Изучение теоретических аспектов формирования социально - психологических взаимоотношений в коллективе, сопоставлении полученных знаний с действительностью, выработке рекомендаций, разработки мероприятий по совершенствованию социально - психологических мет

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 68  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

Введение

Социально - психологический климат коллектива

1.1. Основные характеристики коллектива и социально - психологический климат

1.2. Факторы формирования социально - психологического климата

1.3. Пути регулирования социально - психологического климата в коллективе

1.4. Методы исследования социально - психологического климата

2. Анализ социально - психологического климата на МП "Тепловые сети"

2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ социальной структуры коллектива МП "Тепловые сети"

2.3. Анализ системы управления персоналом на предприятии

2.4.Оценка использования менеджментом системы социально - психологических методов управления персоналом

2.5. Влияние СПК на экономические показатели деятельности предприятия

Введение

В науке психологии управления и в других социальных отраслях знаний социально - психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание, на сегодняшний момент.

Проблематика формирования благоприятных взаимоотношений волнует многих теоретиков и практиков (руководителей предприятий) поскольку в современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.

Более развитую в интеллектуальном и духовном смысле личность труднее приспособить к обособленной функциональной деятельности и мотивировать ее, стремясь получить максимальную отдачу, и, тем самым, использовать самый доступный человеческий ресурс в целях получения прибыли.

Развитый коллектив требует наиболее совершенного подхода к его использованию, управлению.

В данной ситуации, на примере преуспевающих бизнесменов зарубежья и нашей страны, которые добились высоких результатов благодаря эффективным методам взаимодействия с подчиненными, руководители отечественных предприятий стремятся овладеть методами руководства коллективом, а также навыками эффективных взаимоотношений.

Рабочий коллектив - это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс - это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Человеческий ресурс - кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания.

Успех коллективу обеспечивает нормальный морально - психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.

Создание нормальных взаимоотношений - основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации.

Теоретические исследования феномена "Социально психологический климат коллектива" сопряжены с определенными трудностями - необходимостью учета двух наук социологии и психологии; с другой стороны именно социологический подход позволяет психологии апеллировать к социологии, исходя из понимания, что человек есть результат социальных отношений.

Практические исследования и разработки в части совершенствования социально - психологических взаимоотношений в коллективе также требуют углубленного изучения психологии как науки, отдельных ее разделов: психологии личности, психологии группы, психологии управления.

Таким образом, изучение данного феномена сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности организаций, и при этом требует систематического изучения науки психологии, и социально - психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного использования рабочей силы.

Цель данной дипломной работы заключается в изучении теоретических аспектов формирования социально - психологических взаимоотношений в коллективе, сопоставлении полученных знаний с действительностью, выработке рекомендаций, разработки мероприятий по совершенствованию социально - психологических методов управления коллективом предприятия.

Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

Раскрытие сущности социально - психологического климата и определение факторов его формирования;

Изучение методов исследования и регулирования социально - психологического климата в коллективе

Проведение комплексного анализа состояния социально - психологического климата в коллективе МП "Тепловые сети" и определение основных причин его ухудшения

Разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально - психологического климата в коллективе предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.

Список литературы

1. Балковская Т.З., Голикова И.В. Социально - психологические и организационные основы управления персоналом. Ч.1. Социология труда: Учеб. пособие. Хабаровск. ХГАЭП, 1997.

2. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально - психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.

3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 1991. -205 с.

4. Ваше преуспевание в ваших руках. -М.: Республика, 1992. -177 с.

5. Грачев М. Капиталистическое управление, уроки 80. -М.: Экономика, 1991. -366 с.

6. Грачев М. Суперкадры. -М.: Дело, 1993. -231 с.

7. Друкер П. Менеджерская организация // Директор. -1996 -№ 8,9. -С. 3-15.

8. Кричевский Р. Если вы руководитель. -М.: Дело, 1991. -174 с.

9. Козлова А. Организация управления промышленным предприятием. -М.: Экономика, 1981. -372 с.

10. Курс для высшего управленческого персонала, Под ред. Терещенко. -М.: Экономика 1971. -288 с.

11. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. -226 с.

12. Кузьмин Е., Волков Н. Руководитель и коллектив. -М.: Экономика, 1989. -395 с.

13. Методики социально - психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. - М.: Наука, 1990. - 216 с.

14. Неймер Ю.Л. Социально - психологический климат коллектива предприятия // СОЦИС. 1990.- № 11.

15. Парыгин Б.Д, Основы социально - психологической теории. -М.: Наука, 1971. - 186 с.

16. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Экономика, 1986. -216 с.

17. Подполек Я. Практические вопросы психологии управления. -М.: В/Ш, 1987. -377 с.

18. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. - Ростов -на - Дону: Феникс, 1997.

19. Свеницкий А. Социальная психология управления. -Л.: 1986. -315 с.

20. Социальная психология: Хрестоматия \ Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 1999. - 475 с.

21. Социально - психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979 г. - 176 с.

22. Степкин Ю.Авторитет руководителя. -Л. 1982. -330 с.

23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособие. 2 - е изд.- Ростов - на - Дону: Феникс. 1997 г.

24. Страков С. Шведская модель управления // Управление персоналом. -1997. -№6. -С. 16-22.

25. Старобинский Э. Как управлять персоналом. -М.: Бизнес школа, 1998. -С. 4-11.

26. Таранов П. Золотая книга руководителя. -М.: "SН", 1996. -126 с.

27. Терещенко К. Социально-психологические аспекты руководства. -К., 1973.

28. Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально - психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 1990. - 218 с.

29. Управление - наука и искусство. -М.: Республика, 1991. -281 с.

30. Хоскинг А. Курс предпринимательства. -М.: Отношения, 1993. -218 с.

31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. -М.: ВШ, 1986. -388 с.

32. Шанхалов Ф. Американский менеджмент. -М.: Наука, 1993. -319 с.

33. Шекшня С. Управление персоналом современной организации. -М.: "ИС", 1996. -274 с.

34. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984. - 248 с.

35. Шмунк И.Я., Топильский А.И. Задачи социального развития трудового коллектива в условиях перехода к рынку. - М.: Высшая школа, 1991. - 216 с.

36. Эртов В. Управление персоналом предприятия в современных условиях // РЭЖ. -1997. -№6. -С. 18-25.

37. Юшкевич С. Современные методы управления персоналом // Директор. -1995. -№6. -С. 7-14.

38. Яхнович С. Культура и управление персоналом // Кадры. -1993. -№9. -С. 22- 27.

Примечания:

Примечаний нет.