Изучение организации деятельности Мошковского СРЦН и выявление наиболее значимых сторон деятельности по реабилитации и воспитанию подростков
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 38 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Введение 3 Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы адаптации подростков в социуме посредством деятельности стационарного отделения СРЦН 7 1.1. Педагогические аспекты проблемы адаптации подростков в социуме 7 1.2. Особенности деятельности стационарного отделения СРЦН по адаптации подростков 14 1.3. Комплексная программа адаптации подростков в социуме средствами деятельности стационарного отделения СЦРН 22 Список литературы 36 В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Воспитание в государственных учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно. Известно, что источники эмоциональных и поведенческих расстройств часто коренятся в неблагоприятных событиях детства. Внутрисемейные конфликты, отсутствие любви, асоциальный образ жизни родителей, смерть одного или обоих родителей, воспитание в интернате, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний - вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику. Информация о социальном положении ребенка необходима для выявления детей так называемой группы риска . Различные исследования детей с девиантным поведением ясно показали, что для родителей таких детей, особенно отцов, характерно поведение, которое принято называть асоциальным, или делинквентным. Объяснение этого феномена, вероятно, состоит в том, что в семьях, в которых для родителей характерно преступное поведение, имеют место особенно частые ссоры и разногласия, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними формируют у детей отклонения в поведении. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, копируя поведение своих родителей, а при отсутствии родительского надзора и необходимой опеки возникает проблема социального сиротства . Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты. В связи с этим проблема организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович , Л.С.Выготского , П.Я.Гальперина, В.Н.Гурова, В.В.Давыдова, И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева , А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна и др. Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб раскрыты в трудах А.И.Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А.Васильковой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, В.Н.Гурова, М.П.Гурьяновой, И.Н.Закатовой, Е.М. Рыбинского, Т.Ф.Яркиной и др. Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С.Газмана, А.В.Гордеевой, В.В.Морозова, Л.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой и др. Мы предположили, что наиболее эффективно реализация взаимодействия может быть представлена как модель, включающая в себя различные компоненты. Организация такой модели должна интегрировать усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в реализации процесса психолого-педагогического сопровождения. Определение стратегии и тактики социально-реабилитационной работы с подростками предполагает учет всех составляющих этого процесса, к которым относятся: прогностическая диагностика; индивидуальная комплексная коррекционная работа, включающая проведение тренингов адаптивного поведения для учащихся старших и выпускных классов; подготовка кураторов - социальных педагогов, воспитателей и руководство их работой; предварительная, юридически подкрепленная проработка вопросов социальной защищенности выпускников. Таким образом, важнейшей организационной формой сопровождения подростков в СРЦН является модель социально-психолого-педагогического сопровождения, необходимыми элементами которого являются характеристика выпускника, описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющая систему оценки уровня адаптации детей; система комплексного диагностического (психолого-медико-педагогического) обследования учащихся с акцентом на оценку уровня социальной компетенции; система взаимодействия традиционных и специально организованных служб СРЦН и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей; система внешних коммуникаций СРЦН, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей; функциональность и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих работу с детьми, в том числе программа их профессиональной подготовки и повышения квалификации. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что тема данной работы является актуальной на сегодняшний день. Цель дипломной работы - изучить организацию деятельности Мошковского СРЦН и выявить наиболее значимые стороны деятельности по реабилитации и воспитанию подростков. Задачи исследования: рассмотреть педагогические аспекты проблемы адаптации подростков в социуме; выявить особенности деятельности стационарного отделения СРЦН по адаптации подростков; изучить комплексную программу адаптации подростков в социуме средствами деятельности стационарного отделения СЦРН. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; изучение документации СРЦН; диагностика. 1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Под. ред. Д.И. Фельдштейна - 2-е изд. - М. - Воронеж, 1997. 2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. 3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо, 2002. 4. Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии, // Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 5. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. // Социологические исследования. - 2004. - №8. 6. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. - Сер. Семья и воспитание. - М., 2000. 7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей - М., 1982. 8. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. - 1995. - № 7. 9. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М., 1998. 10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. 11. Лисина М. И., Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990. 12. Мастера педагогики. / Под ред. Ю.Д.Абрамовой. - М.: Просвещение, 1997. 13. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально- педагогической поддержки детства.// Народное образование. - 2000. - №8. 14. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. - М.: Народное образование, 2002. 15. Основы социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2003. 16. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М., 1995. 17. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. - М., 1996. 18. Психологическое изучение детей в школах-интернатах. / Под ред. Л. И. Божович. - М., 1960. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. 20. Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. - Харьков: Торсинг, 2000. 21. Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: МГСУ, 2005. 22. Социальное самоопределение молодежи и образование // Проблемы социализации молодежи: Реф. сб. - М., 1993. 23. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. - СПб.: Петрополис, 2003. 24. Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М: Магистр-Пресс, 2000. 25. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М.: Дашков и К°, 2003. 26. Чабанова А.В. Социальная адаптация молодежи в современных российских условиях. // Социальная педагогика: проблемы и перспективы. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 27. Шахназаров О.Л. Адресная социальная помощь - система социальной защиты для решения проблем нерыночного общества // Территориальные проблемы социальной политики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. 28. Шурыгина И.И. Влияние социально-экономических условий на вовлечение подростков в наркотики // Наркомания как форма девиантного поведения: Сб. ст. - М., 1997. 29. Ясная Л. В. Проблемы семей с больными детьми по материалам зарубежных исследований // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. статей / Под. ред. Е. Ф. Ачильдиевой. - М., 1997. работа не полностью
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: