Пути совершенствования работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства (на примере муниципалитета внутригородского(г. Москва) муниципального образования Строгино)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 91  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.2

II. Пути совершенствования работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства (на примере муниципалитета внутригородского(г. Москва) муниципального образования Строгино)

1. Теоретико-методологические основы организации социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства в городе Москве

1.1. Государственная молодежная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 10

1.2. Основные положения социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства в городе Москве. . . . . . с.17

1.3. Правовая база организации социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства в городе

Москве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 29.

2. Анализ организации социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства в СЗАО города Москвы

2.1. Структура префектуры СЗАО и управления молодежной политики и физкультурно-спортивной работы с населением . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 38

2.2. Анализ социальной девиации молодёжи Северо-Западного административного округа города Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.44

2.3. Анализ организации социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства в Северо-Западном административном округе Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 50

2.4. Направления совершенствования организации социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 61

2.5. Разработка проекта совершенствования социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.. . . .с.70

III. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 81

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 85

Введение

Проблема воспитания детей и молодежи волновала общество всегда. Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского общества проблемам воспитания придавалось жизненно важное значение. Особенно остро они вставали на переломных этапах развития общества. В связи с этим задачу воспитания подрастающего поколения необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности современной России. Проблема воспитания - исключительно важное социальное и педагогическое явление, специально организованный, педагогически управляемый процесс формирования и развития личности.

Одним из важнейших направлений в политике Правительства Москвы, префектур административных округов и управ районов является решение вопросов социального комплекса. В области государственной молодежной политики таковой является социально-воспитательная работа по месту жительства, которая ведётся различными организациями и учреждениями и координируется, направляется территориальными органами молодежной политики и местными органами власти. Демократические преобразования, происходящие в обществе, открывают широкую возможность в выборе содержания, форм и методов воспитания, основанных на местных социокультурных особенностях и педагогических традициях. Поэтому установление конкретных целей и задач воспитания - сфера самоопределения самих педагогических коллективов, воспитателей, родителей, представителей социальных институтов и общественности.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена усилением в настоящее время антипедагогических тенденций общественного развития, таких, как увеличение количества детей-сирот и семей, пренебрегающих своим родительским долгом, расслоение общества по уровню и образу жизни, распространение спектра и количества угроз жизни и безопасности личности и общества, укоренение в обществе нежелательных для продуктивного воспитания жизненных стратегий и сценариев, связанных только с личным успехом, достигнутым любой ценой и безнравственными средствами, недостаточность теоретической базы и образовательных средств, стимулирующих воспитательную деятельность в современной России. В целом общий социальный фон воспитания подрастающего плколения в современной России определяется специалистами в области воспитания как кризисный и неблагоприятный.

Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов: продолжает увеличиваться подростковая преступность, увеличивается численность преступных групп, в которых вместе с взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения. Анализ преступности среди несовершеннолетних за последние годы свидетельствует о том, что одной из основных причин роста противоправных действий со стороны подростков остается их незанятость учебой, трудом и организованными формами досуга. Неорганизованные дворовые компании подростков остаются предметом общественного внимания. Почти половину от общего количества несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, составляют неработающие и неучащиеся. Проблемы, с которыми сегодня столкнулись многие подростки: нестабильность и агрессивные тенденции в обществе, социально-правовая незащищенность, проблемы досуговой занятости, утрата семьей функций традиционно эффективного института социализации, отсутствие профессиональной и жизненной перспективы роста, - способствуют возрастанию потребности в организации работы с разновозрастными группами по месту жительства. Один из основных путей решения проблемы роста подростковой преступности - обеспечить несовершеннолетних полноценным досугом.. Все чаще тревожно звучат цифры статистики роста преступности и наркомании среди несовершеннолетних. В Москве среди преступлений, совершённых несовершеннолетними, 60% приходится на долю учащихся. Руководитель управления Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков по Москве Виктор Хворостян сообщил, что, по данным департамента здравоохранения, в 2008 году в Москве стоят на официальном учете 29 тысяч наркоманов. При этом он признал, что "реальная цифра на порядок выше - это около 300 тыс. человек"1. В 2007 году в Москве было зарегистрировано 83,7 тыс. преступлений, из которых несовершеннолетние совершили 2,1 тыс. Среди них 756 тяжких и особо тяжких, 776 - средней тяжести и 616 - небольшой тяжести. 23 преступления трактовались по статье "Убийство", 15 - "Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть". В категории "Хищение" было 756 краж, 408 грабежей и 174 разбойных нападения. К уголовной ответственности привлечено более 1750 детей и подростков, Треть от общего числа подростков, привлекавшихся к ответственности, - это мигранты (540 человек). В 2007 году зарегистрировано 197 малолетних рецидивистов. В 2007 году от рук детей и подростков в Москве погибли 38 человек. 15 из этих случаев убийствами официально не считаются: уголовные дела возбуждены по статье "Нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть человека". Это значит, что людей забили насмерть.

За первое полугодие 2008 года к уголовной ответственности в Московской области привлечены 753 школьника.

Общая цель молодежной политики состоит в улучшении положения по организации досуга детей, подростков и молодёжи, преодолении негативных

тенденций и стабилизация развития системы и создание реальных

____________________________

1 Л. Павловский "Механизмом тестирования школьников на наркотики займутся Минздрав и Минобразования" / Наркомат/ 2008/ 3/ с.4.

предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов воспитания детей и подростков и формирования творческой личности.

Одним из направлений молодёжной политики является обеспечение развития системы социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства.

Социально-воспитательная работа по месту жительства рассматривается как важнейший компонент молодежной политики. Под социально-воспитательной работой понимается целенаправленная деятельность образовательных и иных учреждений, направленная на эффективную реализацию воспитательных, социально-правовых, экономических, организационных условий и гарантий для разностороннего развития детей и подростков.

Выделяются два приоритетных направления социально-воспитательной работы, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, создание благоприятных условий и психологического климата для развития личности; во-вторых, профилактика отклоняющегося поведения, педагогической запущенности, безнадзорности и беспризорности, правонарушений и преступности.

Степень разработанности проблемы.

Интерес к формированию и функционированию системы социально-воспитательной работы по месту жительства с детьми, подростками и молодёжи на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так, основы организации социально-воспитательной работы по месту жительству, с детьми, подростками и молодёжью рассматриваются в трудах таких авторов как доктор социальных

наук, профессор В.И. Чупров и кандидат социологических наук. Зубок Ю.А 1, председатель Комитета по делам семьи и молодёжи города Москвы Пильщиков О.Е.2

Экономические основы социально-воспитательной работы по месту жительства с детьми, подростками и молодёжью рассматривает кандидат экономических наук, доцент Кучмаева О.В. .

Основные направления и принципы социально-воспитательной работы по месту жительству с детьми, подростками и молодёжью изложены, например, в работах Муравьёвой И.Н.4

Мирошкина М.Р5. обобщает опыт работы подростково-молодёжных клубов по месту жительства, Катаева Н.А6 и Климачева Е.В7 пишут о социальной работе со склонными к правонарушениям подростками.

Однако, как показывает практика, в настоящее время социально-воспитательная работа по месту жительства в основном направлена на работу с детьми, а не с подростками и молодёжью, которые остаются предоставлеными самим себе и негативным влияниям улицы.

_______________________________

1Чупров В.И. Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве : проблемы и перспективы. М., 2000.

2Пильщиков О.Е. Доклад "Об организационно-правовой деятельности государственных учреждений и общественных организаций в помещениях, предназначенных для работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства/ Информация департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, 2005 г.

3 Государственный доклад "Положение молодежи и реализация государственной молодежной полотики в Российской Федерации", Москва 2003 г.

4 И.Н. Муравьева. Социальное воспитание подростков и молодежи - важнейший компонент молодежной политики // Ребенок и социум 2000 г. № 40-41, с.1 - 9

5 Мирошкина М.Р. Обобщение опыта работы подростково-молодёжных клубов по месту жительства (по материалам конкурсов учреждений социального обслуживания молодёжи и клубов по месту жительства за 1999-2002 г.г.). - М., 2002.

6 Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям. Учебно-методическое пособие. - Киров, 1997

7 Климачева Е.В. Социальная педагогика: девиантное поведение: Практикум для студентов. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2004

Сегодня состояние организации социально-воспитательной работы по месту жительства предполагает необходимость закрепления и развития положительных тенденций и накопленного опыта в городе Москве, и это подтверждает актуальность данной работы.

Объект дипломной работы - государственные учреждения, ведущие социально-воспитательную работу по месту жительства с детьми, подростками и молодёжью.

Предмет дипломной работы - пути совершенствования системы социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства.

Цель дипломной работы - выявить проблемы в системе социально-воспитательной работы по месту жительства с детьми, подростками и молодёжью, предложить способы устранения недостатков и пути повышения эффективности социально-воспитательной работы.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические основы социально-воспитательной работы по месту жительству с детьми, подростками и молодёжью в Москве;

- рассмотреть особенности социально-воспитательной работы по месту жительства с детьми подростками и молодёжью;

- выявить проблемы и недостатки социально-воспитательной работы по месту жительству с детьми, подростками и молодёжью в СЗАО Москвы;

- предложить пути совершенствования социально-воспитательной работы по месту жительству с детьми, подростками и молодёжью;

- предложить практическую разработку проекта совершенствования социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства в Строгино.

Правовую базу социально-воспитательной работы по месту жительства с детьми, подростками и молодёжью составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации, законы РФ: "О воспитательной и досуговой работе с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства и занятости несовершеннолетних", "О мерах по совершенствованию государственной поддержки досуговых организаций, ведущих работу с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства", "О молодёжи", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних", Закон города Москвы от 25.10.2006 № 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной и физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства", Закон города Москвы №51 от 26.12.2007 г. "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" и другие составляющие методологическую базу исследования.

Эмпирическая база исследования - статистические данные, предоставленные Префектурой Северо-Западного административного округа города Москвы и Управления молодежной политики и физкультурно-спортивной работы с населением. Аналитический материал, представленный в дипломной работе, отражает состояние основных социальных характеристик молодежи в 2007 и первой половине 2008 года и тенденции их изменения по сравнению с предыдущими периодами. Рассмотрение конкретных мероприятий в связи с этими изменениями позволяет оценивать как уровень развития молодёжи, так и эффективность реализации государственной молодежной политики, в том числе и социально-воспитательной работы по месту жительства.

Поставленные цели и задачи дипломной работы достигаются при помощи таких методов исследования, как изучение документов и нормативно-правовых актов; сравнительный анализ; наблюдения; обобщения.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социально-воспитательной работы по месту жительства с детьми, подростками и молодёжью в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.

Список литературы

1. Нормативно-правовые акты.

1.1.Закон города Москвы от 25.10.2006 № 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной и физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства".

1.2.Закон города Москвы №51 от 26.12.2007 г. "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства".

1.3 Закон города Москвы от 12 апреля 2000г. № 8 "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями".

1.4.Закон города Москвы от 28 января 2004 г. № 4 "О молодежи".

1.5 Закон города Москвы от 25 октября 2006 года "О наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере.

1.6 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

1.7. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа

2004 г.).

1.8. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95 № 195-ФЗ.

1.9. Постановление Правительства Москвы от 26 марта 1996 г. № 275 "О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних".

1.10. Постановление Правительства Москвы от 11 августа 1998 г. № 622 "О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних.

1.11 Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г.

№ 1016 "О мерах по совершенствованию государственной поддержки досуговых организаций, ведущих работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства".

1.12. Постановление Правительства Москвы от 26.07.2005 № 549-ПП "О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы".

1.13. Постановление Правительства Москвы от 16 апреля 2003 года № 614-РП "О передаче в оперативное управление управам районов города Москвы нежилых помещений для организации работы с детьми и ветеранами".

1.14. Постановление Правительства Российской Федерации № 706 от 27.10.2007 "О государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи".

1.15. Постановление Правительства РФ от № 409 от 29.05.2008 "О Федеральном агентстве по делам молодежи".

1.16. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".

1.17. Постановление Правительства Москвы от 29.12.1998 г., № 1016 "О мерах по совершенствованию государственной поддержки досуговых организаций, ведущих работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства".

1.18. Постановление Министерства Здравоохранения РФ от 03 апреля 2003 г. № 27 "О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов";

1.19. Постановлению правительства Москвы 2005 года "О работе территориальных органов исполнительной власти города Москвы по взаимодействию с органами местного самоуправления и развитию инициатив граждан".

1.20. Постановление Правительства Москвы от 29.11.2005 № 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве".

1.21. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 24.04.96 № 24 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам молодежи".

1.22. Распоряжение Правительства Москвы от 14 марта 2005 г. № 354-РП "О проектировании и строительстве детских досуговых центров в городе Москве".

1.23. Распоряжение Департамента имущества от 01 декабря 1999 г.

№ 4038-р "Об использовании помещений, предназначенных для работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства".

1.24. Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2003 г.

№ 947-ПП "О мерах по дальнейшему развитию физкультурно-спортивной работы в жилых микрорайонах города Москвы".

1.25. Распоряжение Комитета Российской Федерации по делам молодежи от

24.06.96 № 42 "Об утверждении разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи Российской Федерации, объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по оплате труда руководителей.

1.26. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года.

1.27. Городская целевая программа "Молодежь Москвы 2004-2006".

1.28. Городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.).

1.29. Городская целевая программа "Профилактика детской безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних".

1.30. Городская целевая программа "Солнечный круг", утверждённая

постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2005 года № 151-ПП.

1.31. Городская целевая программа "Студенческое правительство".

1.32. Городская целевая программа "Московские дети" ( 2008 - 2017).

1.33. Комплексная целевая среднесрочная программа "Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 годы".

1.34. Городская целевая программа "Культура Москвы".

Городская целевая программа "Год семьи".

2. Литература

2.1. 4 Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992..

2.2. История социальной работы в России. Т. VI. - М.: Изд-во "Союз", 2002.

2.3. Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям. Учебно-методическое пособие. - Киров, 1997.

2.4. Климачева Е.В. Социальная педагогика: девиантное поведение: Практикум для студентов. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2004.

2.5. Мирошкина М.Р. Обобщение опыта работы подростково-молодёжных клубов по месту жительства (по материалам конкурсов учреждений социального обслуживания молодёжи и клубов по месту жительства за 1999-2002 г.г.). - М., 2002

2.6. Словарь-справочник по социальной работе // Под ред. Е.И. Холостовой - М.: Юрист, 2000.

2.7. Социальная энциклопедия / Ред. Кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Болыи. Рос. Энц-я, 2000.

2.8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

2.9. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы - М., 2004.

Журнальные и газетные статьи

2.10. Муравьёва И.Н. Социальное воспитание подростков и молодежи - важнейший компонент политики / Ребенок и социум/ 40 - 41/ сентябрь 2000.

2.11. Неверова Т.А. Взор на беспризорников в Восточном Административном округе города Москвы / Тверская, 13/ 141/ ноябрь 2005 .

2.12. Л. Павловский "Механизмом тестирования школьников на наркотики займутся Минздрав и Минобразования" / Наркомат/ 3 / 2008 .

3. Другие источники

3.1 Государственный доклад "О положении молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации", Москва 2003 г.;

3.2 Государственный доклад "О положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде" Москва 2000г.;

3.3 Информация Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы по итогам работы в 2007 году - Москва 2008 г.

3.4 Информация Префектуры Северо-Западного административного округа о взаимодействии органов исполнительной власти и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними в 2007 году Москва 2007 г.

Примечания:

Примечаний нет.