Разработка комплекса мероприятий в рамках стратегии оператора связи по сохранению и расширению доли компании на рынке телекоммуникаций г. Москвы

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 73  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общая характеристика предприятия 5

2. Анализ уровня организации предприятия 13

2.1. Анализ макроокружения 13

2.2. Анализ непосредственного окружения 14

2.3. Анализ 5 сил конкуренции по Портеру 19

2.4. Анализ внутренней среды компании 21

2.5. SWOT-анализ деятельности предприятия 23

2.6. Направления повышения конкурентной позиции 28

3. Разработка рыночной стратегии ЗАО "Бэст-Телеком" 32

3.1. Маркетинговая стратегия как инструмент обеспечения конкурентоспособности 32

3.2. Формирование рыночной стратегии для ЗАО "Бэст-Телеком" 37

3.2.1. Разработка общей стратегии на основе матрицы рынки/товары 37

3.2.2. Позиционирование стратегий на матрице SWOT 38

3.2.3. Портфельный анализ с использованием матрицы БКГ «рост/доля рынка» 39

3.3. Экспертная оценка сценариев развития компании в целях сохранения и расширения рыночной доли 41

3.3.1. Миссия и стратегические цели организации 41

3.3.2. Экспертная оценка возможностей развития фирмы на основе анкетного опроса. Портфельный анализ с использованием матрицы Мак-Кинси 42

4. Разработка тактики по сохранению рыночной позиции 46

4.1. Возможности организации беспроводного Интернет-доступа в зоне действия компании 46

4.2. Активизация усилий по продвижению дополнительных услуг электронных АТС 48

4.3. Внедрение услуги широкополосного доступа к Интернет по технологии xDSL 49

4.4. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Введение

Динамический процесс стратегического планирования на предприятиях является тем "островком", на котором лежат все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Для сравнения текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

Актуальность темы исследования в общероссийском масштабе обосновывается рядом объективных причин. Связь и телекоммуникации на сегодняшний день являются наиболее бурно развивающейся отраслью отечественной экономики.

В настоящее время происходит насыщение рынка информационных услуг, идут интенсивные процессы развития сетей голосовой связи и передачи данных, появление и развитие широкого спектра новых услуг связи (IP-телефония, Интернет, мультимедийные технологии, электронная коммерция и т.д.). Такое развитие в первую очередь способствует удовлетворению стратегических интересов государства направленных на глубокие структурные преобразования телекоммуникационной сферы, увеличению доходности и повышению ликвидности акций базовых операторов связи, что должно способствовать росту их капитализации, увеличению рыночной стоимости, а значит - инвестиционной привлекательности для отечественного и зарубежного крупного бизнеса.

Темпы роста в отрасли связи и ИТ с 2000 года превышают рост экономики страны в среднем в 4 раза. При этом к 2005 году доля информационно-коммуникационных технологий в структуре ВВП достигла 5%. Рост отрасли связи на протяжении последних 4-х лет значительно опережает темпы развития экономики страны и составляет в среднем более 35% в год. Мало того, наряду с торговлей это самые быстрорастущие отрасли.

Электросвязь является одной из наиболее привлекательных для инвестирования отраслей российской экономики. Ежегодный прирост иностранных инвестиций в отрасль составляет десятки процентов. Средняя рентабельность отрасли связи также превышает средние показатели по экономике в целом. При этом тарифная политика предприятий связи строится как политика субсидирования экономики. Индекс акций предприятий связи неуклонно растет, а кредитный рейтинг повышается. Во многом это стало результатом целенаправленной политики, проводимой правительством РФ и направленной на формирование эффективной нормативно-правовой базы и рост конкуренции в отрасли.

Все это дает основания считать дальнейшее развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из основных приоритетных направлений государственной экономической политики.

Интерес к конкретному предприятию вызван появлением новых видов связи и телекоммуникационных услуг, способных ослабить позиции естественных монополистов и небольших компаний на рынке связи, а также появлением нового крупного конкурента национального масштаба – ОАО «Ростелеком». Из главного поставщика он превратился в основного конкурента на рынке связи. Поэтому важно проследить возможные последствия для компании в виду изменений во внешней среде, оценить конкурентоспособность предприятия в целом и отдельных его подразделений на рынке, а также наметить стратегические альтернативы дальнейшего развития в целях сохранения рыночной позиции, чему и посвящена данная работа.

Основная цель исследования – разработка комплекса мероприятий в рамках стратегии оператора связи по сохранению и расширению доли компании на рынке телекоммуникаций г. Москвы.

Главные задачи работы, поставленные и решенные в данном исследовании:

- дать технико-экономическое описание деятельности предприятия;

- проанализировать конкурентную ситуацию на рынке, включая факторы внешней и внутренней среды;

- определить основные направления повышения конкурентоспособности компании за счет реализации стратегии;

- разработать стратегию рыночного поведения оператора связи в условиях возрастающего конкурентного давления;

- предложить комплекс мероприятий по осуществлению данной стратегии и оценить их экономическую эффективность.

Предполагается, что реализация предложенных мероприятий способна существенно усилить рыночные позиции компании в отрасли.

Объект исследования – ЗАО «Бэст-Телеком» - телекоммуникационная компания, осуществляющая деятельность на рынке связи г. Москвы.

Предмет исследования – взаимоотношения компании с другими участниками рынка, вызванные наличием конкуренции и др. факторов внешней и внутренней среды.

В рамках выполнения работы изучено большое количество отраслевых аналитических отчетов, докладов и данных компаний по рынку телекоммуникаций, а также учебной литературы и монографий по проблематике стратегического и бизнес-планирования; стратегического, финансового менеджмента и маркетинга.

Список литературы

1. Доклад Всемирного банка "Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население", 2005 г.

2. Информационно-аналитический сборник "Россия: экономическая конъюнктура", вып. 1-4, 2004.

3. Кластеры в экономике и их конкурентоспособность. Проект МГТУ им. Н.Э. Баумана "Обзор конкурентоспособности российских регионов", М, 2005.

4. Методологические проблемы вертикальной интеграции повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации (экономические и правовые аспекты). // Тезисы генерального директора Национального института развития М.И. Гельвановского к экспертному заседанию - «круглому столу» совместно с Комитетом по экономической политике Совета Федерации. 03 августа 2006 г.

5. Отраслевая программа "Развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры РФ на период до 2010 г. Министерства информационных технологий и связи, 2005 г.

6. Оценка конкурентоспособности экономики России: отраслевой и кластерный анализ. // Доклад экспертной группы Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по промышленной политике и конкурентоспособности. Май 2005 г.

7. Программа социально-экономического развития российской экономики на 2003-2005 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р).

8. Проект программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2005-2008 годы.

9. Рейтинг "Эксперт — 400. Крупнейшие", 2006. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции. «ЭКСПЕРТ РА», 2007.

10. Рейтинг "Капитализация-200". Список крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации) на 1 сентября 2006 года. «ЭКСПЕРТ РА», 2006.

11. Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 25) – М.: ИЭПП, 2004. – 440 с.

12. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 26) – М.: ИЭПП, 2004. - 684 с.

13. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2004. - 580 с.

14. Российские телекоммуникации: условия и перспективы развития конкуренции. Сборник Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2003.

15. Списки крупнейших компаний и лидеров в отраслях экономики. Крупнейшие компании в сфере телекоммуникаций. «ЭКСПЕРТ РА», 2006.

16. Экономико-политическая ситуация в России в ДЕКАБРЕ 2005. Институт Экономики Переходного Периода. М., 2005 г.

17. Экономико-политическая ситуация в России. Август 2006 года. Институт Экономики Переходного Периода. М., 2006 г. – 55 с.

18. Экономико-политическая ситуация в России в ДЕКАБРЕ 2006 года. Институт Экономики Переходного Периода. М., 2007 г. – 44 с.

19. Годовой отчет ОАО «КОМСТАР – ОТС» за 2005 г.

20. Годовой отчет ОАО «ЮТК» за 2005 г.

21. Годовой отчет ОАО «БАШИНФОРМСВЯЗЬ» за 2000 г.

22. ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ за IV квартал 2006 г. Открытое акционерное общество «КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы».

23. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к бухгалтерской отчетности ОАО «Южная телекоммуникационная компания».

24. Сайт компании ЗАО «Бэст-Телеком» в сети Интернет.

Монографии, статьи, учебная литература

1. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 2001. - 403 с.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., Финансы истатистика, 2001. - 125 с.

3. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М., Финансы и статистика, 2001. - 112 с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. М., Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

5. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. Бухгалтерский учет. Учебник. М., 2001. - 528 с.

6. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы. // Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2001. - С. 25-29.

7. Бизнес-план. /Под. ред. Р.Г. Маниловского. М., Финансы и статистика. 1998. - 160 с.

8. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 120 с.

9. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Смирнова З.М. Финансы предприятия. М., Финансы и статистика, 2001. - 254с.

10. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. - М., ИНФРА-М, 1996. - 432 с.

11. Винокуров В. Организация стратегического управления на предприятии. М., Центр экономики и маркетинга, 1996. - 234 с.

12. Голубков Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления. // Маркетинг в России и за рубежом. №1, 2000. - С. 28-36.

13. Голубков Е.П. Общая характеристика методов сбора данных. //Маркетинг в России и за рубежом. № 1(4), 1998. - С. 36-39.

14. Градов А.Н. Экономическая стратегия фирмы. С-Петербург, Спецлитература, 1999. - 87 с.

15. Грузинов В.В. Экономика предприятия и предпринимательство. М., Софит, 1998. - 379 с.

16. Ефимова О. В. Финансовый анализ. М., Бухгалтерский учет, 2001. - 320с.

17. Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М., Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997. - 272 с.

18. Ковалев А., Привалов В. Анализ финансового состояния предприятия. М., Центр экономики и маркетинга, 1998. - 450 с.

19. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., Финансы и статистика, 1998. - 144 с.

20. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., Финансы и статистика, 1997. - 343 с.

21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М., Финансы и статистика, 2001. - 397 с.

22. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет. М., Финансы и статистика, 2001. - 464 с.

23. Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск, Наука, 1992. - 736 с.

24. Крейнина М.М. Финансовый менеджмент. М., Дело и Сервис, 1997. - 270 с.

25. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М., Издательство БЕК, 2001. - 203 с.

26. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М., ИНФРА-М, 2001. - 383 с.

27. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М., ИНФРА-М, 2002. - 343 с.

Примечания:

Примечаний нет.