Выработка диагностического инструментария определения готовности ребенка к школе, а так же выявление социально-психологических особенностей детей дошкольного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 92  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности детей дошкольного возраста…………………….6

1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста…6

1.2. Развитие психофизиологических функций…………………………17

1.3. Анализ нормативно-правовой базы работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24

1.4. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту………………………………………………25

Глава 2. Подготовка ребенка к школе…………………………………...28

2.1. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению..28

2.2. Межличностное общение дошкольников как фактор развития де-тей………………………………………………………………………………...33

2.3. Практическая разработка методологии подготовки старших дошко-льников к школьному обучению в системе развивающих игр……………….41

Глава 3. Исследование готовности детей к школе……………………...58

3.1. Организация исследования, выбор методик, определение выбор-ки………………………………………………………………………………….58

3.2. Результаты исследования, их обсуждение и интерпретация……...59

3.3. Выработка практических рекомендаций по подготовке детей к школе……………………………………………………………………………..65

Заключение……………………………………………………………….74

Список литературы………………………………………………………78

Приложения………………………………………………………………82

Введение

Проблема психофизиологической готовности ребенка к школе чрезвы-чайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, пу-тей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готов-ность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Выбранная нами проблема имеет определенную разработанность в психологической литературе, различных исследовательских работах таких авторов как Крутецкий В. А., Ядэшко В. И. "Дошкольная педагогика", Обу-хова Л. Ф. "Возрастная психология", Рыбалко Е. Ф. " Возрастная и деферен-циальная психология", Урунтаева Г. А. "Дошкольная психология" и др.

В этих работах, ученые отдают предпочтение подготовке ребенка к мо-менту поступления в школу. Здесь важно учитывать, чтобы ребенок был не только зрелым в физическом и социальном отношении, но и достиг опреде-ленного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мысли-тельными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и яв-ления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осущест-влять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способ-ность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выпол-нения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мо-тивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действи-тельной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причи-ной их стремления к приобретению знаний.

Обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном формировании собственной деятельности ребёнка. Всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в ребёнка познавательные и нравст-венные нормы, минуя собственную деятельность ребёнка по овладению ими, подрывает основы нормального умственного и нравственного развития ре-бёнка.

Целью работы является выработка диагностического инструментария определения готовности ребенка к школе, а так же выявление социально-психологических особенностей детей дошкольного возраста

Исходя из цели работы нами были определены следующие исследова-тельские задачи:

1. Проанализировать возрастные особенности детей дошкольного воз-раста.

2. Дать теоретический анализ развитию психофизиологических функ-ций дошкольника.

3. Провести анализ нормативно-правовой базы работы с детьми дошко-льного возраста.

4. Рассмотреть социальную ситуацию развития в период перехода от школьного к младшему школьному возрасту.

5. Изучить проблему готовности к школьному обучению через призму кризиса семи лет.

6. Проанализировать межличностное общение дошкольников, как фак-тор их развития.

7. Организовать и провести исследования готовности детей к поступле-нию в школу

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста

Предметом исследования является проблема готовности дошкольника к поступлению в школу.

Гипотезой нашего исследование может служить предположение, что целенаправленная подготовка детей к школе и заблаговременное определение их готовности является необходимым условием успешного развития лично-сти дошкольника.

Методологической основой работы является деятельностный и лично-стный подходы исследования. В качестве методической основы организации и проведения исследовательской работы выступают тестовые психодиагно-стические методики проективного вида, это связано с тем, что проективные методики наиболее оптимальны для исследований данного возраста, а имен-но дошкольников.

Научная новизна исследований заключается в новых подходах изуче-ния подготовки и готовности дошкольников к обучению в школе, связанных с комплексным, системным изучением состояния и развития личностных ха-рактеристик дошкольника.

Практическая значимость работы заключается в расширении психо-логических возможностей по практической подготовке дошкольника к обуче-нию в школе.

Работа состоит из 3-х глав, введения, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их развитие психофизиологических функций, анализ нормативно правовой базы, социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Во второй главе рассматри-вается подготовка ребенка к поступлению в школу. Здесь рассматривается проблема готовности к школьному обучению, кризис семи лет, межличност-ное общение дошкольников, раскрываются методики диагностики готовности ребенка к школе. В третьей главе проводится исследование готовности ребен-ка к школе, подбираются психодиагностические методики, определяется вы-борка испытуемых, обсуждаются и интерпретируются результаты исследова-ния, а также вырабатываются практические рекомендации по подготовке де-тей к школе.

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973. - 312 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1986. - 436 с.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. 2001. - 516 с.

4. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. - 1993, №1, С.47-53.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. 1989, №1. - 112 с.

6. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 1983, №5. - 96 с.

7. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М., 1961. - 534 с.

8. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М., 1996. - 247 с.

9. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. - Минск., 1998. - 189 с.

10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология лич-ности. - М., 2001. - 497 с.

11. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. - СПб, 1888. - 612 с.

Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребен-ка. - М., 1994. - 167 с.

12. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва., 1995. - 410 с.

13. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьно-го возраста. - М., 1989. - 163 с.

14. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные про-блемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 76-80.

15. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 143-150.

16. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года.

17. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991. - 519 с.

18. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.,1979. - 340 с.

19. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно-го развития детей. - М., 1995. - 250 с.

20. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у до-школьников и младших школьников. - М., 1991. - 169 с.

21. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - С. 87-90.

22. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979. - 479 с.

23. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - 510 с.

24. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996. - С. 48-51.

25. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1991. - 527 с.

26. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу-чению в школе. - М.,1997. - 267 с.

27. Крутецкий В. А. Психология: учебник для студентов пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

28. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989.

29. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприят-ных функциональных состояний. - М., 1987. - 256 с.

30. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение., 1977. - 398 с.

31. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

32. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-ститутов / под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвеще-ние, 1985. - 272 с.

33. Налчаджян А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. - Ереван, 1986. - 407 с.

34. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988. - 374 с.

35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: педа-гогическое общество России. 1999. - 442 с.

36. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ "Сфера", 1998. - 387 с.

37. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. - Л., 1973. - 54 с.

38. Психогигиена детей и подростков. /Под ред. Р.Н.Сердюковской, Р.Гельница. - М., 1985. - 341 с.

39. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. - М.,1982. - 595 с.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии. - М., 1995. - 686 с.

41. Романова Е. С., Потомкина О. Ф. Графические методы в психологи-ческой диагностике. - М.: Дидакт, 1991. - 64 с.

42. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и деференциальная психология. Учеб. Пособие. - Л. : 1990. - 256 с

43. Урунтаева Г. А. дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский цент "Академия", 2001. - 336 с.

44. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925. - 365 с.

45. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. - Минск. 1998. - 287 с.

46. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя. - М.,1999. - 178 с.

Хомская Е. Д., Бытова Я. Я. Мозг и эмоции. - М., 1998. - С. 25-30.

47. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Ри-га. 1999. - 298 с.

48. Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие /под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.

49. http://www.izh.ru/izh/info/i22152.php.

50. http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml "психологический центр Ада-лин".

Примечания:

Примечаний нет.