Выявление особенностей развития речевого мышления у детей 6-летнего возраста с ОНР (III уровня) и определение эффективных методов формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 89  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

2.1 Программа исследования

2.1.2. Характеристика выборки

2.1.3 Методы исследования и обработки результатов

1. Методика "Исключения понятий"

2. Методика "Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах"

3. Методика "Последовательность событий" (предложена Н.А. Бернштейном)

4. Методика "Сравнение понятий"

5. Метод статистической обработки данных по U-критерию Ман-на-Уитни

2.2. Анализ результатов развития речевого мышления у детей до-школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.2.1. Описание и анализ результатов констатирующего этапа ис-следования

2.2. Формирование мышления у детей с ОНР III уровня

2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп после завершения коррекционно-развивающей работы

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

2.2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования

Цель исследования: выявление особенностей развития речевого мышления у детей 6-летнего возраста с ОНР (III уровня) и определение эф-фективных методов формирования словесно-логического мышления у стар-ших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Выдвинутая цель определила задачи исследования:

1. Подобрать методики по диагностике особенностей словесно-логического мышления у старших дошкольников.

2. Провести диагностику особенностей словесно-логического мышле-ния у детей старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и в норме.

3. Провести анализ результатов диагностики особенностей словесно-логического мышления у детей старших дошкольников с общим недоразви-тием речи III уровня и в норме.

4. Подобрать методы и приемы работы по формированию словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

5. Проанализировать результаты коррекционной работы.

6. Дать рекомендации по проделанной работе.

Объектом исследования являются особенности мышления дошколь-ников, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.

Предметом исследования является реализация коррекционно-развивающей работы с целью развития речи и подготовки к переходу от на-глядно-образного мышления к словесно-логическому переходу старших до-школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы

1) Ануфриев А.Ф. Психологический анализ: Система основных понятий. - М.: "Альфа", 1995.

2) Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочине-ния.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).

3) Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

4) Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение.-М.,1983.

5) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике-СПБ: Питер, 1999.

6) Вертгеймер. М. Продуктивное мышление.-М.,1987.

7) Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление.-М., 1980.

8) Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.-М., 1990.

9) Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

10) Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

11) Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: Ме-тодика двоичной стимуляции//Хрестоматия по общей психоло-гии:Психология мышления-М., 1981.

12) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.-М., 1982.

13) Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет.-М.: АРКТИ, 2002.-96с.

14) Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии.-1982-№5-С.80-84.

15) Гальперин П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.-М.,1981.

16) Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

17) Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР.-М.:МГОПУ, 1996.

18) Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи де-тей старшего дошкольного возраста с ОНР.-1986.-№6.

19) Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР.-1986.-№3.

20) Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников.-М., 1998.

21) Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Общее недоразвитие ре-чи.-М., 1996.

22) Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л., 1982.

23) Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - И., 1981.

24) Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М., 1985.

25) Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.-М., 1995.

26) Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилет-него возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с.

27) Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Под общ. Ред. Е.М. Мастюковой.-М., 2002.

28) Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М.: Просвещение, 1982.

29) Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов.-М.: ИПП, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

30) Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983 (Мышление: 79-92).

31) Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.- М.: Наука, 1969.

32) Логопедия /Под. Ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-М., 1999.

33) Лубовский В.И. Дифференциальная диагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы//Проблемы специальной психологии и психо-диагностика отклоняющегося развития.-М., 1998.

34) Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии.-М.: Педагогика, 1978.

35) Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.

36) Люблинская А.А. Детская психология.-М., 1979.

37) Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего не-доразвития речи / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития.-Санкт-Петербург: Питер, 2001.

38) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: "Академия", 2000-456с.

39) Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи /Ред. Сост. С.А. Миронова.-М., 1987.

40) Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.

41) Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие.-М., 1987.

42) Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Сели-верстова.-М., 1997.

43) Психолингвистика. Сборник статей. - М., 1984.

44) Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические реко-мендации/Под ред. Л.М. Шипициной. - СПБ.: Институт специальной пе-дагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.

45) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989

46) Семоло Н.Я., Семоло М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога: М. - АРКТИ, 2003. - 208 с.

47) Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика - М., 1976.

48) Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми на-рушениями речи. - М.: Педагогика, 1980.

49) Сухарева Г.Е. Стойкие психические нарушения в определенном периоде органических поражений головного мозга / Психология детей с наруше-ниями и отклонениями психического развития - СПБ: Питер, 2001.

50) Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.. 1984.

51) Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца М., 1991

52) Филичева Т.Б., Туманова Г.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., 1999.

53) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание де-тей 5-летнего возраста с ОНР. М., 1991.

54) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в услови-ях специального детского сада. М., 1993 Ч I,II.

55) Хомский Н. Язык и мышление. - М., 1972.

56) Христоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

57) Шахнорович А.М. Проблемы психолингвистики. М., 1987.

Примечания:

работа неполностью