Анализ финансово – экономической деятельности коммерческой организации в условиях рынка (на примере Поликлиники ЗАО Медсанчасть «Нефтяник»)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 85  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Содержание

Стр.

Введение________________________________________________________ 2 Глава 1. Теоретические основы финансового анализа

и стратегии управления.______________________________ 5

1.1 Экономическая сущность анализа

финансового состояния.____________________________________ 5

1.2 Экономическое содержание прибыли и рентабельности предприятия.________________________ 18

1.3 Коэффициентный анализ финансового состояния предприятия.______________________________________ 25

1.4 Стратегические аспекты управления коммерческой деятельностью.____________________________________ 31 Глава 2. Общая характеристика, организационная структура

и стратегические основы совершенствования коммерческой деятельности поликлиники ЗАО Медсанчасть «Нефтяник»._________________________ 39

2.1 Организационная структура и общая характеристика деятельности поликлиники.__________________________ 39

2.2 Анализ финансовой деятельности поликлиники ЗАО Медсанчасть «Нефтяник».___________________________ 46

2.3 Маркетинговый анализ коммерческой деятельности поликлиники ЗАО Медсанчасть «Нефтяник».___________ 53

2.4 SWOT-анализ коммерческой деятельности поликлиники._ 62 Глава 3. Разработка и оценка стратегической программы совершенствования коммерческой деятельности поликлиники ЗАО Медсанчасть «Нефтяник».________ 64

3.1 Комплекс мер по совершенствованию коммерческой деятельности.______________________________________ 64

3.2 Оценка ресурсоемкости и результативности программы совершенствования коммерческой деятельности поликлиники ЗАО Медсанчасть «Нефтяник».___________ 69

Заключение_______________________________________________ 78

Список литературы________________________________________ 81

Приложения_______________________________________________ 85

Введение

Введение

Объектом исследования данной дипломной работы является финансово – экономическая деятельность поликлиники ЗАО «Медико-санитарная часть «Нефтяник». Предметом исследования — процесс стратегического управления и техники осуществления коммерческой деятельности на выбранном медицинском предприятии.

Эффективность коммерческой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно оно предвидит дальнюю и ближайшую перспективу своей деятельности. В связи с этим объективно обоснована необходимость разработки программы по совершенствованию организации коммерческой деятельности, чем и обусловлена актуальность темы дипломной работы.

Значимость темы дипломной работы обусловлена и необходимостью четкой стратегической ориентации любого предприятия, так как высокая неопределенность и динамичность внешней среды, сформировавшаяся структура рыночных интересов и распределения сфер влияния осознает необходимость видеть перспективы, суметь минимизировать негативное влияние окружения, а также создать и реализовать на этой основе конкурентные преимущества, являющиеся залогом успешной деятельности каждой фирмы. И особенно актуальным является развитие коммерческой деятельности на рынке медицинских услуг — с одной стороны, регулируемом государством на уровне обязательного страхового обслуживания населения, с другой стороны — стремительно развивающегося в области платных и новых услуг.

Роль медицинских услуг особенно велика при развивающейся конкуренции, при растущем рынке: потребители заинтересованы в обращении в ту фирму, которая наряду с качественными услугами способна предложить и полный их набор, в наибольшей степени отвечающих их требованиям и в кратчайшие сроки. Здесь важны и профессионализм сотрудников, и выбор предлагаемых услуг, и организация лечебного дела, возможность обслуживания как единичных клиентов, так и групп потребителей на договорной основе, дифференциация цен и уровень скидок, скорость обслуживания, наличие или отсутствие очередности и т. д., что в позитивном плане может привлечь клиента, а при недостаточно привлекательной схеме продаж медицинских услуг по сравнению с конкурентами — оттолкнуть.

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции и свободных рыночных цен для прибыльной работы медицинского предприятия особое значение необходимо уделять работе службы сбыта и службы снабжения, умению управлять финансовыми потоками на основе стратегического видения перспектив развития организации.

Прибыльность деятельности любой медицинской организации снижается при реализации услуг по программе обязательного медицинского страхования. Это сказывается на уровне заработной платы сотрудников, возможном внедрении прогрессивных технологий, развитии деятельности организации в будущем (когда речь идет уже о простом выживании, а не о перспективах) и т. д. Данная проблематика является особенно острой при развивающейся рыночной экономике, когда система медицинского страхования в стране не отработана, выплаты являются низкими и не оставляющими возможности на формирование финансовой базы для обновления основных фондов и нематериальных активов. Медицинским предприятиям приходится самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации, формировать стратегические решения, строить программы развития коммерческой деятельности в первую очередь на основе повышения прибыльности, чтобы сохранить имеющуюся базу своей деятельности, расширить ее, обеспечить предприятие квалифицированными кадрами, сформировать постоянные источники финансирования за счет собственной коммерческой деятельности и т. д.

Говоря о степени изученности данной проблемы, следует указать, что ее исследованием занимаются такие видные ученые, как: Голубков Е.П., Ковалев В.В., Корнеева И.В., Митько О.А., Памбухчиянц О.В., Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Шохин Е.И. и другие.

Целью дипломной работы является разработка и оценка стратегической программы совершенствования коммерческой деятельности организации.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) сформулировать теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия в рыночных условиях, в том числе: выявить сущность и основные элементы коммерческой деятельности; обозначить стратегические аспекты управления коммерческой деятельностью и раскрыть некоторые важные особенности продвижения услуг на рынок;

2) на основе теоретического материала составить практическую программу совершенствования коммерческой деятельности поликлиники ЗАО «МСЧ «Нефтяник», в том числе: дать краткую характеристику деятельности организации; оценить влияние организации коммерческой деятельности на финансовые результаты деятельности организации, определить резервы и сформировать технические способы совершенствования коммерческой деятельности организации;

3) предложить стратегическую программу совершенствования коммерческой деятельности, в том числе: разработать комплекс мер по совершенствованию коммерческой деятельности; дать оценку ресурсоемкости программы и оценку результативности предложенной программы.

В соответствии с поставленными задачами излагается материал дипломной работы.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе даны теоретические основы финансового анализа деятельности коммерческой организации, в том числе выявлены основные элементы коммерческой деятельности и показаны стратегические аспекты управления коммерческой деятельностью.

Во второй главе определены стратегическое основы совершенствования коммерческой деятельности поликлиники, в том числе охарактеризованы технические инструменты стратегического планирования и указаны резервы совершенствования коммерческой деятельности организации.

Третья глава посвящена непосредственно разработке и финансовой оценке стратегической программы совершенствования коммерческой деятельности поликлиники. Здесь предложен комплекс мер по совершенствованию коммерческой деятельности и оценены ресурсоемкость и результативность данной программы.

Список литературы

Заключение

Таким образом, в данной дипломной работе была изучена и проанализирована деятельность поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник». На основе финансового и маркетингового анализа была сформирована и предложена к реализации стратегическая программа совершенствования коммерческой деятельности поликлиники.

Стратегическое планирование для поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» включило четыре этапа: финансовое планирование; маркетинговое планирование; формулировка миссии и целей организации; разработку стратегической программы совершенствования коммерческой деятельности.

Техника реализации стратегии поликлиники опиралась на определенные инструменты, применяемые при стратегическом планировании: финансовый анализ, маркетинговый анализ (анализ внешней, внутренней среды, SWOT-анализ).

Стратегия и техника коммерческой деятельности предприятия была изложена в специальной программе, на основе которой может строиться в дальнейшем коммерческая деятельность поликлиники.

Среди стратегических целей поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» выделены:

1. Увеличение доли рынка соответствующего ассортимента медицинских услуг в г. Тюмени, поделенного между тремя конкурентами: поликлиниками ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник», «Геолог» и «Газпром».

2. Повышение качество медицинского сервиса.

3. Сохранение квалифицированных кадров и устранение текучести.

4. Повышение репутации поликлиники и полное удовлетворение запросов корпоративных клиентов.

5. Известность и престижность эксклюзивной услуги по водолечению.

Финансовые цели поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» следующие:

1. Увеличение валового дохода и чистой прибыли поликлиники.

2. Увеличение рентабельности коммерческой деятельности путем организации рекламной кампании.

3. Увеличение рентабельности капитала при дополнительных вложениях в основные фонды (дорогостоящее медицинское оборудование).

4. В возможные кризисные периоды обеспечение относительно стабильного финансового положения.

Ставка в стратегии поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» будет сделана на работу с платными клиентами (то есть теми, кто оплачивает услуги по полисам ДМС, за безналичный расчет (корпоративные клиенты) и наличный расчет (население). Такой аналитический инструмент, как матрица Бостонской Консалтинговой Группы, показала, какие именно группы потребителей сыграют важную роль для успешной коммерческой деятельности фирмы на нескольких рыночных сегментах. Стратегия поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» может ориентироваться как на пользующиеся преимущественным спросом и приносящие основную прибыль от лечебной и диагностической деятельности на медицинские услуги корпоративным клиентам — по прямым договорам с организациями и предприятиями города.

При этом коммерческая деятельность поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» основывается на такой концепции разработки стратегии, как модель концентрированного роста. Для ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» относительно новым продуктом, внедряемым на рынок посредством рекламной кампании, является эксклюзивное водолечение. Также подразумевается улучшить уровень обслуживания клиентуры. Здесь в числе долгосрочного ориентира поставлена цель добиться звания «Марки года».

Среди резервов совершенствования коммерческой деятельности ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» в дипломной работе намечены коммерческие расходы (рекламная кампания по продвижению эксклюзивной услуги водолечения при использовании собственной скважины дебитом в сутки 100 м3) при одновременном усилении договорной работы с корпоративными клиентами и с платным потоком населения, сочетаемом с сокращением доли пациентов по полисам ОМС и с сокращением текучести квалифицированных медицинских кадров.

Для реализации программы совершенствования коммерческой деятельности поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» была выявлена потребность в финансовых и трудовых ресурсах.

Проектом предусматривается укомплектовать штат сотрудников (172 чел.), а также ввести новые штатные единицы (маркетолог и два торговых агента). При этом предусматривается мотивировать труд путем его премиального стимулирования). Затраты на оплату труда при этом увеличатся на 827,2 тыс. р.

Для стимулирования сбыта услуг предусмотрено проведение широкой рекламной кампании. Издержки на рекламу в год составят 120 тыс. р.

При активизации коммерческой деятельности и увеличении оборота услуг появятся коммерческие расходы. Программой предложено установить коммерческие расходы в сумме 261,4 тыс. р. в год.

Для реализации программы не требуется привлечение дополнительных заемных средств. Единовременные выплаты невелики — на оплату рекламы потребуется 120 тыс. р., что вполне по средствам поликлинике ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник».

Эффективное управление оборотными средствами и стимулирование сбыта позволят увеличить оборот товара и высвободить дополнительные средства, которые будут использованы для дальнейшего развития.

В результате проведенных мероприятий в рамках программы совершенствования коммерческой деятельности ожидается увеличение объемов реализации услуг до 24510 тыс. р., т.е. на 30%, что позволит увеличить долю рынка поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» среди трех конкурирующих фирм (данная поликлиника, «Геолог» и «Газпром») на 2%.

Показатели рентабельности значительно улучшатся, так балансовая рентабельность возрастет на 7,14%, рентабельность реализованной продукции (услуг) — на 6,8%, рентабельность продаж — на 5,52%.

Таким образом, программа совершенствования коммерческой деятельности поликлиники ЗАО «Медсанчасть «Нефтяник» является обоснованной и эффективной.

Примечания:

работа неполностью