дополн. - М:. ИНФРА - М, 2001г. 283с.

19. Выготский Л.С. Психология.-М.-2000.-1008 с.

20. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН РСФСР 1960. 360 с.

21. Гайдаренко Н. Индивидуальное консультирование // Как создать кризисный центр для женщин. М., Пресс-Соло, 1995. С. 55-61

22. Гримак Л.П. Общение с собой. М., 1991. С. 119-122.

23. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - 174 с.

24. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов.-М.-2000.-223 с.

25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М.: Просвещение, 1987.

26. Иноземцев В.Л. Творческие начала современной корпорации. // МЭМО. - М. 1997.- № 11. - С. 18-30

27. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Уч.пособие 4-ое изд. МН:, Новое издание 2001г. - 336с.

28. Карпов А.В. Процессы принятия решений структуры управленческой деятельности // Психологический журнал Т 21, №1 2000г. стр. 63 -77.

29. Кассель У., Хромов А. Б. Телесно-ориентированные методики диагностики личности. - Курган: Наука, 1999. 356 с.

30. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Лениздат, 1987. - 144 с.

31. Коломинский Я. Л. Психология общения. М., "Знание", 1974.

32. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992. - 152 с.

33. Кречмер Э. Строение тела и характер. М:, Педагогика - Пресс (Серия "Психология: Классические труды). 1995г. 608с.

34. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.: Дело, 1993.

35. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: МГУ, 1991. - 207 с.

36. Кроник А.А., Кроник Е.А. Диагностика удовлетворенности в отношениях // Вопр. псих. - 1989 г. - №5.

37. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.

38. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М:, 1995г 284с.

39. Лебедев О.Т, Каньковская А.Р Основы менеджмента. Уч.пособие под ред.д-ра эконом.наук.проф. Лебедева О.Т. Изд. 2-ое дополн - Дизайн.обл Андреев А.С - Спб:, ИД "МиМ" 1998г. - 192с.

40. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.

41. Лубков А.Н. Контрактная форма найма и оплаты труда управленческого персонала предприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1995, №2, с.26-30.

42. Майерс Д. Социальная психология. Пер с англ.- СПб.: Питер, 1997. -688с.

43. Малютина Н.Н., Самойлова Р.Н. Мониторинг профессионального отбора в США. // Труд за рубежом, 1996, №1, с.63-86.

44. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. - М.: Знание, 1992. - 182 с.

45. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для ст. высш. учебн. завед. - М.: Изд. центр "Академия", 2001.-544с.

46. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с.

47. Мелибруда Е. Я -Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А. Бодалева, А.Б. Добровича. - М. : Прогресс, 1986.

48. Мерлен В.С. Психология индивидуальности. Изб.труды - М.: Воронеж. Изд-во "Ин-т практической психологии. НПО "МОДЭК" Психология отечества. 1996г. 448с.

49. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования (пер. с англ.).-СПб.-2000.-456 с.

50. Никифорова А.А. Менеджер по персоналу фирм (предприятий) в странах с развитой рыночной экономикой. //Труд за рубежом 1995, №1, с. 37

51. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми.- М.: 2001.-324 с.

52. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1984. - 190 с.

53. Переверзева И.А. Проблемы доверия в сфере бизнеса // Иностранная психология, 12/2000 стр. 84 - 93.

54. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.

55. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Райгородской Д.Я. Уч.пособие - Самара. Изд.дом "БАХРАХ" 1998г. 672с.

56. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.

57. Психология личности в трудах отечественных психологов. Составитель: Куликов Л.В. СПб:, Изд-во Питер 2000г. 480с.

58. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан). СПб.-2001.-656 с.

59. Психология. Словарь./ Под обш.ред. П.Р.Петровского М.Г. Ярошевского - 2-ое изд.испр.и дополн - М:, Политиздат 1990г. 494с.

60. Психотерапевтическая энциклопедия (ред. Б.Д.Карвасарский). 2-е ищзд.-СПб.-2000.-1024 с.

61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб:, Питер 1998г. (Серия "Мастера психологии") 688с.

62. Симонов В.П, Ершов П.М Темперамент, характер, личность. М.: Наука. (Серия "От молекулы до организма"). 1984г. 161с.

63. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе//Вопр. психол. 1994 № 6. С 5-16.

64. Современная психология: Справочное руководство.-М.: ИНФРА-М,1999.-688с. С. 91

65. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Отв. ред. Е.В. Шорохова и О.И. Зотова. - М.: Наука, 1979. - 179 с.

66. Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. Психология управления. Уч.пособие.- Ростов н\Д.: Изд-во "Феникс", 1997г. 512с.

67. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.-СПб:2000.-253 с.

68. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии.-М.: 2002.-190 с.

69. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции.-М.: 2001.-352 с.

70. Хайл-Эверс М. Базисное руководство по психотерапии (3-е изд.).-СПб.-2001.-508 с.

71. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2002. - 608 с.

72. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.

73. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий:Учеб. пособие для вузов /Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.П.. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 688 с.

74. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства предприятиями.- М., 1974.

75. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984. - 247 с.

76. Шустиков В. С. О разработке актуальных проблем психологической науки.// Психологический журнал, 1980, т. I, № 3, с.134-143.

77. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: - Спб, 1996. 203 с.

Примечания:

Примечаний нет.