Эмпирическое исследование развивающих игр как средства повышения личностной готовности ребенка к обучению в школе (на примере учащихся 1-х классов общеобразовательной школы № 14 г. Москвы).

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 89  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы исследования развивающих игр как средства повышения личностной готовности ребенка к обучению в школе 6

1.1. Личностная готовность как часть психологической готовности ребенка к школе 6

1.2. Развивающая игра как объект исследования в психологии 21

1.3. Опыт исследования развивающих игр как средства помощи детям в отечественной и зарубежной психологии 30

Выводы по 1 главе 35

Глава 2. Эмпирическое исследование развивающих игр как средства повышения личностной готовности ребенка к обучению в школе 36

2.1. Организация и методика исследования 36

2.2. Анализ результатов эмпирических исследований развивающих игр как средства повышения личностной готовности ребенка к обучению в школе 41

2.3. Практические рекомендации для психологов дошкольных учреждений по повышению эффективности подготовки детей к школе. 66

Выводы по 2 главе 73

Заключение 74

Библиография 77

Приложения 81

Введение

Введение

Актуальность темы.

Проблема готовности детей к школьному обучению со всей очевидностью становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии. Современные представления о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер проблемы готовности к школе и непосредственную взаимосвязь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии и другими областями человекознания.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом моментов. Во-первых, в условиях современного активно развивающегося вариативного образования исследования закономерностей и вариантов индивидуального развития учащихся в учебном процессе являются необходимой и реальной основой для повышения эффективности образования. Во-вторых, за более чем вековую историю проблемы накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований частных аспектов готовности детей к школе, тем не менее, эта проблематика все еще остается актуальной и нуждается в поисках оптимального решения. В-третьих, возрастание актуальности данной проблематики для системы образования сочетается со снижением количества научных публикаций исследований в этой области.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы отечественной науки, детально разработанные в исследованиях К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. В исследовании использованы работы авторов в области психологии индивидуальности (А. Бине, В. Штерн, Г. Мюнстерберг, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, А.В. Либин, A. Anastasi, С. Cooper, J.R. Royce & A. Powell и др.), современной педагогической и детской психологии (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, и др.), новейшие исследования психической деятельности человека (П.К. Анохин, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); положения организации психологической службы в системе образования (И.В. Дубровина).

К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к школьному обучению как в отечественной (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, и др.), так и в зарубежной психологии (Я. Йирасек, J.S. Bruner, J. Gutke, F. Hering, F.L. Ilg, L.B. Ames, F. Kern, G. Witzlack и др.). Выявлены закономерности формирования учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения; определен круг необходимых для начала школьного обучения знаний и умений; выявлены возрастные особенности развития познавательных и психомоторных способностей, составляющих основу усвоения учебных предметов; определены критерии функциональной готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности шести- и семилетних детей и т.д.

Проблема исследования состоит в том, что вопрос о характере влияния развивающих игр на отдельные психические качества и свойства личности ребенка в целостной структуре готовности к обучению в школе в настоящее время мало изучен. Его решение имеет большое научное и практическое значение.

Объект исследования: личностная готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования: формирование личностной готовности детей к обучению в школе посредством развивающих игр.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить формирование личностной готовности детей к обучению в школе посредством развивающих игр.

Задачи исследования:

1. проанализировать научные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе,

2. рассмотреть возможности формирования психологической готовности детей к обучению в школе, ориентируясь на экспериментальную часть,

3. выявить уровни готовности детей к обучению в школе,

4. повысить уровни личностной готовности детей к обучению в школе в ходе специальных занятий, содержащих развивающие игры,

5. провести сравнительный анализ,

6. выявить результативность поведенных занятий.

Гипотеза исследования:

В результате игровых занятий с детьми предполагаются следующие изменения в их личностной сфере: повышение мотивации; формирование положительного эмоционального отношения к сложным формам сюжетно-ролевой игры; улучшение произвольной регуляции деятельности; повышение речевой активности детей; активизация способности наделять предметы символическим значением, проявляющаяся в использовании разнообразных предметов-заместителей.

Методы исследования.

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, тестирование, эксперимент, анализ работ учащихся.

Методологические принципы данного исследования состоят в последовательном нахождении особенностей личностной готовности детей к обучению в школе посредством развивающих игр, их группировке и нахождении уникальных и специфических свойств данного явления, попавших в поле зрения исследователя.

Методики исследования:

" Уровень развития общительности (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская),

" Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека),

" Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).

" Карта наблюдений Дж. Скотта

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных подходов в практике работы психологов и педагогов образовательных учреждений, а также в процессе их профессионального обучения.

Список литературы

Библиография

1. Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение 1984 г.

2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1990 г.

3. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект.-СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: - ЭКСМО-Пресс, 2001 г. с. 93

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968

6. Будницкая И. Ребёнок идет в школу / Библиотека для родителей. М.: 1995.

7. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.

8. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. М, 1975.

9. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 1982. 399 с.

10. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10

11. Заика Е.В., Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, №2, С. 59-62

12. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. М.: ИНТ, 2004. - 48 с.

13. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. - М.: Независимая фирма "Класс" - 1998

14. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996

15. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

16. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1988

17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. - М.: УРАО, 1997

18. Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.

19. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л.: 1964г.

20. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, 1995.

21. Лэндрет Г. Игровая терапия, искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. 1994.

22. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1981

23. Мухина В. Возрастная психология. М, 1998.

24. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. - М.: Просвещение: Владос, 1995

25. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М, 1990.

26. Переслени Л. И., Подобед В. Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики умственного развития детей // Дефектология. 1982б. № 6. С. 11-17.

27. Переслени Л.И., Подобед В.Л., Чупров Л.Ф. Исследование особенностей прогностической деятельности. - Абакан: АГПИ, 1990. - 30 с.

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология, М.: Высшая школа, 2001 г.

29. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. -Киев: 1985 г.

30. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 1983

31. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры. - М.: МПГУ, Липецк - Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 1997, С. 103-104.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946

33. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 1989 г.

34. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976

35. Творчество. Репродукция. Спонтанность. Е. Ромек // Актуальные проблемы психодрамы и социометрии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 66-72

36. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997. С.36

37. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО "Гринго", 1995.

38. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995

39. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981

40. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М.: НПО "Модек", 1995

41. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.

42. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, №5, 1994.

Примечания:

Примечаний нет.