Выявление и описание сущности исследовательской деятельности младшего дошкольника. Разработка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по развитию исследовательской деятельности дошкольников указанного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 47  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста 6

1.1. Выявление сущности понятий: исследовательское поведение "исследовательская деятельность" 6

1.2. Психолого-педагогические основания развития у дошкольников (3 - 4) лет, исследовательского поведения 18

1.3. Способы целенаправленного развития исследовательского поведения и исследовательской деятельности дошкольника 3 - 4 лет 30

Список литературы 43

Введение

Введение

В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Для успешной исследовательской деятельности необходима не только соответствующая мотивация, но и развитое мышление. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем "одно действие - один эффект" ("одна причина - одно следствие"). Необходима иная система организации познавательной деятельности - качественно более высокого уровня

Современная ситуация развития человечества - ситуация нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывая точки зрения партнеров реальных и потенциальных - востребует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру.

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" зафиксировано положение о том, что система образования "должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования". [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: 2002. с.10]

Исследования последних лет показали, что уже применительно к ранним ступеням онтогенеза можно говорить о зарождении исследовательской деятельности. В работах ученых определился подход к исследовательской деятельности как личностному свойству. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Галимузова Л.Н., Князева О.Л., и др.

Внутреннюю инициативу, побуждающую к поискам нового, исследовали Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., Лисина М.И. и др. Вопросам операционно-техническим, поразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князева О.Л., Подьякова Н.Н., Савинкова А.И.

Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди работ выполненных в контексте ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отметить исследования Н.Н. Палагиной, работы Савенкова А.И. и др. Возможность построения предметного действия как творческого акта утверждают в своих работах Эльконин Д.Б. и Эльконинова, Аникина М.А., Бабич Н. и др. Однако педагогические условия развития исследовательской деятельности ребенка в возрасте 3 - 4 лет в условиях дошкольного учреждения не явились широким полем исследования ученых.

Таким образом, в ходе исследования по теме дипломной работы были вскрыты два ведущих противоречия между: достаточно глубоким теоретическим и методическим уровнем проработанности сущности исследовательской деятельности, различных аспектов проявления исследовательского поведения, но недостаточное освещение вопросов исследовательской деятельности дошкольников 3 - 4 лет.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в младших группах детского сада, а его предметом содержание исследований деятельности ребенка 3-5 лет и средства развития исследовательской деятельности, используемые воспитателями.

Целью нашего исследования является выявление и описание сущности исследовательской деятельности младшего дошкольника, разработка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по развитию исследовательской деятельности дошкольников указанного возраста.

Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:

- проанализировать и обобщить имеющиеся в литературе представления о сущности исследовательской деятельности детей 3-4 лет;

- выявить средства, методы, приемы организации процесса исследовательской деятельности у детей 3-4 лет в условиях дошкольных учреждений;

- разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий развития исследовательской деятельности в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Гипотеза если в возрастном периоде 3-4 лет в условиях детского дошкольного учреждения самодеятельной детской игре отводится значительная роль, и создана богатая предметно деятельная среда, то исследовательская деятельность ребенка проявляется ярче, чем в условиях когда преобладают обучающие игры и результатом развития становится личностное развитие ребенка, которое характеризуется тем, что в речи ребенка вопросы составляют четверть и более всех высказываний.

Список литературы

Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 239 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 376 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

5. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопр. психологии. - 1984. - N 2. - С. 67-74.

6. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. - 1997.- № 5. - С. 3-19.

7. Брунер Д. Игра, мышление и речь. //Перспективы. Вопросы образования. 1987. №1., 71.

8. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопр. психологии. 1966. № 3. С. 54-56.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М: Педагогика, 1967.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопр. психологии. - 1966. - № 1. - С. 62-76.

11. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С.15-17.

12. Выготский Л.С. Раннее детство II Собрание сочинений: T4 М.; Педагогика, 1984.

13. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопр. психологии. - 1981. - № 3. - С. 23-127.

14. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. - 1987. - № 4. - С. 135-139.

15. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. (Ред.) Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности (сборник статей). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 238 с.

16. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.

17. Годовикова Д.Б. Как "измерить" детскую любознательность? // Семья и школа. - 1985. - № 10. - С. 34-36.

18. Годовикова Д.Б. Как развивать любознательность малыша? // Семья и школа. - 1985. - № 11. - С. 29-31

19. Годовикова Д.Б. Развитие познавательной активности дошкольников как следствие их ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации // Новые исследования в психологии. - 1974. - N 2 (10). - С. 29-31.

20. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - N 1. - C. 28-32.

21. Дошкольное образование / Тема номера: "Ребенок - исследователь в детском саду". / №7, 2004.

22. Егорова Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. - М.: Академия, 2005.

23. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопр. психологии. - 1999. - № 4. - С. 28-34.

24. Зюзя А.А. Педагогические условия развития индивидуальных познавательных стилей школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2000. - 19 с.

25. Землянухина Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и Домов ребенка: Дис. канд… психол. наук. - М.: 1982.- 200 с.

26. Землянухина Т.М. Особенности формирования любознательности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 11. - C. 32-35.

27. Завалишина Д.Н. Конкретное мышление профессионала // Образ в егуляции деятельности. - М.: Российское психологическое общество, 1997. - 56-65.

28. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. - М: Наука, 1985. - 221 с.

29. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. - М.: Знание, 2003. - 240 с.

30. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач // Вопр. психологии. - 1987. - № 4. - С. 86-93.

31. Князева О.Л. Особенности познавательной активности у дошкольников // Новые исследования в психологии. - 1986. - №1 (34). - С. 23-26.

32. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985

33. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35.

34. Ливер Б.Л. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 1995. - 48 с.

35. Лотман Ю.М. Внутри развивающих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с

36. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

37. Лотман Ю.М. Механизмы культуры // Избр. статьи. В 3-х т. Т. 3. -Таллинн: Александра, 1993. - С. 327-344.

38. Моросанова В.И. Проблема образа и действия в научном творчествеД.А. Ошанина // Психологический журнал. - 1998. - № 2. - С. 134-143.

39. Мельников Ю.Н. Исследование сложных систем: Учеб. пособие по курсу "Теория систем". - М.: МЭИ, 1983. - 43 с.

40. Поддьяков А.Н. Вариативность преобразований предмета дошкольниками как условие его познания // Вопр. психологии. - 1986. - № 4. С.49-53.

41. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - 266 с.

42. Поддьяков А.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - "черным ящиком" // Вопр. психологии. - 1990. - № 5.С. 65-71.

43. Поддьяков А.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Моск. ун-та. № 4. - С. 34-41.

44. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопр. психологии. - 1996 - № 4. - С. 14-24.

45. Поддьяков А.Н. Особенности наглядно-действенного мышления дошкольников // Вестник Моск. ун-та. 1986 - № 1. - С.69-71

46. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. - М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - 85 с.

47. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис…д-ра психологических наук: 19.00.07/ МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии - М., 2001, с.74

48. Поддьяков А.Н. Развитие и формирование исследовательского поведения и экспериментирования // Педагогическая психология. Психолог- практик в сфере образования: Сборник программ учебных дисциплин / Под ред. И.И.Ильясова, Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 85-98.

49. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Академия, 2004. - 272 .с

50. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. - М.: Центр "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца, 1998. - 29 с.

51. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1994. - 48 с.

52. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФА-М, 2005. - 528 с.

53. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: РОУ, 1992. - 223 с.

54. Раскин Л.Г. Анализ сложных систем и элементы теории оптимального управления. - М.: Советское радио, 1976. - 344 с.

55. Савенков А.И. "Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение" - Ярославль: Академия развития, 2002.

56. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / "Одаренный ребенок", № 1, 2003.

57. Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. / "Одаренный ребенок", № 2, 2003.

58. Савенков А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать. / "Одаренный ребенок", № 3, 2003.

59. Савенков А.И. Познание в действии или как провести эксперимент. / "Одаренный ребенок", № 4, 2003.

60. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998. - 288.с

61. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний(психологические основы). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 345 с.

62. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. - М.: Российское педагогическое агентство, 2003. - 281 с.

63. Эльконин Д.Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. - М.:Педагогика 1989. - С. 202.

64. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. В.Я. Ляудис, И.И. Ильясова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 26-31.

65. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.

66. Эльконин Д.Б., Эльконинова Л. Метод изучения предметного действия как творческого акта // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно - практической конференции. М, 1988.

67. Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества // Вопр. философии. - 1995. - №12. - С. 118-127.

Примечания:

работа не полностью